Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:46, реферат

Описание

Состояние и усовершенствование науки стало предметом его главного философского труда “Великое восстановление наук” (Instauratio Magna Scientiarum). Первую его часть составил трактат “О достоинстве и приумножении наук” (1623, рус. пер. 1971), содержащий энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание Бэкон делит на три области, соответствующие трем духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку.

Работа состоит из  1 файл

Философия нового времени.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

Усложнение  опыта. Роль языка  и проблема субстанции

Посредством ассоциаций 'простые идеи' внутреннего  и внешнего опыта сочетаются в  сложные. Так возникают три типа сложных идей: идеи субстанций, модусов и отношений (временных, причинных, тождества и различия). При образовании сложных идей душа, согласно Локку, активна. Любая 'определенная' идея должна быть связана со знаком. Слова - это чувственные знаки идей, необходимые для общения и передачи мыслей; в философии языка Локка идеи функционируют как значения слов. Будучи умеренным номиналистом, он считал, что общие термины (понятия) - это знаки общих идей, 'у которых отделены обстоятельства места и времени'. Локковская теория образования абстракций получила название 'традиционной' и в дальнейшем неоднократно критиковалась.  

Локк  одним из первых ученых в западноевропейской философии поставил проблему личного  тождества, различая при этом 'тождество  человека' (тождество непрерывно сменяющихся частиц, соединяющихся с одним и тем же организмом) и 'тождество личности' как разумного существа, наделенного самосознанием (последнее сближается у Локка с памятью); в этом смысле личность может сохраняться и при перемене телесной субстанции.  

Виды знания и степени достоверности

Локк  различал три вида знания по степени  их достоверности: чувственное познание отдельных вещей; демонстративное (доказательное), т. е. знание соответствия или несоответствия идей друг другу, достигаемое опосредствованным  путем (т. е. путем рассуждений, в т. ч. и силлогистических умозаключений); интуитивное, наиболее достоверное знание - непосредственное восприятие умом соответствия или несоответствия нескольких идей. Трактовка интуиции, однако, носит у Локка упрощенный характер; ее результатом оказываются тривиальные суждения типа 'белое не есть черное', 'три больше двух', 'целое больше части' и т. п.  

Философия Локка оказала сильное воздействие  на все последующее развитие англосаксонской  философской традиции (включая развитие аналитической философии в 20 в.), на становление идей западноевропейского Просвещения, в частности, деизма. 

4.Рене  Декарт

Другим  великим философом того времени  является французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) Он воспитывался в привилегированном учебном заведении, созданном королём Франции, – Иезуитском колледже. После он некоторое время служил в армии, а потом он переселился в Голландию, где плодотворно работал и занимался математикой. Под конец жизни Шведская королева Кристина захотела обучаться философии у великого философа, потому его перевезли в Стокгольм. Там он простудился и умер. Декарт считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с онтологии(изучение проблемы бытия) на гносеологию(теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Главная истина – само достоверность человеческого мышления. В этом принципе заложен главный принцип буржуазного общества – индивидуализм и субъективизм. В нашем сознании заложены врождённые идеи – идеи чисел, фигур, идея Бога. Идея Бога по Декарту является гарантом того, что окружающий мир не иллюзия, а реальность. Подлинной субстанцией является бог.

В остальном  мире он различает две субстанции:Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью) Духовная субстанция (характеризуется единством)

Декарт  различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом  познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Природа – сложный механизм, бездушный космос, механическая система. Духовная и телесная субстанции содержаться только в человеке. Декарт не мог допустить, что мысль не может влиять на тело. Декарт выдвигает концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время. Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.

Учение  о методе у Декарта.

Метод Декарта – дедуктивный (от общего к частному, или от общего к общему). Правила метода 1) не принимать за И-ну ничего, что не признается таковым с очевидностью. Избегать поспешности и предубеждений. 2) мысленно делить исследуемый вопрос на максимально простые элементы. 3) придерживаться такого порядка исследовательской мысли, который вел бы от предметов простых к более сложным. 4) делать подробные и всеохватывающие перечни, чтобы убедиться, что ничто не пропущено.

Интуиция (используется в пункте1) - внутреннее просветление, высшее единство познавательных сил человеческого духа, исходный пункт цепи дедукции, не чувственный, а интеллектуальный свет. Это интеллектуальная интуиция порожденная светом разума, она не требует напряжения памяти, непосредственна.

Радикальное сомнение и принцип cogito Декарта.

