Философия техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Описание

Однако при более пристальном, хотя еще очень поверхностном взгляде мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначального замешательства. Во-первых, существование подобной связи противоположностей несомненно побуждает нас к размышлениям о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее конечном значении. Отсюда могло бы возникнуть требование взаимного разъяснения. От Гераклита до Гегеля это противопоставление является принципом, вдохновляющим создание преодолевающих это противопоставление единств, включение в реальность и мышление.

Содержание

Введение
Техника как феномен культуры
1.2. Роль техники в человеческой истории
1.3. Истоки понятия «техника». Его эволюция и современная трактовка.
2. Технологический детерминизм и технократия
2.1. Философская концепция технического детерминизма
2.2. Общество технократии
2.2.1.Определение технократии
2.2.2. Т. Веблен – «отец технократии»
2.2.3. Новая технократическая волна
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р. философия.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра: Философии

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

Дисциплина: Философия

На тему: Философия техники

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Асадова Наиля Рустамовна

1 курс БУАА, заочная форма обучения             

(периферия) 

 

Преподаватель:доктор философских

наук, профессорЕляков  Анатолий

Дмитриевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

2013 год

 

 


Содержание

     Введение

  1. Техника как феномен культуры

1.2. Роль техники в человеческой  истории

1.3. Истоки понятия «техника».  Его эволюция и современная  трактовка.

2. Технологический детерминизм  и технократия

2.1. Философская концепция технического  детерминизма

2.2. Общество технократии

2.2.1.Определение технократии

2.2.2. Т. Веблен – «отец технократии»

2.2.3. Новая технократическая волна

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Введение

     На первый взгляд может показаться, что название "Техника и философия" заключает в себе некоторое несоответствие. Что общего у техники с философией? Разве они не две диаметрально противоположные формы человеческой жизни? С одной стороны, динамическое, направленное вовне, утилитарное действие, а с другой - спокойное, внутреннее, бескорыстное созерцание.

Однако при  более пристальном, хотя еще очень  поверхностном взгляде мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначального  замешательства. Во-первых, существование  подобной связи противоположностей несомненно побуждает нас к размышлениям о смысле этой антитезы, не говоря уже  о ее конечном значении. Отсюда могло  бы возникнуть требование взаимного  разъяснения. От Гераклита до Гегеля это противопоставление является принципом, вдохновляющим создание преодолевающих это противопоставление единств, включение  в реальность и мышление.

В нашем случае современная философия не может  не направлять свою рефлексию на мир  технического действия, а техника  для полного понимания собственной  роли должна рассматривать себя в  свете философского знания. Обширная библиография рассуждений о технике  красноречиво свидетельствует о  том, что такое требование отнюдь не является единичным утверждением, но ясно осознается мыслителями нашего времени. Другое дело оценить, до какой  степени подобной литературе, ослепленной  более поверхностными социологическими, историческими и этическими проблемами и скользящей по поверхности, не удалось  до конца проникнуть в философскую  сущность техники. Уже Ортега в свое время отмечал полный провал литературы, посвященной теории техники.

С философской  точки зрения техника по своей  природе - это универсальное стремление, направленное на совокупность тех сфер в которых развертывается человеческая жизнь и вообще реальность. Философское  знание, если оно хочет быть верным своей задаче, должно в своей амбиции  оказаться способным на информацию даже о самых обескураживающих сферах реальности. Его энергия не может  удовлетвориться никаким признанием границ, никаким исключением туманных областей из своего универсального стремления к освещению. Его ясный и вопрошающий  взгляд должен обратиться и к тому грандиозному факту не только нашего времени, но также всей совокупности человеческой истории, который и  есть техника.

Освещение этой огромной проблемы философией необходимо современному человеку также для  самоутверждения в собственных  человеческих обстоятельствах. Для  того чтобы обеспечить господство своей  рефлексии над жизнью.

Отец Дюбарль  говорил о философии как об акте свободной рефлексии. В мире раздробленности и слепой деятельности, наблюдающихся в определенных областях, особенно в области технического действия, философия как поиск  смысла и единства - могучая потребность.

