Философия нового времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2011 в 11:46, реферат

Описание

Состояние и усовершенствование науки стало предметом его главного философского труда “Великое восстановление наук” (Instauratio Magna Scientiarum). Первую его часть составил трактат “О достоинстве и приумножении наук” (1623, рус. пер. 1971), содержащий энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание Бэкон делит на три области, соответствующие трем духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку.

Работа состоит из  1 файл

Философия нового времени.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

    - признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи;

    - движение объяснял таким свойством  материи, как разнородность (взаимодействие  бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению);

    - отвергал духовное начало мирозданья, считал сознание свойством материи;

    - в основе общества и государства  видел «общественный договор», исходя  из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

    - идеал государства - «просвещенная  монархия», а экономики - разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность. Человек «есть некое целое, оно едино, и, м.б., это единство – в соединении с памятью-составляет душу, Я, сознание».

    Гольбах Поль Генрих Дитрих (1723 -1789):

    Главное сочинение-«Система природы»-«это Библия материализма».

    Он  сводит все душевные качества к деятельности тела; это приводит к отрицанию  свободы воли и идеи совершенствования.

    Добродетель - деятельность, направленная на пользу людей как членов общества. Счастье заключается в удовольствии. Материя существует сама по себе, являясь причиной всего; она - своя собственная причина. Все материальные тела состоят из атомов. Он дал классическое определение материи: материя - все то в объективной реальности, что, воздействуя каким-либо образом на наши чувства, вызывает ощущения.

    ЗНАЧЕНИЕ:

    - четко выделили два ведущих  философских направления-материализм  и идеализм;

    - освободили философию от религиозных  предрассудков;

    - дали более реалистичное определение  субстанции-материя;

    - выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

    - подвергли критике доопьггное, сверхчувственное («чистое») знание;

    - обосновали и распространили  теорию материалистического сенсуализма  (чувственного ощущения - в основе  познания),

    - все единичные вещи - различные комбинации микрочастиц;

    - движение не как сверхъестественное  явление, а как свойство материи;

    - обосновали идеи социальной справедливости;

    - идеологически подготовили великую  французскую революцию. 

     7. Французская философия

Имена Дидро и Д'Аламбера ассоциируются прежде всего с созданием «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», 35 томов которой вышло во Франции в 1751—1780 гг. «Энциклопедия» стала одним из важнейших культурных свершений XVIII в. и сыграла громадную роль в разработке и распространении просветительского мировоззрения, а также в расширении и сплочении рядов просветителей. Дидро был инициатором, душой и главным редактором этого грандиозного издания. Он мечтал сделать «Энциклопедию» тем святилищем человеческого знания, само существование которого заставит уйти во мрак забвения религиозную веру со свойственными ей ложными святынями. К участию в издании «Энциклопедии» ему удалось привлечь почти всех крупнейших представителей просветительской мысли во Франции: Вольтера, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Мабли, Кондильяка, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтеля, Лагарпа, Сен-Ламбера, Рейналя, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккера и многих других. Вторым редактором и ближайшим сотрудником Дидро явился Д'Аламбер. Дидро и Д'Аламбер не только составили план «Энциклопедии» и определили ее концепцию, но и выступили как наиболее плодовитые ее авторы.

     Дени  Дидро (1713—1784). В своих сочинениях «Мысли об исследовании природы», «Философские принципы материи и движения», «Монахиня», и других Дидро отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной, несотворенной материи как объективной реальности, существующей вне и независимо от человеческого сознания, рассматривал все явления как конкретные формы ее существования. Причину существования материи он видел в ней самой. Дидро ближе других материалистов XVIII в. подошел к идее самодвижения материи и видел в этом самый убедительный довод против существования Бога.

     Центром концепции Дидро была природа, которая  выступала как единственная реальность и естественное благо. Все, что не является природой, согласно ему, есть лишь зло и обман: Бог, общество, спекулятивная философия предшествующих веков. Весьма оригинальна у Дидро концепция человека. Человек есть часть природы, природное существо, поэтому не следует противопоставлять его природе, искать каких-то высших сил, законов и целей, управляющих его жизнью; как природное существо он подчиняется тем же законам, движим теми же силами, что и вся природа, и именно в ней находит он свои цели и средства их достижения.

     Дальнейшее  развитие идеи Дидро получили в работах  Д'Аламбера, Гольбаха, Гельвеция.

     Жан Лерон Д'Аламбер (1717—1783) в дискуссиях между материализмом и идеализмом пытался занять более осторожную позицию, стремясь создать науку, «не выходящую за пределы фактов». Из его философских работ наиболее важное значение имеет вступительная статья к «Энциклопедии» — «Очерк происхождения и развития наук» (1751).

     Задачей науки Д'Аламбер считал анализ фактов, но фактов внешнего мира, а не психологических  состояний. Д'Аламбер стремился создать такое знание, которое не опиралось бы ни на какие предварительные построения, но исключительно на факты. Именно с Д'Аламбера начинается традиция, согласно которой философия не имеет своего предмета и призвана заниматься истолкованием и «обобщением» результатов частнонаучных исследований.

