Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:15, реферат
В реферате в первую очередь приведем краткую биографию выдающегося ученого, а также дадим характеристику учения Н.О. Лосского о ценностях, представим их иерархию.
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО
2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание нравственности, привитие добродетели, возможно на основе расширения жизненного и интеллектуального опыта, в котором открывается ценностная сторона бытия. Обычно это расширение опыта происходит ради достижения каких-либо низших ценностей: материального благополучия или удовлетворения тщеславия. В этом случае человек может использовать средства, связанные с высшими ценностями, например, изучает какую-либо науку, развивает в себе общительность, занимается искусством. При этом он вживается в новые для себя области бытия с их высокими ценностями. Дело часто заканчивается тем, что они перестают быть для него только средством и становятся также целью сами по себе, что и соответствует их достоинству.
Немаловажную роль играет воспитание воли, самоограничение, даже в том случае, если первоначально оно предпринимается ради эгоистических целей и достижения низших ценностей. Например, с целью сдать экзамен, достигнуть более высокого статуса приходится преодолевать леность, раздражительность, необщительность. Это обуздание низших эгоистических влечений ведет к ослаблению их и вместе с тем к постепенному высвобождению от той слепоты, которая мешала раньше восприятию более высоких ценностей.
Таковы основы аксиологического учения Н.О.Лосского.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Н.О. Лосский - создатель целостной философской системы, в которой важное место отводиться проблемам этики, аксиологии, свободы личности. Классификация нравственных ценностей позволила ему по-новому рассмотреть нравственно-психологические особенности русского характера, соотношение добра и зла, добродетели и порока. Творчество Н.О. Лосского принадлежит к лучшим образцам русской философии ХХ в. и оказало значительное влияние на последующее развитие философии морали.
Лосский разработал онтологическую теорию ценностей. Ценность, по Лосскому, есть органическое единство существования и смысла, определяющее наше отношение к абсолютной полноте жизни. Вершиной аксиологической пирамиды является абсолютная положительная ценность, имеющая характер безусловного добра в любом отношении и для любого субъекта и выступающая на двух уровнях: Бог как всеобъемлющая и первичная самоценность, абсолютная полнота бытия; тварная личность и необходимые аспекты полноты бытия (любовь, красота, истина и так далее) как частичные абсолютные ценности.
«Абсолютная полнота бытия» является источником ценностей. Условиями возможности ценностей в составе мира является индивидуальное бытие «субстанциальных деятелей», их целеустремленная творческая активность, направленная на достижение «Абсолютной полноты бытия в Царстве Божием», а также любовь, свобода и духовные основы бытия.
Любовь, свобода, творчество не только являются условиями возможности ценностей, но и сами объявляются высокими ценностями. Содержательное наполнение этих понятий и характер их обоснования отличают учение Лосского от взглядов других мыслителей начала ХХ века.
Отстаивая самоценность личности, философ вместе с тем утверждал, что она должна служить сверхличностным целям, и в любом случае не может быть средством для решения сомнительных задач.
Зло – не первично, не самостоятельно, ибо:
1) оно существует только в тварном мире как производное от свободного акта воли сд, а «не в первозданной сущности»,
2) «злые акты воли совершаются под видом добра, так как направлены на всегда на подлинную положительную ценность, однако в таком соотношении с другими ценностями и средствами для достижения ее, что добро подменяется злом: так, быть Богом есть высшая положительная ценность, но самочинное присвоение себе этого достоинства тварью есть величайшее зло сатанинское».
Главное отличие аксиологического учения Лосского от социально-политических утопий состоит в том, что здесь осуществляется иерархия ценностей, а не людей, и каждый человек рассматривается как самоценность, призванная к самосовершенствованию. Философ предлагает реальный, повседневный и позитивный путь из всеобъемлющего духовного кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильев В.А. Лосский и добре и зле, добродетелях и пороках//Социально-
2. Опалев А.В. Н.О.Лосский. Трудные дни 1922 г.//Вестник МГУ.Серия 7. Философия. 2002. № 2.
3. К 40-летию со дня смерти Н.О.Лосского. Философские науки. 2005. № 5.
4. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 2002.
5. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы этики. М., 1998.
6. Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божье как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994.
7. Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 3-134.
8. Лосский Н. О. Идеал-реализм (Из книги «Общедоступное введение в философию») // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 289-348.
9. Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 135-288.
10. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992. С. 10-134.
11. Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О.Лосского. – М.: Знание, 2001.
Приложение I
Абсолютные ценности | Всеобъемлющие (живые существа) | Первичные | БОГ | творец всех абсолютных ценностей |
актуально всеобъемлющие | жители Царствия Божия | действительные, реализовавшиеся личности | ||
потенциально всеобъемлющие | неорганическая природа, растения, животные, человек, народ | «потенциальные» личности в стадии становления | ||
Частичные | Добро, нравственность, красота, любовь, творчество, искусство, знания | Не имеют смысла отдельно от живой личности | ||
Относительные ценности | Предметы, деньги, работа, физиологическая деятельность организма, питание, отдых и т.п. | Могут выступать как целью, так и средством для достижения цели | ||
Служебные ценности | Виды вспомогательных действий, которые носят повторяющийся характер | Являются средством для достижения других ценностей | ||
Отрицательные ценности | Использование ценностей более высокого порядка для реализации ценностей более низкого | Например, убийство живого существа для питания |
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божье как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994. - С .267.
[2] Там же. С.267.
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ... С. 291-292.
[2] Там же. С.30.
[3] Там же. С.307.
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.293.
[2] Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.С. 370
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.288.
[2] Там же. С. 297.
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.288.
[1] Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы этики. М., 1998. С.33.
[2] Там же. С.307.
[3] Там же. С.311.
[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.72.
[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.86.
[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.69.
[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.290.