Много говорится  о том, что техника угрожает гуманности. Это, конечно, верно, хотя нельзя сводить  все исключительно к технике  без учета общей ситуации современного человека. Признав эту угрозу, мы не хотим обесценить нашу эпоху перед  лицом прошедших золотых веков. Просто каждый момент истории по-своему велик и ограничен. Нам выпало на долю осуществить формальную полноту  возможностей современного мира. Не ослепляясь бесспорными успехами наших дней, понять основные грозящие нам опасности, чтобы преодолеть их. С другой стороны, серьезно и глубоко проникнув  в мир артефактов (как объективного осадка), в опыт технической деятельности (как создающей их жизненной основы), мы обнаружим, что они обладают сильным  проблемным притяжением, действующим  в наиболее характерных для философии  направлениях.

Возможно, мы с удивлением отметим, что находимся  на верном пути к решению классических загадок метафизики - бытия человека и бытия мира. К тому же мы неожиданно сталкиваемся с возможностью проникнуть в генезис некоторых основных философских понятий.

1.Техника  как феномен культуры

1.2.Роль техники в человеческой  истории

Техника как область человеческой деятельности с давних пор привлекает к себе внимание философов. Мыслители  Древней Греции и Рима, эпохи Возрождения, нового времени обращались к рассмотрению теоретических и философских  проблем техники.В XX в. проблемами философского анализа техники занимались Фр. Дессауэр, Э. Чиммер, А. Дюбуа-Реймон и др. Большой  вклад в развитие философии техники  внесли М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и другие философы. Русский инженер  П.К. Энгельмейер, один из родоначальников  философии техники в России, еще  в начале XX в. написал работы "Теория творчества" и "Философия техники".

С 1960-х годов философские  исследования техники приобретают  статус самостоятельной философской  дисциплины. В 1970-е годы была сформулирована программа этого направления, предполагавшая всестороннее исследование техники  как одного из важнейших факторов развития человеческого общества. Почему это происходит именно во второй половине XX в.? Почему только сейчас вопросы, связанные  с феноменом техники, его специфической  ролью в жизни общества, перспективами  развития, становятся философскими, смысложизненными?

Обычно это связывают  с тем, что влияние техники  в современном мире становится всеобъемлющим. Определяющее воздействие техники  испытывают такие социальные сферы  и институты, как экономика, экология, наука, политика и т.д. В XX в. это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращая ее в фактор, определяющий будущее человечества. Сегодня "техника  не должна быть истолкована в терминах орудий. Важно не то, как сделана  вещь, но то, что можно сделать  с нею..." (О. Шпенглер).

Научно-техническая революция  поставила человечество перед лицом  глобальных проблем. Было бы трагедией  для мировой цивилизации продолжать дальнейшее спонтанное, непродуманное  развитие техники. Поэтому столь  важно создать новую область  знания, обращенную к исследованию феномена техники. Необходим критический  философский анализ сложившейся  ситуации, оценка результатов технической  деятельности, возможных перспектив ее развития.

По мнению американского  философа X. Сколимовски, "философия  техники является философией нашей  культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в  тупике, которой угрожает специализация, раздробленность и распыленность  и которая осознает, что избрала  ложный язык для своего общения с  природой".

Что же такое техника? Что  она может дать человеку, и чего она лишает его? Это - главные вопросы  современной философии техники. Их анализ осуществляется сегодня под  влиянием двух философских традиций: философии и методологии науки (анализ технического знания) и философской  антропологии (нравственно-этическая  и культурологическая проблематика техники, гуманистические и ценностные аспекты техники). Вследствие этого  проблемное поле философии техники  необычайно широко: уточнение самого понятия техники, изучение ее исторического  развития, рассмотрение специфики технического знания, его взаимосвязей с фундаментальными науками, искусством, политикой, экономикой, поиски новой концепции взаимодействия человека и природы, нового "технического поведения" в современном мире, вопросы этики в сложном индустриальном мире. Соответственно так называемая антропология техники  изучает вопросы  технического образования и воспитания, формирования системы ценностей, сочетания  интеллектуальных и нравственных начал  в человеке, роли человека в развитии техники, ее использовании, распространении  технических знаний и рациональном осмыслении пределов технического роста.

 

1.2. Истоки понятия  «техника». Его эволюция и современная  трактовка

Истоки понятия "техника" уходят в глубь веков. Древнегреческое  слово "techne" понималось достаточно широко: от умения ремесленника до мастерства в области высокого искусства. К  области techne относили земледелие и  охоту, мореходство и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное  искусство и пр. Греческие мыслители  пытались определить место techne среди  других видов познания и человеческой деятельности. Аристотель рассматривал это понятие в трактате "Никомахова этика", обращая внимание на различие techne и других видов знания: empeireia (опытное знание) и episteme (знание теоретическое).