     Жюльен  Офре де Ламетри (1709—1751). В «Естественной истории души» Ламетри открыто обосновал атеизм. Книгу сожгли, а Ламетри вынужден был эмигрировать в Голландию. Здесь он анонимно издал свое главное философское сочинение «Человек-машина» (1747), которое публично сожгли.

     Система Ламетри была, как он сам говорил, чрезвычайно проста: не существует ничего, помимо материи, и все предметы состоят из нее. Но существует один предмет, материальность которого обосновать труднее, чем материальность других предметов. Этот предмет — человек. Для формирования материалистического представления о человеке необходимо было доказать материальность его души. Ламетри основывает это доказательство на демонстрации связи духовных процессов с телесными. А если между объектами возможно взаимодействие, то они, согласно общему взгляду философов XVII—XVIII вв., имеют одну природу. Таким образом, для Ламетри проблема состояла в сведении духовного к телесному.

     Материализм Ламетри нашел во Франции XVIII в. множество сторонников и последователей. К концу столетия именно материализм стал идеологической основой Великой французской революции.

     Поль  Анри Гольбах (1723—1789) Он был соратником Дидро и Гельвеция, принимал активное участие в создании «Энциклопедии», крупную роль сыграл в идейной подготовке Французской революции конца XVIII в. Используя данные современного ему естествознания, Гольбах создал свой главный труд «Система природы, или О законах мира физического и духовного» (1770), явившийся, по словам современников, «Библией материализма». Основным идеям материализма он придал законченные формулировки: движение как перемещение в пространстве есть способ существования материи, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве и представляет собой организованное целое, пронизанное сетью причинных связей; самая малая причина может привести к огромным последствиям; мысль о творении мира (креационизм) ложна, поскольку жизнь и сознание — продукты материи.

     В целом материализм Гольбаха — не только наиболее радикальное и последовательное материалистическое учение того времени, но и наиболее сухое, схематичное и механистическое.

     Клод  Адриан Гельвеции (1715—1771) — наиболее яркий представитель этического направления в Просвещении.

     В 1758 г. увидела свет книга Гельвеция  «Об уме». Книга эта — плод более чем двадцатилетних раздумий автора — вызвала всеобщий интерес  и стала одной из важнейших  вех в развитии материалистической мысли XVIII в. во Франции. В 60-е годы он приступил к подготовке новой книги, намереваясь подробнее изложить и лучше обосновать в ней положения своей антропосоциальной концепции. К середине 1769 г. работа над книгой, получившей название «О человеке», была завершена, но от намерения опубликовать ее Гельвеции отказался, опасаясь жестоких репрессий. Впервые эта книга была издана в 1772 г.

     В целом влияние Гельвеция на современников  было огромным. Его работы, запрещенные  во Франции, выходили большими тиражами за границей и переводились на многие европейские языки.

     Деятельность человеческого сознания (ума) Гельвеции характеризовал с позиций материалистического сенсуализма.  
 

8. 22. Гуманистические идеалы и педагогические ориентации философии эпохи Просвещения (Вольтер, Руссо).

Мари  Франсуа Аруэ (Вольтер) - философ, писатель.

- страстно  выступал против религии, особенно  католицизма;

- считал  Бога основателем окружающего  мира, связующим началом всего  сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие;

- видел  необходимость в признании существования  Бога с морально-эстетической  точки зрения для того, чтобы  поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности;

- в отношении  познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому;

- выступал  за гуманное отношение к простому  народу и уважение его прав, идеал государства - абсолютная монархия во главе с просвещенным властителем (т.е. выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (Екатерина 2) и давал практические рекомендации по обустройству государства.

Руссо уделял внимание социально-политической философии.- видел в Боге мировую волю и мировой разум;- материя несотворима и объективно существует всегда;- человек состоит из смертного тела и бессмертной души;- человек не в силах до конца познать мир (сущностей, вещей и явлений);- выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли»;- сторонник эмпирического познания;- главная причина противоречий в обществе - частная собственность;- обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению);- в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);- власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами - непосредственно через собрания, сходы;- в будущем государстве должно быть новая система воспитания детей: дети д.б. изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества - на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму; владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

До 2-х  лет ребенок с матерью, на лоне природы, вне общества.

Три фактора, влияющие на воспитание:(1) природа ребенка (наследственность);(2) вещи (среда);(3) люди;

Природа ребенка идеальна, ребенок рождается  свободным, добрым, любознательным. Окружающая среда несправедлива, уродлива и противоречива, следовательно, ребенка надо изолировать. Ведущий фактор (1), а (2), (3) создают возможности для воспитания.

Главная функция воспитателя - не прибегая к  насилию, руководить интересами ребенка  так, чтобы он этого не замечал. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами. 

Информация о работе Философия нового времени