Философия Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание

Период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец с ее возрождением в новое время называют средними веками. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие романское начало. В культурном наследии Рима главными являются высокая правовая культура, наука, искусство, философия, христианство.

Содержание

Введение.

1. Общая характеристика эпохи Средневековья.
2. Особенности средневековой философии.
3. Периодизация Средневековой философии.
4. «Бог и человек» - центральная проблема.
5. Выдающийся философ Ф. Аквинский.

Заключение.

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Философия Средневековья.docx

— 58.93 Кб (Скачать документ)

1. Философия и частные  науки выполняют по отношению  к теологии служебные функции.  Рациональное знание вторичным  образом облегчает понимание  известных догматов веры, приближает  к познанию "первопричины" вселенной,  то есть Бога;

2. Истины теологии имеют  своим источником откровение, истины  науки - чувственный опыт и  разум. Фома утверждает, что с  точки зрения способа получения  истины, знание можно разделить  на 2-а вида: знания, открытые естественным  светом разума, например арифметика, и знания, черпающие свои основы  из откровения;

3. Существует область  некоторых объектов, общих для  теологии и науки. Фома считает,  что одна и та же проблема  может служить предметом изучения  различных наук. Но существуют  определенные истины, которые нельзя  доказать при помощи разума, и  потому они относятся исключительно  к сфере теологии. К этим истинам  Аквинский относил следующие  догматы веры: догмат воскрешения,  историю воплощения, святую троицу, сотворение мира во времени  и так далее;

4. Положения науки не  могут противоречить догматам  веры. Наука должна опосредованно  служить теологии, должна убеждать  людей в справедливости ее  принципов. 

Если рациональные знания не выполняют этой задачи, они становятся бесполезными, более того, перерождаются  в опасные рассуждения. Таким  образом, Фома не отделил науку от теологии, а, напротив, без остатка подчинил ее теологии.

Аквинат, выражая интересы церкви и феодальных слоев, отводил науке второстепенную роль. Фома полностью парализует современную ему научную жизнь.

Философия Фомы Аквинского, как и его последователей, является объективным идеализмом. В поле притяжения объектов идеализма находятся различные  оттенки спиритуализма, утверждающего, что вещи и явления - это лишь проявления душ.

Томизм утверждает, что первичен дух - бог, а материя - это его творение и является чем-то вторичным. Философия Аквинского признает существование не только душ, но и целой иерархии чистых духов, или ангелов.

Идеалистический характер философии  Аквинского слишком очевиден, ибо  он недвусмысленно вытекает из самой  идеи креационизма - сотворения мира из ничего.

Фома считал что различие между сущностью и существованием не есть нечто только мысленное, зависящее от наших актов сознание, а является чем-то фактическим, реально существующим. Он утверждает, что вещам присуща сущность, но она не имплицирует их существование. Это происходит потому, что все существующее в мире создано богом, следовательно, зависит от него.             Категории материи и формы Фома также заимствует из аристотелевской метафизики. Различая в субстанциях 2-а компонента - материю и форму, Аристотель стремился создать философскую основу для процессов обобщения и классификации в естественных науках, стремился решить проблему об отношении общего к единичному и наоборот.

Аквинат также считал, что общее, или форма, содержится в единичных вещах, но он различает в субстанциях 3-и рода форм, или универсалий:

1) универсалия, содержащаяся  в вещи, в качестве ее сущности, непосредственная универсалия; 

2) универсалия, абстрагированная  от субстанции, то есть существующая  в человеческом уме. В этом  виде реально она существует  только в уме, а в вещи  имеет лишь свою основу. Эту  универсалию Фома называет рефлексивной;

3) универсалия - независимая  от вещи в божественном уме.  Универсалии в уме творца - это  неизменные, постоянные, вечные формы,  или основы вещей.

Вводя градацию форм, Фома дает философское обоснование иерархичности  не только мира природы, но и общественного  порядка. Критерием, отличающим одну вещь от другой, выступают не их естественные особенности, а различия в совершенстве форм, являющихся "не чем иным, как подобием бога, которому вещи сопричастны".

У Аквинского материя не существует извечно, а оказывается  созданной богом из ничего, а потому - вторична.

Во все категории аристотелевской  метафизики Фома вкладывает теологическое  содержание, лишая их этим естественнонаучного  характера. Аквинский рассматривает  проблемы естественной теологии, сердцевиной  которой являются так называемые "доказательства" бытия, бога.

