Философия Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание

Период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец с ее возрождением в новое время называют средними веками. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие романское начало. В культурном наследии Рима главными являются высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.

Содержание

Введение.

1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Особенности средневековой философии.
3. Периодизация Средневековой философии.
4. «Бог и человек» - центральная проблема.
5. Выдающийся философ Ф. Аквинский.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия Средневековья.docx

— 58.93 Кб (Скачать документ)

 

 

Тема: Философия Средневековья

 

 

План:

 

Введение.

 

    1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
    2. Особенности средневековой философии.
    3. Периодизация Средневековой философии.
    4. «Бог и человек» - центральная проблема.
    5. Выдающийся философ Ф. Аквинский.

 

Заключение.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец с ее возрождением в новое время называют средними веками. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие романское начало. В культурном наследии Рима главными являются высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.

Во время борьбы римлян с варварами эти традиции усваивались и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, бриттов, саксов, ютов и других племен Западной Европы, представляющую  германское начало средневековой культуры. В результате взаимодействия этих двух начал возникло напряжение диалога культур, давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.

Философия, которая складывалась в эпоху Средневековья, имела два основных источника своего формирования. Первый – это древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – это Священное писание, которое повернуло эту философию в русло христианства.

Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными  догматами христианства, среди которых  наибольшее значение имели такие, как  догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого  государственной властью, философия  была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские  вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Философская мысль эпохи  средневековья подвержена сильному влиянию религии. Главный вопрос, который ее интересует - это проблема правильного обоснования бытия  Бога, который порождает возникновение  такой гуманитарной дисциплины, как  теология.

Человек сам по себе средневековую  философию не интересует, ее занимает только отношение человека к Богу.

 

            Общая характеристика эпохи Средневековья.

  Период Средневековья для западноевропейской цивилизации исключительно важен: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.

Выделим наиболее важные черты, присущие периоду Средневековья.

Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.

Западноевропейское Средневековье - это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений. Связанный с таким типом хозяйства незначительный уровень специализации районов определил развитие главным образом дальней (внешней), а не ближней (внутренней) торговли. Дальняя торговля была ориентирована в основном на высшие слои общества. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры.

Эпоха Средневековья характеризуется  исключительно сильной ролью  церкви и высокой степенью идеологизации общества.

Тогда как в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли,  в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для складывания единой европейской цивилизации, объединения европейцев в одну семью.

Процесс общеевропейской  интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии, в плане развития государственности прослеживается стремление к национальной обособленности. Средневековье - это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество - сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Важнейшей характеристикой  средневекового западноевропейского  общества была его иерархическая  структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял  король - верховный сюзерен и при  этом часто лишь номинальный глава  государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность  западноевропейского общества в  отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Король в средневековой Европе - всего лишь "первый среди равных", а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.

На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные  феодалы - герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. - неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.

На третьей ступени  феодальной лестницы стояли вассалы  герцогов, графов, епископов - бароны. Они  пользовались фактическим иммунитетом  в своих поместьях. Еще ниже располагались  вассалы баронов - рыцари. У некоторых  из них также могли быть свои вассалы  еще более мелкие рыцари, у других - были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами  феодальной лестницы.

Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, - сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному  обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями  вассала по отношению к его  сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы  выкупали сеньора из плена.

При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал - феодал был  склонен защищать свою недавнюю собственность  с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная  формула: "вассал моего вассала - не мой вассал", система вассалитета  была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько  сеньоров.

Еще одной фундаментальной  характеристикой западноевропейского  средневекового общества, и, может быть, самой важной, была определенная ментальность людей, характер общественного мировоззрения, и жестко связанный с ним повседневный уклад жизни. Наиболее существенными  чертами средневековой культуры были постоянные и резкие контрасты  между богатством и бедностью, знатным  происхождением и безродностью - все  выставлялось напоказ. Общество было наглядным  в своей обыденной жизни, в  нем было удобно ориентироваться: так, даже по одежде легко определялась принадлежность любого человека к сословию, званию и профессиональному кругу. Особенностью того общества было великое множество ограничений и условностей, но тот, кто мог их "прочитать", получал важные дополнительные сведения об окружающей его реальности. Так, каждый цвет в одежде имел свое назначение: голубой трактовался как цвет верности, зеленый - как цвет новой любви, желтый - как цвет враждебности. Исключительно информативными представлялись тогда западноевропейцу и сочетания цветов, которые, так же как и фасоны шляпок, чепцов, платья, передавали внутренний настрой человека, его отношение к миру. Итак, символизм - важная характеристика культуры западноевропейского средневекового общества.

Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, как свидетельствовали  сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они  пускались в пляс здесь же, в  храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: "теперь ты помолись за нас, а мы попляшем".

Это общество часто и по отношению ко многим было жестоким. Обычным делом были казни, и, в  отношении к преступникам не было середины - их либо казнили, либо прощали  совсем. Мысли о том, что преступников можно перевоспитать, не допускалось. Казни всегда организовывались как  особый нравоучительный спектакль  для публики, и для ужасных  злодеяний придумывались ужасные  и мучительные наказания. Для  множества простых людей казни  служили развлечением, и средневековые  авторы отмечали, что народ, как правило, старался оттянуть финал, наслаждаясь  зрелищем истязаний; обычным в таких  случаях было "животное, тупое  веселье толпы".

 

       Особенности средневековой философии

Как уже говорилось выше, в эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, власть в которых концентрировалась в руках определенных правящих органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и не всегда дружественных этнических групп, для усиления власти центра правитель иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, в таких государствах на грани физического выживания существовали полностью бесправные рабы.

Люди обратились к поискам  сверхъестественного в собственном  внутреннем мире. Решение проблем исключительно тяжелой жизни они искали в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера оно провозглашало надежду для каждого. Христианство провозглашало, что земная жизнь является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.

Христианство сыграло  огромную роль в развитии философской  мысли. Оно внесло следующие новые  идеи:

- Идею «человека как центра всего»;

- Идею линейности истории;

- Представление о Боге как Личности и Творце.

Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по своей  сути отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.

Главенствующей идеей  христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии  Средневековья являются:

Теоцентризм (греч. theos - Бог) - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Теоцентризм - это основная идея средневековой философии.

Креационизм (лат. creatio - создание, сотворение) - принцип, в соответствии с которым мир в целом, живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении непосредственно сотворил Бог. Соответственно, термин «креационизм» означает концепции, которые признают изложенные в Ветхом Завете истории сотворения мира.

Информация о работе Философия Средневековья