Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:15, реферат
В реферате в первую очередь приведем краткую биографию выдающегося ученого, а также дадим характеристику учения Н.О. Лосского о ценностях, представим их иерархию.
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО
2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
30
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО 2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
| 3
14 27 29
|
ВВЕДЕНИЕ
В созвездии русских религиозных философов видное место принадлежит энциклопедисту своего времени Н.О. Лосскому.
Николай Онуфриевич Лосский (1870 - 1965) создал оригинальную философскую систему, отличающуюся глубиной и последовательностью мысли.
Интуитивизм Н.О. Лосского является теорией, разрабатывающей философские проблемы, связанные с христианским истолкованием мира. Начиная с гносеологических аспектов, Лосский занимается и другими основными разделами философии.
В частности, ему принадлежит значительный вклад в разработку аксиологической концепции.
Несмотря на огромный интерес к феномену ценности, многое до сегодняшнего дня в природе, классификации ценностей, их соотношении с обществом и личностью остается не изученным и во многом спорным.
Анализируя феномен ценности, мы сталкиваемся со сложной диалектикой субъективного и объективного.
Обо всем, что существует в мире, можно не просто сказать, что оно есть, но и выразить к существующему определенное отношение, сказать хорошо они или плохо, должно быть или не должно. Тот или иной объект (вещь, событие, поступок) может быть квалифицировано субъектом человеком, группой лиц) как нечто желательное, достойное, предпочтительное (со знаком плюс) или как нежелательное, недостойное, опасное (со знаком минус).
В реферате в первую очередь приведем краткую биографию выдающегося ученого, а также дадим характеристику учения Н.О. Лосского о ценностях, представим их иерархию.
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО
Николай Онуфриевич Лосский родился 18 (6) декабря 1870 года в деревне Креславка (ныне Краслава, Латвия) Витебской губернии. Отец, Онуфрий Иванович, был обрусевшим поляком, православным. Мать, Аделаида Антоновна, - польского происхождения, католичка. Несмотря на преобладание польской крови, семья считала себя русской, и воспитание 15 детей было проникнуто русским национальным сознанием.
В 1872 году отец Лосского, служивший до этого лесничим, получил должность станового пристава, и семья переехала в Дагду. После скоропостижной смерти отца в 1881 году Николая отправили на учебу в витебскую гимназию, где он познакомился с сочинениями Д Писарева, Н. Добролюбова, Н. Михайловского. Под влиянием революционных идей Лосский стал материалистом, социалистом и атеистом. В 1887 году он был исключен из гимназии "за пропаганду социализма и атеизма" без права поступления в другие учебные заведения.
Решив продолжить учебу за рубежом, Лосский с помощью контрабандистов пересек границу, приехал в Цюрих. Здесь в среде русских эмигрантов он познакомился с работами Фогта, Плеханова, Лассаля, Герцена; участвовал в демонстрации в честь приезда Либкнехта. Разочаровавшись в революционном движении, Лосский переехал в Берн и поступил на философский факультет университета.
Испытывая материальную нужду, Лосский отправился в Алжир, где собирался поступить в университет. В Алжире его обманным путем завербовали в Иностранный легион. И только симулировав сумасшествие, ему удалось вернуться к гражданской жизни.
Летом 1889 года, без гроша в кармане, проделав значительную часть пути пешком, Лосский возвращается на родину. Недолго проучившись на курсах бухгалтеров, оставляет их, так как влиятельные родственники через министра просвещения добились для него права обучения в петербургской гимназии.
Получив аттестат (1891), Николай поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Проявляя повышенный интерес к ботанике, химии и особенно к анатомии, которую преподавал П.Ф. Лесгафт, Лосский продолжал самостоятельно изучать философию: знакомился с трудами Декарта, Спинозы, Спенсера, читал "Историю философии" Куно, Фишера, но его не удовлетворяли попытки объяснить мир, исходя из позиций механистического материализма. Большое влияние на Лосского оказало знакомство с С. Алексеевым (Аскольдовым), сыном известного русского философа-неолейбницианца А. Козлова.