Истины откровения Фома Аквинский подразделяет на два рода: истины, доступные разуму, и истины, выходящие за пределы его познавательных возможностей. Центральной проблемой естественной теологии являются так называемые томисткие "доказательства" бытия бога.

Аквинский утверждает, что  доказать существование творца можно  двумя способами: через причину  и через следствие и формулирует пять "доказательств-путей" бытия бога:

1. Все движущееся приводится  в движение чем-то иным. Перводвигатель - тот, кого зовут Бог.

2. Все в мире чувственных  вещей имеет свою причину. Превопричиной является Бог.

3. Все случайное имеет  необходимость в чем-то другом. Бог-первонеобходимость.

4. В мире имеются все  ступени совершенства. Бог - первосовершенство.

5. Все в мире ведет  себя целенаправленно. Бог - первоцель и для всего и перворуководитель.

Из всего вышеперечисленного следует, что Фома принижает закономерность и сводит ее к целесообразности. Цель, к которой якобы стремится все находящееся под солнцем, не возникает, согласно Фоме, индуктивным путем, а предопределена заранее.

В своих работах, посвященных теории познания Фома Аквинский очень часто отмечает большую роль эмпирии и чувственного познания, почти во всех трудах используются понятия "опыт", "чувства", "чувственное познание". Аквинский считал, что сущность познания заключается в том, что познающий становится познаваемым. Вывод следует из того факта, что интеллект как познающий орган души не может подвергаться воздействию материальных предметов. Субъект в известном смысле уподобляется объекту, но не материальной его форме, а духовной, идеальной. Весь процесс познания у Фомы подчинен открытию в вещах конечной, божественной причины.

Фома начинает анализ процесса познания с объяснения подразделения, иерархии и функций чувственных  познавательных органов. Он подразделяет их на внешние и внутренние чувства.

В иерархии пяти внешних  чувств самое низкое положение занимает осязание, потому что оно наиболее материально, то есть более всего  связано с телом. Однако, оно выполняет основную роль, поскольку от него зависит не только темперамент человека, но и правильное функционирование как чувственных, так и умственных познавательных органов.

 Кроме осязания к разряду низших чувств Фома относит более высокий, чем оно, вкус и более совершенное, чем последний, обоняние. Среди внешних чувств выше всего стоят слух и зрение, которые считаются чувствами наиболее познающими и оказывающими наибольшие услуги разуму.

В ходе чувственного познания, по мнению Фомы, происходят два изменения:

- первое носит материальный характер и основано на том, что субъект, подвергающийся изменениям, принимает форму субъекта, производящего изменение в его естественном существовании; так в нагретом предмете находится тепло.

- второе – нематериальный и возникает тогда, когда форму субъекта, вызывающего изменение, принимает субъект, подвергающийся этому изменению в его нематериальном существовании.

Также в познании имеется  общее чувство, которое вместе с  воображением, памятью и органом  мышления относится к группе внутренних чувств. Задачей общего чувства является именно группировка, опредмечивание  неупорядоченных впечатлений, доставленных внешними чувствами, оно играет роль координатора, проводит различение качеств и их воплощение, является причиной воображения. Оно обеспечивает непрерывность чувственной жизни, закрепляет накопленные общим чувством представления о ранее наблюдавшихся предметах, не дает потерять установленный с ними контакт.

Понимание отдельных вещей, воплощенное в общем чувстве  и сохраненное в воображении, перенимает память. Она является общим  свойством человека и животных. Различие между памятью человека и животного, по мнению Аквината, основано на том, что первый обладает способностью активно вспоминать то, что сохранено в памяти, второе же этой способностью не обладает.

Заключительным аккордом чувственного познания является деятельность органа суждения. Если речь идет о человеке, то Фома говорит об органе мышления. Аквинский называет этот последний особым разумом, который вводит нас как бы в преддверие второго уровня познания - интеллектуального познания.

Исходя из предпосылки, что в интеллекте нет ничего, чего до этого не было в чувствах, Фома Аквинский утверждает, что всякое интеллектуальное познание черпает свое содержимое из материала, полученного от чувств.

Подобно всякому органу чувственного познания интеллект обладает адекватным себе объектом познания, которым является сущность телесных вещей, или то, что  в них общее, духовное. Фома считает, что материя в противоположность  форме, облегчающей познание, затрудняет его и делает менее совершенным. Поэтому ум в процессе познания должен последовательно отбрасывать материальное и извлекать общее, духовное. Эту  функцию, согласно Фоме, выполняет особый орган души - активный интеллект, который  из чувственных образов, хранящихся в чувствах, извлекает духовное содержание и создает интеллектуальные познавательные формы.

