Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:41, контрольная работа
Период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец с ее возрождением в новое время называют средними веками. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие романское начало. В культурном наследии Рима главными являются высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.
Введение.
1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Особенности средневековой философии.
3. Периодизация Средневековой философии.
4. «Бог и человек» - центральная проблема.
5. Выдающийся философ Ф. Аквинский.
Заключение.
Список использованной литературы.
Тема: Философия Средневековья
План:
Введение.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение.
Период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец с ее возрождением в новое время называют средними веками. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие романское начало. В культурном наследии Рима главными являются высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.
Во время борьбы римлян с варварами эти традиции усваивались и активно влияли на собственную культуру языческой родоплеменной жизни франков, бриттов, саксов, ютов и других племен Западной Европы, представляющую германское начало средневековой культуры. В результате взаимодействия этих двух начал возникло напряжение диалога культур, давшее мощный импульс становлению и развитию собственно западноевропейской средневековой культуры.
Философия, которая складывалась в эпоху Средневековья, имела два основных источника своего формирования. Первый – это древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник – это Священное писание, которое повернуло эту философию в русло христианства.
Идеалистическая ориентация
большинства философских систем
средневековья диктовалась
Философская мысль эпохи
средневековья подвержена сильному
влиянию религии. Главный вопрос,
который ее интересует - это проблема
правильного обоснования бытия
Бога, который порождает
Человек сам по себе средневековую философию не интересует, ее занимает только отношение человека к Богу.
Общая характеристика эпохи Средневековья.
Период Средневековья для западноевропейской цивилизации исключительно важен: процессы и события того времени до сих пор нередко определяют характер политического, экономического, культурного развития стран Западной Европы. Именно в этот период формируется религиозная общность Европы и возникает новое направление в христианстве, в наибольшей степени способствующее становлению буржуазных отношений, протестанство, складывается городская культура, во многом определившая современную массовую западноевропейскую культуру; возникают первые парламенты и получает практическое воплощение принцип разделения властей; закладываются основы современной науки и системы образования; готовится почва для промышленного переворота и перехода к индустриальному обществу.
Выделим наиболее важные черты, присущие периоду Средневековья.
Средневековое общество Западной Европы было аграрным. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Труд в сельском хозяйстве так же, как и в других отраслях производства, был ручным, что предопределяло его низкую эффективность и медленные в целом темпы технико-экономической эволюции.
Западноевропейское
Эпоха Средневековья характеризуется исключительно сильной ролью церкви и высокой степенью идеологизации общества.
Тогда как в Древнем мире каждый народ имел свою религию, которая отражала его национальные особенности, историю, темперамент, образ мысли, в Средневековой Европе существует одна религия для всех народов - христианство, ставшее базой для складывания единой европейской цивилизации, объединения европейцев в одну семью.
Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду со сближением в области культуры и религии, в плане развития государственности прослеживается стремление к национальной обособленности. Средневековье - это время образования национальных государств, которые существуют в виде монархий как абсолютных, так и сословно-представительных. Особенностями политической власти были ее раздробленность, а также соединение с условной собственностью на землю. Право на землю зависело от принадлежности человека к определенному сословию. Средневековое общество - сословное. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.
Важнейшей характеристикой средневекового западноевропейского общества была его иерархическая структура, система вассалитета. Во главе феодальной иерархии стоял король - верховный сюзерен и при этом часто лишь номинальный глава государства. Эта условность абсолютной власти высшего лица в государствах Западной Европы тоже существенная особенность западноевропейского общества в отличие от действительно абсолютных монархий Востока. Король в средневековой Европе - всего лишь "первый среди равных", а не всемогущий деспот. Характерно, что король, занимая первую ступень иерархической лестницы в своем государстве, вполне мог быть вассалом другого короля или папы римского.
На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля. Это были крупные феодалы - герцоги, графы; архиепископы, епископы, аббаты. По иммунитетной грамоте, полученной от короля, они обладали различными видами иммунитета (от лат. - неприкосновенность). Наиболее часто встречающимися видами иммунитета были налоговый, судебный и административный, т.е. владельцы иммунитетных грамот сами собирали со своих крестьян и горожан налоги, вершили суд, принимали административные решения. Феодалы такого уровня могли сами чеканить собственную монету, которая нередко имела хождение не только в пределах данного поместья, но и вне его. Подчинение таких феодалов королю часто было просто формальным.
На третьей ступени феодальной лестницы стояли вассалы герцогов, графов, епископов - бароны. Они пользовались фактическим иммунитетом в своих поместьях. Еще ниже располагались вассалы баронов - рыцари. У некоторых из них также могли быть свои вассалы еще более мелкие рыцари, у других - были в подчинении только крестьяне, которые, впрочем, стояли за пределами феодальной лестницы.
Система вассалитета была основана на практике земельных пожалований. Человек, получивший землю, становился вассалом, тот, кто ее давал, - сеньором. Земля давалась на определенных условиях, важнейшим из которых была служба на сеньора, обычно составляющая по феодальному обычаю 40 дней в году. Важнейшими обязанностями вассала по отношению к его сеньору были участие в войске сеньора, защита его владений, чести, достоинства, участие в его совете. В случае необходимости вассалы выкупали сеньора из плена.
При получении земли вассал приносил клятву верности своему господину. Если вассал не выполнял свои обязательства, сеньор мог отобрать у него землю, однако сделать это было не так-то просто, так как вассал - феодал был склонен защищать свою недавнюю собственность с оружием в руках. В целом, несмотря на кажущийся четкий порядок, который описывала известная формула: "вассал моего вассала - не мой вассал", система вассалитета была довольно запутанная, и вассал мог одновременно иметь несколько сеньоров.
Еще одной фундаментальной
характеристикой
Эмоциональная жизнь общества также была контрастной, как свидетельствовали сами современники, душа средневекового жителя Западной Европы была необузданной и страстной. Прихожане в церкви могли с плачем молиться часами, потом им это надоедало, и они пускались в пляс здесь же, в храме, сказав святому, перед изображением которого только что стояли на коленях: "теперь ты помолись за нас, а мы попляшем".
Это общество часто и по
отношению ко многим было жестоким.
Обычным делом были казни, и, в
отношении к преступникам не было
середины - их либо казнили, либо прощали
совсем. Мысли о том, что преступников
можно перевоспитать, не допускалось.
Казни всегда организовывались как
особый нравоучительный спектакль
для публики, и для ужасных
злодеяний придумывались
Особенности средневековой философии
Как уже говорилось выше, в эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, власть в которых концентрировалась в руках определенных правящих органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и не всегда дружественных этнических групп, для усиления власти центра правитель иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, в таких государствах на грани физического выживания существовали полностью бесправные рабы.
Люди обратились к поискам
сверхъестественного в
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
- Идею «человека как центра всего»;
- Идею линейности истории;
- Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по своей сути отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль», ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеей
христианского мировоззрения
Теоцентризм (греч. theos - Бог) - такое понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже - различные частные и прикладные науки. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Теоцентризм - это основная идея средневековой философии.
Креационизм (лат. creatio - создание, сотворение) - принцип, в соответствии с которым мир в целом, живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении непосредственно сотворил Бог. Соответственно, термин «креационизм» означает концепции, которые признают изложенные в Ветхом Завете истории сотворения мира.