Знание в широком смысле слова означает обращение к неведомому, ранее неизвестному. Techne представляет собой область знания, непосредственно  связанную с человеческой деятельностью. Знание о том, что ранее не существовало и не может существовать само по себе, что возникает в результате человеческой деятельности, рождается  сознанием человека, его трудом и  служит его целям относится к  области технического знания.

Предмет технического знания - это область создаваемого, находящегося в процессе становления, обретающего  свое существование. Техническое знание представляет собой как бы связующее  звено между опытным знанием  и знанием теоретическим. В техническом  знании органически соединяются  экспериментальные данные, четко  сформулированные задачи, достаточно обоснованные рассуждения. Особенность  технического знания - в его направленности на производство и конструирование. Процесс производства в техническом  знании включает в себя такие этапы, как мысленное конструирование  объекта, создание проекта, разработка конструкции. Эта важная особенность  позволяет видеть в техническом  знании средство для осуществления  целей.

Сравнивая процессы производства в техническом знании и возникновения, порождения в природе, греческие  мыслители считали, что, несмотря на то что в техническом знании процесс  производства является более сложным, нежели процесс порождения и становления  в природе, по своей сути они аналогичны. Однако в отличие от природы техника  способна моделировать и совершенствовать то, что ею создается, причем совершенствовать, исходя из потребностей человека. Во власти техники - изменить направление развития природы. Таким образом, техника, с  одной стороны, действует аналогично природе, а с другой - изменяет ее в соответствии с нуждами человечества.

В XVII в. в эпоху научных  революций и перемен в производстве в странах Западной Европы латинское technica ars (искусство умелого производства) переходит во французский язык как  термин technique, а затем и в немецкий как technic. Термин становится все более  специальным. В новое время он означает совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся  к искусному производству всякого  рода, но прежде всего производству орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники значительно  изменяется и само содержание этого  понятия.

Выдающийся немецкий философ  К. Ясперс представляет картину развития техники и изменение содержания этого понятия следующим образом: "Техника как умение применять  орудия труда существует с тех  пор, как существуют люди. Техника  на основе знания простых физических законов издавна действовала  в области ремесла, применения оружия, при использовании колеса, лопаты, плуга, лодки, силы животных, паруса и  огня - мы обнаруживаем эту технику  во все времена, доступные нашей  исторической памяти. В великих культурах  древности, особенно в западном мире, высокоразвитая механика позволяла  перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.

Однако эта техника  оставалась в рамках того, что было сравнительно соразмерно человеку, доступно его образованию. То, что делалось, производилось мускульной силой  человека с привлечением силы животных, силы натяжения, огня, ветра и воды и не выходило за пределы естественной среды человека. Все изменилось с  конца XVIII в. Неверно, что в развитии техники никогда не было скачка. Именно тогда произошел скачок, охватив  всю техническую сторону человеческой жизни в целом. После того, как  веками делались попытки в этом направлении  и в мечтах людей формировалось  техницистское, технократическое мировоззрение, для которого - сначала медленно и фрагментарно - создавались научные  предпосылки, в XIX в. была осуществлена их реализация, превзошедшая все самые  пылкие мечты. Мы спрашиваем, в чем  же состояло это новое? Его нельзя свести к какому-либо одному принципиальному  положению.

Самый убедительный ответ  гласит: были открыты машины - машины, автоматически производящие продукты потребления. То, что раньше делал  ремесленник, теперь делает машина. Она  прядет, ткет, пилит, стругает, отжимает, отливает; она производит весь предмет  целиком. Если раньше сто рабочих, затрачивая большие усилия, выдували несколько  тысяч бутылок в день, то теперь машина, обслуживаемая несколькими  рабочими, изготовляет в день 20 тысяч  бутылок.

Возникла необходимость  изобрести такие механизмы, силою  которых работали бы машины, производящие продукты. Поворотным пунктом стало  открытие первого двигателя (1776 г.); вслед за этим появился универсальный  двигатель - электромотор (динамомашина в 1867 г.). Полученная из угля и силы воды энергия направлялась повсюду, где  в ней нуждались. Древней технике, единственно определяющей в течение  тысячелетий состояние техники, противостоит теперь современная энергетика. Прежняя механика располагала лишь ограниченной мощью в виде мускульной силы человека или животного, силы ветра  или воды, приводящей в движение мельницы. Новым было теперь то, что  в распоряжении человека оказалась  в тысячу раз большая сила, которую, как сначала казалось, можно увеличивать  до бесконечности.

Информация о работе Философия техники