Сомневаться можно и нужно во всем содержании нашего знания (недостоверность чувственного восприятия: палка опущенная в воду, отсутствие границы между явью и сном Þ недостоверность и призрачность наших знаний о внешних вещах, вкл. собственное тело)Þ мы погружаемся в пучину сомнений, но можем выбраться опираясь на один надежный момент: факт наших сомнений, выражающий определенной состояние наших мыслей – cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую). В этой истине никто сомневаться не может – она высшая из наших интуиций. Проведенное до конца радикальное сомнение упирается в несомненность самого себя и существования того, кто это сомнение осуществляет. Сомневающийся в то время, когда он сомневается, не может не существовать.

Теория  врожденных идей и проблема заблуждения  Декарта 

Познавательная  деятельность человека слагается из 3-х классов идей: 1) идеи получаемые человеком извне в результате непрерывных чувственных контактов с вещами и явлениями, 2) идеи, образующиеся в уме на основе идей первого рода, 3) врожденные идеи – наиболее важные для познания (влияние платонизма – независимы от внешних предметов, действующих на чувства, ясны, отчетливы, просты, независимы от воли). Так же существуют врожденные аксиомы – они представляют собой связь между понятиями нашего мышления (а=в, в=сÞ а=с). Врожденность означает не наличие, а предрасположенность к появлению идей. Мышление само по себе не ошибается, т.к. оно мыслит, но не отрицает и не утверждает. Решение принадлежит воле – это способность желания, которая толкает разум за пределы того, что им еще не познаноÞ человеческое заблуждение.

2. Доказательство Декартом  первичности разума  по отношению к  бытию и познанию  – главной идеи  рационализма.

То, что  в основе бытия и познания лежит  разум, Декарт доказал следующим  образом: в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная?) зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т.д.); следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;

сомнение  – свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит; мыслить может реально существующий человек;

следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания; поскольку мышление – это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно я существую».

.4. Дуализм Декарта.Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека.С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично  - материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции – материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны – они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.

Сохранились воспоминания современников  о Декарте как  о личности. Он был веселым и оживленным только в кругу близких людей. В большом обществе он был молчалив и ненаходчив, как это часто бывает у людей, ведущих уединенный образ жизни. Отношение Декарта к близким людям производило тяжелое впечатление. Вокруг него собрался круг поклонников и преданных друзей, но он не ценил этого, не умел любить других. Надменный и высокомерный с равными, третировавший как мальчишек крупнейших учёных своего времени, Декарт, приближаясь к высоким особам, превращался в льстивого и угодливого цередворца. Ему принадлежит такой, с позволения сказать, афоризм: “Особы высокого происхождения не нуждаются в достижении зрелого возраста, чтобы превзойти учёностью и добродетелью прочих людей”. Вероятно, такое отношение к венценосным особам и стало причиной того, что Декарт, человек богатый и независимый, дороживший своим здоровьем и уже немолодой, поехал по приглашению его поклонницы, шведской королевы Христины, в “страну медведей между скал и льдов”, как писал он сам. В октябре 1649 год учёный прибыл в Стокгольм. Вскоре после приезда Декарта Христина обещала осыпать его своими милостями . Предполагалось возвести его в звание дворянина Шведского королевства и подарить ему обширное поместье в Померании. Вместе с тем королева Христина установила Декарту для занятий философией совершенно неприемлемый для нездорового человека распорядок работы. Наиболее подходящим временем для начала занятий она выбрала пять часов утра. Декарт, которому даже его воспитатели-иезуиты позволяли, ввиду слабого его здоровья, оставаться в постели до позднего часа, был принужден в суровую северную зиму задолго до рассвета отправляться во дворец, причем каждый раз нужно было проезжать через длинный, открытый со всех сторон ветру, мост. Зима стояла необычайно суровая. Вскоре Декарт простудился и слёг: у него началось воспаление лёгких. 11 февраля 1650 года, на девятый день болезни, Декарта не стало. 

5.Б.Спиноза

Бенедикт  Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился  в Амстердаме в 1632 году, в один год с английским философом Локком, в состоятельной семье испанских евреев, вынужденных принять христианство, но втайне сохранивших верность своей прежней вере. Семья бежала из Португалии в Голландию, чтобы укрыться от преследований инквизиции. Известно, что евреев и мавров, вынужденных отречься от своей веры, в Испании называли презрительным словом “марраны”. 

В школе  еврейской общины в Амстердаме Спиноза  выучил древнееврейский язык, глубоко  изучил Библию и Талмуд. 

