Философия Николая Онуфриевича Лосского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:15, реферат

Описание

В реферате в первую очередь приведем краткую биографию выдающегося ученого, а также дадим характеристику учения Н.О. Лосского о ценностях, представим их иерархию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО
2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

ЛОС.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

Воспитание нравственности, привитие добродетели, возможно на основе расширения жизненного и интеллектуального опыта, в котором  открывается ценностная сторона бытия. Обычно это расширение опыта происходит ради достижения каких-либо низших ценностей: материального благополучия или удовлетворения тщеславия. В этом случае человек может использовать средства, связанные с высшими ценностями, например, изучает какую-либо науку, развивает в себе общительность, занимается искусством. При этом он вживается в новые для себя области бытия с их высокими ценностями. Дело часто заканчивается тем, что они перестают быть для него только средством и  становятся также целью сами по себе, что и соответствует их достоинству.

Немаловажную роль играет воспитание воли, самоограничение, даже в том случае, если первоначально  оно предпринимается  ради эгоистических целей и достижения низших ценностей. Например, с целью сдать экзамен, достигнуть более высокого статуса приходится преодолевать леность,  раздражительность, необщительность. Это обуздание низших эгоистических влечений ведет к ослаблению их и вместе с тем к постепенному высвобождению от той слепоты,  которая мешала раньше восприятию более высоких ценностей.

Таковы основы аксиологического учения Н.О.Лосского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Н.О. Лосский  - создатель целостной философской системы, в которой важное место отводиться  проблемам этики, аксиологии, свободы личности. Классификация нравственных ценностей позволила ему по-новому рассмотреть  нравственно-психологические особенности русского характера, соотношение добра и зла, добродетели и порока. Творчество Н.О. Лосского принадлежит к лучшим образцам русской философии ХХ в. и оказало значительное влияние на последующее развитие философии морали.

Лосский разработал онтологическую теорию ценностей. Ценность, по Лосскому, есть органическое единство существования и смысла, определяющее наше отношение к абсолютной полноте жизни. Вершиной аксиологической пирамиды является абсолютная положительная ценность, имеющая характер безусловного добра в любом отношении и для любого субъекта и выступающая на двух уровнях: Бог как всеобъемлющая и первичная самоценность, абсолютная полнота бытия; тварная личность и необходимые аспекты полноты бытия (любовь, красота, истина и так далее) как частичные абсолютные ценности.

«Абсолютная полнота бытия» является источником ценностей. Условиями возможности ценностей  в составе  мира   является  индивидуальное  бытие «субстанциальных деятелей», их целеустремленная творческая активность, направленная на достижение «Абсолютной полноты бытия в Царстве Божием», а также любовь, свобода и духовные основы бытия.

Любовь,  свобода, творчество не только являются условиями возможности ценностей, но и сами объявляются высокими ценностями. Содержательное наполнение этих понятий и характер их обоснования отличают учение Лосского от взглядов других мыслителей начала ХХ века.

 

 

Отстаивая самоценность личности, философ вместе с тем утверждал, что она должна служить сверхличностным целям, и в любом случае не может быть средством для решения сомнительных задач.

Зло – не первично, не самостоятельно, ибо:

1) оно существует только в тварном мире как производное от свободного акта воли сд, а «не в первозданной сущности»,

2) «злые акты воли совершаются под видом добра, так как направлены на всегда на подлинную положительную ценность, однако в таком соотношении с другими ценностями и средствами для достижения ее, что добро подменяется злом: так, быть Богом есть высшая положительная ценность, но самочинное присвоение себе этого достоинства тварью есть величайшее зло сатанинское».

Главное отличие аксиологического учения Лосского от социально-политических  утопий состоит в том, что здесь осуществляется иерархия ценностей, а не людей, и каждый человек рассматривается как самоценность, призванная к самосовершенствованию. Философ предлагает  реальный, повседневный и позитивный путь  из  всеобъемлющего духовного кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Васильев В.А. Лосский и добре и зле, добродетелях и пороках//Социально-гуманитарные знания. 2005. № 6.

2.      Опалев А.В. Н.О.Лосский. Трудные дни 1922 г.//Вестник МГУ.Серия 7. Философия. 2002. № 2.

3.      К 40-летию со дня смерти Н.О.Лосского. Философские науки. 2005. № 5.

4.      Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 2002.

5.      Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы этики. М., 1998.

6.      Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божье как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994.

7.      Лосский Н. О. Типы мировоззрений // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 3-134.

8.      Лосский Н. О. Идеал-реализм (Из книги «Общедоступное введение в философию») // Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 289-348.

9.      Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Лосский Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1999. С. 135-288.

10. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении // Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992. С. 10-134.

11. Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии Н.О.Лосского. – М.: Знание, 2001.

 

 

 

 

 

Приложение I

Иерархия ценностей в соответствии с учением Н.О. Лосского

Абсолютные ценности

Всеобъемлющие

(живые существа)

Первичные

БОГ

творец всех абсолютных ценностей

актуально

всеобъемлющие

жители Царствия Божия

действительные, реализовавшиеся личности

потенциально

всеобъемлющие

неорганическая природа, растения, животные,

человек, народ

«потенциальные» личности в стадии становления

Частичные

Добро, нравственность, красота, любовь, творчество, искусство, знания

Не имеют смысла отдельно от живой личности

Относительные ценности

Предметы, деньги, работа, физиологическая деятельность организма,

питание, отдых и т.п.

Могут выступать как целью, так и средством для достижения цели

Служебные ценности

Виды вспомогательных действий, которые носят повторяющийся характер

Являются средством для достижения других ценностей

Отрицательные ценности

Использование ценностей более высокого порядка для реализации ценностей более низкого

Например, убийство живого существа для питания

 

 

 

 



[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие: Бог и Царство Божье как основа ценностей // Бог и мировое зло. М., 1994. - С .267.

[2] Там же. С.267.

[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ... С. 291-292.

[2] Там же. С.30.

[3] Там же. С.307.

[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.293.

[2]  Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М., 1994.С. 370

 

[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.288.

[2]  Там  же. С. 297.

[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.288.

[1] Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы этики. М., 1998. С.33.

[2] Там же. С.307.

[3] Там же. С.311.

[1]  Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.72.

[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.86.

[1] Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. С.69.

[1] Лосский Н.О. Ценность и бытие ...С.290.


Информация о работе Философия Николая Онуфриевича Лосского