Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 10:42, контрольная работа
Начиная с XVII в. бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии; строительство городов, кораблестроение, военное дело - развитие математики и механики. Новая наука опирается, прежде всего, на практику материального производства: изобретение машин в текстильной промышленности, совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.
Введение……………………………………………………………………3
Часть 1. Социально-политические воззрения эпохи……………………4
Часть 2. Общественно-правовой идеал Нового времени………………11
Заключение……………………………………………………………….14
Список используемых источников……………………………………15
В рассматриваемый период активно разрабатывалось учение о субстанции. Понятие субстанции выступало в качестве базовой предпосылки для построения онтологии, с помощью которой философы пытались ответить на вопрос о том, что лежит в основе мира. Субстанция понимается как некоторая реальная основа конкретного мира, проявляющая в самых различных формах существования предметов и явлений.
В
целом, исходя из общего понимания субстанции,
философы – рационалисты предлагали
разные варианты решения в зависимости
от того, одну или несколько субстанций
принимали в качестве основы бытия. Б.
Спиноза считал, что в основе мира лежит
одна субстанция. Поэтому его учение называется
монистическим. Бог у Спинозы сливается
с природой, что в истории философии называется
пантеизмом. Конкретные вещи порождаются
единственной субстанцией, становясь
ее проявлениями, или модусами. Дуалистический
вариант создает в своей метафизике Р.Декарт.
Сотворенный мир разделяется им на два
вида субстанции, лежащих в его основе:
духовную и материальную. Духовная субстанция
неделима, вечна, фактически это – мышление,
от которого производные все иные атрибуты
(главные неотделяемые свойства), называемые
модусами мышления, - чувства, воображение
и др. Идеи такой нематериальной субстанции
врожденные, они присущи мышлению и не
могут быть приобретены в опыте. К ним
относятся, прежде всего, идея Бога, идеи
чисел, ряд общих понятий и пр. Материальная
субстанция, напротив, бесконечно делима,
и от нее производны модусы протяжения
– геометрические и физические свойства
мира. Соответственно все знания о мире,
развивающемся по естественным законам,
могут быть приобретены в результате опытного
знания.
Часть 2. Общественно-правовой идеал Нового времени.
В плане поиска общественно-правового идеала большее внимание я считаю должным уделить эпохе Просвещения как влиятельному общекультурному движению периода перехода от феодализма к капитализму.
Специфику
содержания эпохи Просвещения более
всего характеризуют два
Главная ставка делалась на энергичное распространение рационального знания, преодоление темноты и невежества масс, на внедрение в общественную жизнь ценностей, базирующихся на уважении человеческого достоинства. Исключительно важная роль отводилась процессу политического, морального, эстетического воспитания индивида, привития ему потребностей в добре, истине, красоте, качеств истинного человека и гражданина.
В разных формах и пропорциях, отражая национальные и общественно-исторические особенности соответствующих государств, взаимодействуя с разными идеологическими факторами, отмеченные выше моменты присутствовали в просвещении Франции, Италии, Германии, Англии, России и Польше и др. стран, но более подробно хотелось бы остановиться на вкладе в мировое философско - правовое учение трех французских просветителей – Вольтера, Руссо и Монтескье.
Вольтер больше всего волновали вопросы свободы и естественного права. Свободу он видел не как свободу общества, а как свободу индивида и личности, что уже было новым для той эпохи. Стержнем личной свободы служит свобода слова, а с ней и свобода печати. Подлинная свобода, по убеждению Вольтера, проявляется в том, что люди перестают быть формально зависимыми друг от друга; они становятся автономными субъектами. «Убеждение в неизбежности скорого установления «царства разума», в котором будет устранено социальное зло и созданы все условия для счастливой жизни людей, является оптимистическим финалом вольтеровской «философии истории» ... Вольтер считал несомненным, что политико-юридические законы, могут радикально меняться в течение сравнительно непродолжительного времени. При этом Вольтеру свойственна уверенность, что свобода, социальная справедливость и самая высокая духовная культура могут утвердиться у народов всего мира, живущих в любых географическо-климатических поясах».6
Как уже было сказано выше одним из компонентов построения общественно-правового идеала было воспитание граждан. Наибольшее внимание этике воспитание уделено в философии Жан Жака Руссо, который рассматривал воспитание как «…важнейшее средство утверждения и поддержания в обществе необходимых гражданских добродетелей. Заявляя, что «родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан», Руссо высказывал убеждение, что «у вас будет все, если вы воспитываете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами»».7
Наиболее полно один из аспектов становления «царства разума» – справедливые законы были разобраны в теории основоположника географического детерминизма Шарля Луи Монтескье, который «на этапе своего формирования сыграл прогрессивную роль, ибо он явился альтернативой и теологическому объяснению социальных явлений и философскому идеалу – как объективному, объясняющему историю предопределением, сверхъественным вмешательством, так и субъективному с его концепцией истории как случайного стечения обстоятельств».8 Концепция географического детерминизма состояла в том, что характер политической системы, включая законы, определяется внешними географическим факторами (песчаная местность, горы и т.д.) Монтескье разделял также идущую от Локка теорию разделения властей.
В заключение данной части контрольной работы хочу сказать, что в XVII-XVIII вв. Просвещение и создаваемая им в обществе идейно-нравственная атмосфера оказывали значительное влияние на содержание, способы и направление развития юридических (теория государство и право, гражданское право и др.) и гуманитарных наук (этика, эстетика, педагогика), образуя один из самых значимых для этих наук духовных факторов.
Заключение
Итак, эпохе Просвещения исторически предшествует эпоха Реформации и Возрождения. Возрождение было началом секуляризации общественного, в особенности религиозного сознания. Реформация, которая выступала как религиозное движение, возвышающее религиозное сознание посредством прямого обращения к Священному писанию, опосредованным образом также вела к секуляризации знания и все общественной жизни. Реформация оказалась в конечном итоге, секуляризацией самой религии, поскольку она признала, что человек своей повседневной полезной деятельностью, своим трудом, заботой о семье, становится угодным Богу. Все эти начала, все достижения духовного прогресса получили свое развитие в идеях представителей немецкой классической философии, в особенности у Канта. Эпоха Канта – эпоха Просвещения, которому Кант придает новую, обогащаемую самокритикой разума, историческую форму. Просветители настаивали на решающем значении распространения знаний.
Кант видел процесс распространения знаний намного глубже («всегда мыслить самому, мыслить внутрь себя»). Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.
Список используемых источников