В 1894 году он поступает на первый курс историко-филологического факультета, слушает лекции главы русского неокантианства А. И. Введенского, благодаря которому гносеология надолго оказалась в центре интересов молодого философа.
После окончания естественнонаучного отделения в 1896 году Лосский стал вольнослушателем историко-философского факультета. Все свои силы он отдает научной и педагогической деятельности. Козлов познакомил его с Вл. С. Соловьевым. В то время стесненность в средствах заставляла Лосского подрабатывать переводами, и Соловьев заказал ему переводы небольших трактатов Канта. Помимо них Лосский перевел книги Ф. Паульсена "Иммануил Кант, его жизнь и учение", И. Ремке "Очерк истории философии", 4, 7 и 8 тома "Истории новой философии" Куно Фишера, "Основы логики" Т. Липпса. Затем взялся за "Критику чистого разума" Канта. "Труд этот, - вспоминал Лосский, - я предпринял не ради уже заработка и не по заказу какого-либо издательства, а по собственной инициативе. Я считал, что существенным условием для преодоления критицизма должно быть знание и точное понимание "Критики чистого разума", книги, написанной тяжелым языком и потому малодоступной широким кругам общества". Этим переводом мы пользуемся и по сей день.
Путь Лосского в философию был непрост и долог, однако уже к окончанию университетского курса им были продуманы контуры будущей философской системы, разработка которой стала важнейшим делом всей его жизни. В 1898 году занятия философского кружка проходили в доме известного русского педагога В. Я. Стоюнина. Лосскому приглянулась его дочь, и вскоре они поженились. У Лосских было три сына.
В 1898 году Лосский защитил дипломную работу. В 1900 году он становится приват-доцентом кафедры философии Петербургского университета. Предоставленную для завершения образования командировку философ использовал в основном для разработки собственной системы. Он занимался в семинаре В. Виндельбанда и Л. Циглера в Страсбурге, стажировался в Лейпциге, в психологическом институте В. Вундта.
В 1903 году уехал в Геттинген, где проходил практику по экспериментальной психологии у Г. Мюллера. Там же в семье Лосских родился первый сын, Владимир, будущий известный православный богослов (второй сын - Борис, впоследствии историк искусства и известный деятель культуры во Франции, третий - Андрей, историк, работал в США).
Возвратившись в Петербург, Лосский защитил магистерскую диссертацию "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма", в которой попытался соединить волюнтаризм в психологии с интуитивизмом в гносеологии.
Лосский активно занимался общественно-политической деятельностью; был избран председателем Союза приват-доцентов, лаборантов и ассистентов, работал в секции разработки новых уставов университетов в Академическом союзе. В этот период он отошел от идей социализма, ближе ему оказались либеральные позиции, верность которым он сохранял на протяжении всей жизни.
В 1905 году Лосский вступил в только что образованную кадетскую партию, принадлежал к ее левому крылу. Он являлся решительным сторонником демократического представительного образа правления, независимо от того, будет ли это конституционная монархия или республика, разделял идеи "фабианского социализма", отрицательно относился к большевикам и марксистской идеологии, первую русскую революцию встретил настороженно; во время слушания рассказа о разгоне одной из демонстраций с ним случился сердечный припадок психоневротического характера. Эти припадки будут периодически мучить его вплоть до революции 1917 года. Но ни революция, ни болезнь не отвлекали Лосского от главного - разработки нового гносеологического направления - интуитивизма.
В 1905 году выходит первая большая работа Лосского "Обоснование интуитивизма", принесшая ему академическую славу. Оценивая значение этой работы уже позднее, С. Л. Франк в статье "Сущность и ведущие мотивы русской философии" (1925) писал: "...лишь с работы Николая Лосского "Обоснование интуитивизма" (1905) возникает специфическая русская научно-систематическая философская школа, которая, может быть, позднее превратится в своеобразный эталон для русской научно-философской традиции".
В это же время в журнале "Вопросы философии и психологии" была напечатана его докторская диссертация "Обоснование мистического эмпиризма", которую в 1907 году он защитил в Московском университете.
