Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 15:15, реферат
В реферате в первую очередь приведем краткую биографию выдающегося ученого, а также дадим характеристику учения Н.О. Лосского о ценностях, представим их иерархию.
ВВЕДЕНИЕ
1. КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО
2. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В трудные послереволюционные годы Лосский продолжал работать в Петроградском университете в должности профессора (с 1916), читая лекции по логике и гносеологии. Осенью 1918 года в нетопленой квартире, без лекарств умерла от дифтерита десятилетняя дочь Лосских Мария. Потрясение, вызванное этой утратой, повлияло на возвращение философа в лоно Церкви, от которой он отошел еще гимназистом.
С 1920 года Лосский лекции в Народном университете. Будучи принципиальным противником революционно-социалистического мировоззрения, Николай Онуфриевич не счел возможным стать членом Вольной Философской Академии (Вольфила), однако на одном из ее заседаний выступил с лекцией "Бог и органическое миропонимание".
Попытка Лосского и Э. Радлова организовать журнал "Мысль" закончилась неудачей.
Они успели выпустить лишь три номера журнала, набор четвертого (в котором печаталась рецензия на "Философию живого опыта" А. Богданова) был рассыпан, а сам журнал закрыт. Осенью того же года Лосский вместе с И. Лапшиным и большинством сотрудников кафедры философии за защиту догмата троичности Лосского были уволены из Петербургского университета. Сильное нервное расстройство, последовавшее за отставкой, послужило причиной тяжелой желчно-каменной болезни.
По совету врачей Лосский намеревался отправиться в Карлсбад и уже через президента Чехословакии Т. Масарика добился получения визы, однако оказался в Чехословакии совсем по другой причине. В ноябре 1922 года его вместе с группой известных ученых и общественных деятелей выдворили за пределы Советской России.
По совету П. Струве Лосский решил обосноваться в Праге, где продолжил преподавательскую и научную работу Он читал лекции в Русском университете, организовал лекторат в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Париж, Лондон, Белград, посетил США, Швейцарию.
До 1930 года Лосский получал профессорскую стипендию из фонда "Русской акции", а также единовременные пособия из канцелярии президента Чехословацкие президенты Т. Масарик и Э. Бенеш были не чужды философии, а имя Лосского к тому времени стало широко известным.
Экономический кризис 1929 года, рост антиславянских настроений в Праге, наконец, оккупация Чехословакии в 1939 году делали жизнь философа еще более тяжелой он лишился преподавательской работы и в конце 1941 года принял предложение занять место в Братиславском университете. Здесь он прочел массу разнообразных лекций (от философии Хомякова и Соловьева до анализа неокантианства и неопозитивизма), оставил после себя сторонников интуитивизма, влиявших на философскую жизнь Словакии и в послевоенные годы.
В эмигрантский период Лосский продолжал развивать свою философскую систему. Главную задачу он видел в переходе от теоретической философии к практической, а с 1923 года занимался историей русской философии. Сочинения Лосского этого времени глубоко религиозны, направлены на поиск идеала абсолютного добра и красоты. В понимании Лосского "субстанциональные деятели" абсолютно свободны и тем самым абсолютно ответственны за свои поступки. В природе и обществе одновременно действуют прогресс и регресс, в зависимости от свободного выбора "субстанциональных деятелей". Вследствие своего эгоизма многие "субстанциональные деятели" вступают в противоборство друг с другом и образуют наш грешный мир, или царство вражды. Те же, кто вступают друг с другом в отношения любви и гармонии, достигают "конкретного единосущия" и образуют Царство Божие, в котором нет разобщенности и материальности. Царство Божие и пути его достижения - важнейшая тема книг философа. Лосский рассматривал свою книгу "Достоевский и его христианское миропонимание" (1953) как апологию христианства в преломлении через творчество великого писателя. Мировоззрение Лосского наложило существенный отпечаток на его послевоенные сочинения. В работе "История русской философии" (1951) он особенно подчеркивает реализм и интуитивизм русских философов, утверждает обязательность и прогрессивность христианских принципов в философии.
В книге "Характер русского народа" (1957) выделяет определяющие черты русского характера.
На первое место Лосский ставит религиозность русских. Как объяснить тогда победу атеистической коммунистической власти? "У русских революционеров, ставших атеистами, вместо христианской религиозности явилось на строение, которое можно назвать формальной религиозностью, именно страстное, фанатическое стремление осуществить своего рода Царство Божие на земле, без Бога, на основе научного знания".