Между 1652 и 1656 гг. он посещал школу Франциска ван ден Эндена (учёного-католика, ставшего позднее независимым мыслителем), у которого изучал латинский язык и науки. Знание латыни открыло для Спинозы мир классики (а среди них – Цицерона и Сенеку), Возрождения и современных философов в особенности Декарта, Бэкона и Гоббса. 

По мере того как складывалось мышление Спинозы, всё отчётливее становилось заметным его неприятие принципов иудейской  религии. Позднее начались столкновения с теологами и учёными мужами общины. Разногласия стали такими острыми ещё и потому что Спиноза своими выдающимися интеллектуальными способностями быстро привлёк к себе всеобщее внимание и именитые члены еврейской общины желали видеть его раввином. Однако Спиноза проявил такую непреклонность, особенно после смерти отца постигшей его в 1654 г., что какой-то фанатик попытался даже убить учёного, и только благодаря ловкости и быстроте реакции философу удалось спастись (сохранив на память искромсанной ударами кинжала плащ).  

Вскоре  начались преследования Баруха Спинозы (уже тогда взявшего себе латинское имя Бенедикт, что, как и Барух, значило: “благословенный”). Сначала ему вменяли в вину то, что он нерегулярно посещает синагогу и не проявляет должного религиозного рвения. Ему объявляли что-то вроде бойкота, “малого отлучения”. Раввинам стало известно, что Спиноза работает над “богохульными”, т. е. не укладывавшимися в принятые общиной, толкованиями Библии. В 1656 г. религиозные ревнители амстердамской еврейской общины устроили “Великое отлучение” Спинозы. Он был отлучён от синагоги, проклят и изгнан из общины, друзья евреи и родственники покинули его. Сестра оспаривала право на отцовское наследство. Он начал судебный процесс и выиграл дело, однако наследства не принял, поскольку возбудил тяжбу только ради защиты права как такового, а не из-за имущества. 

После изгнания из общины Спиноза нашёл  приют в небольшой деревне  в окрестностях Амстердама, где сочинил ''Апологию” в защиту собственной  позиции. Позднее он перебрался в  Рейнсбург вблизи Лейдена, оттуда — в Ворбург, в окрестностях Гааги, где жил в меблированных комнатах, а с 1670 г. поселился в Гааге в доме художника Ван дер Спика. 

Как и  на какие средства жил Спиноза? Он научился шлифовать оптические стекла, и доходы от этой работы покрывали  большую часть его потребностей. Поскольку Спиноза вел весьма скромный образ жизни (единственная роскошь, которую он себе позволял, — книги), он обходился немногим. Богатые и влиятельные почитатели и друзья предлагали ему крупные дары, но он ничего не принимал или же, как в случае с рентой обеспечения, подаренной С. де Врисом, согласился взять, но с условием резко уменьшить её величину: для скромной жизни достаточно малого. 

Отлучение от синагоги, имевшее юридические  и социальные последствия, изолировало  его от евреев, но не отделило от христиан (к вере которых, тем не менее, Спиноза не примкнул). Он был принят в кругах христиан, склонных к открытости и религиозной терпимости. Спиноза познакомился с такими влиятельными лицами, как братья де Витт (они возглавляли демократическую партию), Гюйгенс, — ему покровительствовавшими, другими образованными и прославленными людьми. 

В 1673 г. философу предложили занять университетскую  кафедру в Гсйдельберге, однако он вежливо, но твердо отказался, опасаясь что официальный пост университетского профессора ограничит его свободу как мыслителя. 

Он умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте 44 лет. Первое сочинение Спинозы  — “Краткий трактат о Боге, человеке и его счастье”, написанный, скорее всего, в 1660 г. (он оставался неизданным до прошлого века). К 1661 г. относится “Трактат об усовершенствовании разума”. Шедевр, ставший трудом всей жизни автора, — “Этика”, начат примерно в 1661 г. — опубликован после смерти Спинозы в 1677 г. вместе с “Трактатом об усовершенствовании разума”, “Политическим трактатом” и “Перепиской”. 

Единственным  сочинением, опубликованным при жизни  Спинозы под его собственным  именем, были “Основы философии  Декарта, доказанные геометрическим способом”  с приложением “Метафизических  размышлений”.  

Анонимно  и с неверным указанием места издания был опубликован в 1670 г. “Богословско-политический трактат”, вызвавший шумную и ожесточенную полемику. 

Информация о работе Философия нового времени