Абстрагированные из чувственных  образов интеллектуальные познавательные формы помещаются в следующий  орган души - возможностный интеллект, который может входить в контакт с телом лишь посредством интеллектуальной познавательной формы, которая является его формой.

Интеллект выполняет в  процессе интеллектуального познания три основные операции:

1) создание понятий; 

2) соединение и разъединение;

3) рассуждение. 

Разум выполняет именно третью функцию, то есть связывает суждения в определенный ход рассуждений.

В противоположность усложненному человеческому познанию ангельское и божественное познание, согласно Фоме, является простым, и, следовательно, более высоким и совершенным. Ангел самого себя познает посредством  своей сущности, а все остальное - при помощи интеллектуальных познавательных форм, заложенных в него богом. Если же речь идет о боге, то его познание выше не только человеческого, но и  ангельского познания. Он видит все  в себе посредством своей сущности.

Теория истины Фомы тесно  связана как с его метафизикой, так и с теорией познания в целом. Томисткая истина - это соответствие разума действительности, но не той, которая естественно существует, а действительности, созданной богом. Логическая истинность присуща нашим суждениям, онтологическая же - вещам. Познающий субъект не может быть мерой вещей, а должен приспосабливаться к ним, в противном случае он был бы их создателем. Таким образом, логическая истина является низшим видом истины, подчиненным истине онтологической, божественной.

 Томистский критерий истины также подчинен теологическим целям и служит доказательству зависимости человека, его несовершенства по сравнению с творцом. "Божественная истина, - пишет Фома, - есть мера всякой истины. Поскольку бог - это первый ум и первый объект понимания, всякая разумная истина должна измеряться его истиной".

Фома считает, что человек  является единством тела и души. Тело выполняет функцию возможности, душа же есть его форма, акт. Однако, защищая самостоятельность и  бессмертие души, Аквинский вводит понятие полных и неполных субстанций. Полной субстанцией является человек как единство тела и души, душа же, взятая отдельно, представляет собой неполную субстанцию. Тело не является оковами души, напротив, их соединение - благо для души. Бог, создав душу и вдохнув ее в человеческий эмбрион, как бы приспосабливает ее к тому телу, которое должно составлять основу ее индивидуальности и бессмертия. В иерархии видов земного бытия она является самой совершенной формой, самостоятельной, способной существовать без материи, но она ниже чистых духов. Таким образом, человек оказался помещенным посредине - между животным миром и ангелами.

Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед  лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах  Аквинского.

В средневековье действовали  различные еретические секты, учения которых имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно, антицерковный характер. Перед христианской философией была поставлена важная дилемма: если бог - творец всего и он добр, то откуда же берет начало зло? Возникла особая область христианской философии, называемая теодицеей и занимающаяся защитой совершенства бога и того, что сотворено им, перед лицом существующего в мире зла.

Исходным пунктом теодицеи Фомы была предпосылка, что зло не является позитивным явлением и не существует само по себе, как добро, а представляет собой просто обычное  небытие, ущербность добра. Понятие  зла Фома выводит из понятия добра, исходя из теоретико-познавательной предпосылки  о том, что одна противоположность  познается через другую, как например, темнота через свет. Это относится  также к добру и злу.

Второй тезис томистской теодицеи выражается в утверждении, что "добро является субъектом зла". Фома считает, что в области морали зло основано на несовершенстве поведения, которое в свою очередь следует из несовершенства морального субъекта. А если бог - это абсолютное совершенство, то он не может быть причиной морального зла.

Третий тезис томистской теодицеи: некоторое зло не портит гармонии вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии. Бог создает зло в вещах не намеренно, а лишь случайно. Так обстоит дело с естественными вещами. Здесь зло основано просто на их порче и распаде. Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства. Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом, и наоборот.

Для обеспечения порядка  вселенной необходим также порядок  справедливости, который требует  существования как грешников, так и хороших людей. Здесь "бог является творцом зла как наказание, а не как вины". Это четвертый тезис теодицеи Фомы.

Фома помещает человека на границе между миром животных и миром чистых духов. В сравнении  с последним человеческая личность является чем-то несравненно более  низким и несовершенным. В свою очередь  в иерархии телесных созданий человек  находится на самом высоком месте  как совершенное животное. Отличается же человек от животных этого мира, по мнению Фомы, нематериальной разумной душой и свободной волей. Чтобы  могли существовать грех и добродетель, наказание или награда, им должно предшествовать наличие свободной  воли.

Информация о работе Философия Средневековья