Могучая сила воли, страстность отличают русских. Это проявляется в быту, в политической и религиозной жизни. Максимализм, экстремизм, фанатическая нетерпимость - проявления такой страстности Лосский напоминает о старообрядцах, готовых к самосожжению, пишет о лихости казаков, фанатизме большевиков. Заметив какой-либо недостаток и нравственно осудив его, русский человек преодолевает его и вырабатывает в совершенстве противоположное качество. Понимая опасность неряшливости при лечении болезней, русские врачи в дореволюционное время достигли такой чистоты и антисептики, что московские клиники стали в этом отношении выше берлинских. Русская текстильная промышленность в начале XX века стала производить товары, успешно конкурировавшие с английскими. Недостатков много у русского народа, но сила его воли в борьбе с ними способна преодолевать их.
Преобладающая черта русского характера – доброта. Но в то же время в русской жизни немало жестокости. Ошибочно, однако, представление, будто русское самодержавие было деспотично. Революционеры пролили больше крови, чем царские чиновники. В 1907 году террористы убили более двух с половиной тысяч представителей власти, а наибольшее количество казней за год (1908 год) – 782.
Беда русских - недостаток средней области культуры. Они - максималисты "все или ничего". С одной стороны - вершины святости, с другой - сатанинское зло.
После вступления в Братиславу Советской армии Лосский переезжает во Францию, а в 1946 году - к своему сыну в США. Он живет в Нью-Хейвене, работает в библиотеке Йельского университета над книгами по истории русской философии и духовной культуры. С 1947 по 1950 год Лосский преподавал философию и историю русской философии в Свято-Владимирской Духовной академии в Нью-Йорке, удостоился почетного членства в "Международном обществе Марка Твена". В 1952 году он получил американское гражданство. Переехав вместе с сыном в Лос-Анджелес, продолжал писать статьи и готовить к изданию последние книги После скоропостижной кончины сына Владимира в 1958 году состояние его здоровья резко ухудшилось.
С 1960 года Лосский находился на попечении в Русском доме Сент-Жене-вьев-де-Буа. После перенесенной в 1961 году операции физические и духовные силы стали постепенно покидать его, и последние годы он провел в терпеливом ожидании смерти.
Умер Лосский в Париже, в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном Владимиром.
Основные произведения Лосского переведены на европейские языки. Двухтомный немецкий философский лексикон Цигенфуса посвятил ему большую статью (такую статью из русских мыслителей заслужил еще только Н. Бердяев).
1. ОСНОВЫ УЧЕНИЯ О ЦЕННОСТЯХ И ИХ ИЕРАРХИИ
Онтологическую теорию ценностей как целостную систему аксиологического знания автор начинает с разработки содержания основного понятия. Лосский определяет ценность как органическое единство, включающее в себя как элементы бытие и значение, но представляющее собой новый аспект мира, отличный от своих элементов. Мыслитель стремится к преодолению крайностей субъективизма, абсолютизма и аксиологического релятивизма в немецкой философии. У Лосского проблема ценности получает теологическое решение. Ценности существуют не иначе, как на основе Сверхмирового начала, а это начало, поскольку оно есть Бог, есть «Абсолютная полнота бытия».
Прежде всего, Лосский вводит понятие Абсолютной положительной ценности. Это первичное, самоценное «Само Добро» (сд) - Личность[1]. Оно имеет характер добра для любого, т.е. общезначимо и объективно.
Ценность есть бытие в его значении «для осуществления абсолютной полноты жизни или удаления от нее»[2]. Бытие, стремящееся к приближению к абсолютной полноте бытия, есть положительная ценность, добро. Бытие, стремящееся к удалению от абсолютной полноты бытия, есть отрицательная ценность, зло. Все первозданные сд обладают абсолютной самоценностью, которая способна из потенциальной возродиться в актуальную, т.е. удостаиваться с помощью Божей обожания: «Таким образом, все деятели, т.е. весь первозданный мир, сотворенный Богом, состоит из существ, которые суть не средства для каких-либо целей и ценностей, а самоценности абсолютные, и притом даже потенциально всеобъемлющие; от собственных усилий их зависит стать достойными благодатной помощи Божией для возведения абсолютной самоценности их из потенциально-всеобъемлющей, на ступень актуально всеобъемлющей, т.е. удостоиться «обожения»[1]. Абсолютно положительная ценность есть предмет стремления, созерцания, веря, без возможности абсолютного воплощения ее. «Высшая степень совершенства личности» - ангелы и святые.