Над своей гносеологической концепцией Лосский продолжает работать и дальше, уточняя ее основные понятия, критически соотнося ее с влиятельными в то время теориями знания (неокантианцев, философов имманентной школы, неореалистов, Бергсона, Гуссерля, ряда русских- философов и даже представителей диалектического материализма, критической оценке которого он посвятил отдельную брошюру).
В 1908-1909 годах Лосский преподавал в Петербургском университете, Женском педагогическом институте, на Бестужевских Высших женских курсах и в других учебных заведениях.
Лосский начал занятия метафизикой и приступил к подготовке книги "Мир как органическое целое" (1917). Как мыслитель систематического склада он с самого начала имел в виду, что его гносеология должна получить онтологическое (метафизическое) обоснование. В своих поисках Лосский обращается к истории философии Он читает "Историю метафизики" Э. Гартмана, прорабатывает сочинения Фихте, Гегеля, Шеллинга, открывает для себя Плотина как "первоклассного гения" философской мысли. Импульсы идут и от современной ему философии: от феноменологии, от "живого видения творчески изменчивого бытия", которое он находит в работах Бергсона, П.А Флоренский прислал Лосскому свой труд "Столп и утверждение истины". Лосский не претендует на оригинальность. Свою задачу он видит в том, чтобы внести порядок и гармонию в труды доставшихся по наследству богатств. В данном случае он - наследник Плотина, которого обильно цитирует, а также Лейбница.
Резюме онтологии Лосского звучит следующим образом: "...В основе мира и притом выше мира есть Бог не как совершенство, а более того - как Сущее сверхсовершенство. Далее, в основе мира и притом в составе самого мира есть Царство Божие, Царство Духа как осуществленный идеал. Существа, наиболее далекие от него, могут надеяться достигнуть его, потому что это Царство есть и лучи его хоть в малой мере по благости Божией освещают каждого из нас, помогая переносить бедствия и тягости той несовершенной жизни, на которую мы обрекли себя". Лосский не удовлетворен апофатическим богословием, которое ограничивается только отрицательными определениями Абсолюта: Абсолютное не есть воля, не есть разум, не есть многое, не есть простое и т. д., и т. п. Опираясь на живой религиозный опыт Бога, Абсолютное можно характеризовать положительным образом как Добро.
Онтология Лосского служит обоснованию этики.
Свою метафизическую систему Лосский называл идеал-реализмом, полагая, что всякое реальное (в пространстве и времени) бытие существует на основе бытия идеального. Все сущее состоит из активных деятелей, действительных или потенциальных личностей. Действительная личность отличается от потенциальной тем, что она осознает ценности, особенно нравственные. Свое учение Лосский называет также персонализмом.
Первая мировая война застала семью Лосских на отдыхе в Швеции, откуда они спешно эвакуировались на родину. В 1915-1916 годах в связи с занятиями метафизикой начался медленный процесс возвращения Лосского к религии. Как и многие другие русские философы, он совершил поездку в Оптину Пустынь. Обе революции философ воспринял отрицательно, считая, что революция есть величайшее бедствие для народа, однако весной 1917 года участвовал в популяризации идей кадетской партии, из которой вышел лишь после ее официального запрета в ноябре того же года. Основные политические принципы философа - демократия и правовое государство, неприятие радикализма (как левого, так и правого) и культурного нигилизма. Лосский признавал ценные стороны социалистического идеала, но считал, что они достижимы не путем революции и установления "интегрального социализма", но посредством постепенных социально-экономических и правовых реформ, интеллектуализации общества, что, в конечном счете ведет не к осуществлению доктринальных социалистических моделей, а к появлению сложного общественного строя, сочетающего в себе стороны социалистического идеала с ценными сторонами индивидуального (частного) хозяйствования.
Как философа и моралиста в социальном вопросе Лосского прежде всего, особенно с 1930-х годов, интересовали духовные, религиозно-нравственные основы общества. Он считал, что замыслы построения общества без нравственного обоснования, опираясь только на науку или какую-либо рациональную социальную конструкцию, неизбежно ведут к подавлению свободы, произволу и деспотизму в таких масштабах, каких не знало традиционное общество. С этих позиций он жестко оценивал строй, существовавший на его родине, однако верил, что духовные силы народа в конце концов разрушат тиски тоталитарного режима.