Все остальные ценности – производные от бытия сд: аспекты и продукты его деятельности. Производное добро есть бытие в его значении для осуществления абсолютной полноты бытия, но это не значит, что производное добро есть лишь средство для достижения всеобъемлющего добра; добро, а также истина, любовь, красота, есть ценности и сами по себе[2].
Добро, истину, красоту, а также «полноту жизни», Лосский тоже причисляет к абсолютным ценностям, наряду с Богом и сд.
Лосский рассматривает основные свойства ценностей и предпринимает попытку классификации и иерархии ценностей (Приложение 1).
Классификация ценностей, по Лосскому, строится следующим образом: абсолютная всеобъемлющая первоначальная положительная ценность – Бог, «Абсолютная полнота бытия»; абсолютные всеобъемлющие тварные положительные ценности – субстанциональные деятели, личность; абсолютные частичные положительные ценности – любовь, истина, красота; относительные объективные ценности – государство, нация; относительные субъективные ценности; служебные ценности; отрицательные ценности - зло.
Личность Бога по рангу выше личностей сд; личность по рангу стоит «выше, чем ценности нравственного добра, красоты, истины и т.п.». Среди относительных ценностей ранги соответствуют ступеням нормальной эволюции: ценности социального прогресса, ценности биологические, ценности неорганической природы[3].
Лосский отстаивает незыблемость абсолютных ценностей добра, справедливости, истины и красоты. Абсолютные ценности воплощены в “полноте бытия”, в Боге (воспринимаемом через мистический религиозный опыт). Прекрасно осознавая, что “между всеми усовершенствованиями, достижимыми в условиях земного бытия, и конечным идеалом Царства Божия всегда остается огромное расстояние”, он, тем не менее, верит в абсолютное добро и любовь; в совершенную “ полноту бытия”[1].
Вообще, по Лосскому абсолютной ценностью может быть лишь живое существо — личность, точнее, первооснова этой личности. Говоря о человеке, Лосский обращает особое внимание, что любой человек является абсолютной ценностью, в каком бы состоянии он не находился, будь он даже грешник или законченный злодей, он все равно несет в себе Образ Божий:
Образ Божий есть совокупность свойств человеческой личности; как все, сотворенное Богом, они не могут быть разрушены грехом даже и на самой низшей ступени падения тварного существа. Сохраняя в себе образ Божий, человек всегда остается способным использовать свободу своей воли для достижения такого совершенства личности, которая есть подобие Божие. Поэтому каждая личность есть абсолютная ценность и таит в себе возможность таких совершенств, какие не виданы на земле.
Философ не останавливается на том, что объявляет абсолютной ценностью человека и вообще, личность. Такой же ценностью он объявляет и личность реализующуюся, все те существа, которые только могут стать личностями в отдаленной перспективе.
Надо помнить, что согласно персоналистической метафизике, не только человек есть личность, способная удостоиться обожения по благодати; каждое существо — животное, растение, кристалл, молекула, атом, даже электрон — способно, переходя все к новым и новым формам жизни, стать со временем действительною личностью и подняться до царствия Божия[2].
Такие ценности, как Добро, Красота, Любовь в иерархии Лосского стоят чуть ниже — они также относятся к ценностям абсолютным, но всеобъемлющим, а частичным, поскольку были бы лишены смысла без живой личности. В самом деле, любовь возможна только тогда, когда есть, кого любить, и красота имеет смысл лишь тогда, когда есть кому наслаждаться ею.
Таким образом, все живые существа стоят наверху ценностной иерархии.
Обращаясь к ценностям человеческого бытия, Лосский выделяет витальные (биологические) ценности и духовные. В основании некоторой иерархии ценностей лежат ценности биологические, необходимые для “самосохранения организма”, но венчают эту иерархию ценности, возвышающие человека над всем тварным миром, – ценности духовные. Пренебречь витальными ценностями нельзя, но и рабскую зависимость духа от жизни Лосский считает унизительной. Духовность возвышает всякого, кто принимает к сердцу интересы и чаяния ближнего, бескорыстно и честно исполняет свой гражданский, профессиональный, родительский и т.п. долг, сообразуясь с общекосмическими ценностями.
Высшая моральная заповедь этики Лосского гласит: “Люби Бога больше, чем себя; люби ближнего как себя; достигай абсолютной полноты жизни для себя и всех других существ и т.п. ”.