Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:27, реферат
Однако при более пристальном, хотя еще очень поверхностном взгляде мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначального замешательства. Во-первых, существование подобной связи противоположностей несомненно побуждает нас к размышлениям о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее конечном значении. Отсюда могло бы возникнуть требование взаимного разъяснения. От Гераклита до Гегеля это противопоставление является принципом, вдохновляющим создание преодолевающих это противопоставление единств, включение в реальность и мышление.
Введение
Техника как феномен культуры
1.2. Роль техники в человеческой истории
1.3. Истоки понятия «техника». Его эволюция и современная трактовка.
2. Технологический детерминизм и технократия
2.1. Философская концепция технического детерминизма
2.2. Общество технократии
2.2.1.Определение технократии
2.2.2. Т. Веблен – «отец технократии»
2.2.3. Новая технократическая волна
Заключение
Список использованной литературы
Подобное развитие техники стало возможным только на основе естественных наук на их современном уровне. Они дали нужное знание и открыли возможности, немыслимые в рамках прежней техники. Необходимой предпосылкой новой технической реальности стали в первую очередь электричество и химия. То, что скрыто от человеческого взора и открывается только исследователю, дало в распоряжение человека едва ли не безграничную энергию, посредством которой он теперь оперирует на нашей планете".
1.3.Антропология техники
Многие исследователи в области философии техники всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности современной "технотронной эры", формирование системы ценностей в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование и воспитание.
Эти проблемы
затрагивают интересы всего
Гуманитарная
составляющая в современной
Основную причину
всех социальных зол и
В 1930 г. Мэмфорд
опубликовал статью, в которой
доказывал, что техника должна
рассматриваться комплексно, в аспектах
"ее психологического, как и
практического, происхождения"
и оценивать технику следует
в эстетических терминах в
такой же мере, как и технических.В
1934 г. выходит книга "Technics and
Civilization" ("Техника и цивилизация"),
в которой Мэмфорд дает
Рассматривая
современное восприятие
По Мэмфорду,
сущность человека не
Мэмфорд типологически подходит
к анализу феномена техники. Так,
современная техника, это "образец
монотехники или авторитарной техники,
которая, базируясь на научной интеллигенции
и квалифицированном
Стандартными примерами мегамашин являются крупные армии, объединения работников в группы, такие, как, например, те, которые строили египетские пирамиды или Великую Китайскую стену. Мегамашины часто приводят к поразительному увеличению количества материальных благ, однако ценою ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности и стремлений, что ведет к дегуманизации.
Примерно в то же время,
что и Мэмфорд, проблемами техники
в контексте философской
Хосе Ортега-и-Гассет (1883
- 1955) - испанский философ, публицист
и общественный деятель. Учился в
Мадридском университет, затем в
Германии. С 1910 по 1936 г. Ортега-и-Гассет
вел курс метафизики в Мадридском
университете. В 1923 г. он основал журнал
и издательство "Revista de Occidente", оказавшие
большое влияние на развитие испанской
философской мысли и культуры
в целом. С началом гражданской
войны в Испании (1936) Ортега-и-Гассет
эмигрировал в Латинскую
Философские взгляды Ортеги-и-Гассета
складывались под влиянием Марбургской
школы неокантианства. Неокантианский
тезис о самополагании
В 1935 г. вышла работа Ортеги-и-Гассета "Рассуждения о технике". В ней он дал обобщенную картину эволюции техники, разделяя ее историю на три главных периода: техника отдельного случая; техника ремесленника; техника, создаваемая техниками и инженерами. Различие между этими тремя видами техники состоит в способе, открываемом и выбираемом человеком для реализации созданного им проекта того, кем бы он хотел стать, "делать себя".
В первый период техника
изобретается благодаря случаю, в
силу обстоятельств. Во второй период
некоторые достижения техники осознаются
как таковые, сохраняются и передаются
от поколения к поколению
Техницизм современной техники радикально отличается от всего того, что давали все предыдущие виды техники. Согласно Ортеге, "современная техника предоставляет человеку возможность независимой деятельности, что проявляется как в самой технике, так еще в большей мере в чистой (или научной) теории".
В наше время, считает Ортега,
человечество прежде всего обладает
la technica, техникой в существенном смысле
этого термина, т.е. технологией, а
лишь затем техникой в смысле технических
устройств. Люди теперь хорошо знают, как
реализовать любой проект, который
они могли бы выбрать, - даже до того,
как они выберут тот или
иной конкретный проект. Усовершенствование
научной техники ведет, по мнению
Орте-ги, к возникновению уникальной
современной проблемы: отмиранию
и иссяканию способности
В прошлом в большинстве
случаев люди осознавали, что есть
вещи, которые они не в состоянии
делать, т.е. они сознавали пределы
своих умений. После того, как
человек желал и выбирал себе
определенный проект, он должен был
в течение многих лет тратить
свою энергию на решение технических
проблем, нужных для реализации этого
проекта. В наши дни, имея в своем
распоряжении общий метод создания
технических средств для
Проблемы технического развития рассматривает М. Хайдеггер в книге "Вопрос о технике" (1954). Он отвергает традиционное мнение, которое сводится к тому, что техника является нейтральным средством в руках человека. Размышляя о сущности техники, философ полагает, что она не ограничена рамками узкотехнического, и пытается включить современную технику в более широкий контекст. Техника не только средство для достижения целей. "В самом злом плену у техники, - пишет Хайдеггер, - мы оказываемся тогда, когда видим в ней что-то нейтральное...".
2.Технологический детерминизм и технократия
2.1.
Философская концепция
Большое распространение
в XX в. получили теории, обосновывающие
значение науки и техники в
развитии общества. Они в той или
иной мере отражают реальные тенденции
и социальную роль научно-технического
прогресса в современном мире.
Действительно, в наше время исключительно
велика роль передовой науки, техники,
технологии в развитии материального
производства, в удовлетворении многих
потребностей людей. Все большее
значение приобретает научно-
Это нашло
свое отражение в проблематике социальной
философии. Появились разного рода
теории, раскрывающие экономическое
значение современного научно-технического
прогресса и его социальные последствия.
В социальную философию прочно вошло
понятие «научно-технической
Наряду со
всесторонним и объективным анализом
проблем современной научно-
Развивающиеся
в рамках данного направления
технократические теории при всех их
различиях едины в том, что
объявляют современную технику
и технологию основополагающей причиной
всех социальных изменений. Согласно этим
теориям, научно-технический прогресс
решающим образом влияет не только
на производительность общественного
труда и экономическую
Ясно, однако, что наука, техника и технология, играющие огромную и все более значительную роль в развитии общества, являются далеко не единственным фактором общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни общества неодинаковая и, конечно же, не везде определяющая. Даже в экономической сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим фактором производства также его человеческий фактор, т. е. уровень квалификации и культуры работников, их способности и производственный опыт. Надо учитывать также характер экономических отношений, играющих в развитии материального производства весьма важную роль.
В других сферах
жизни, в том числе политической
и духовной, технический фактор вообще
не может быть главным. Он скорее направлен
на техническое обеспечение
К таким теориям относятся: теория единого индустриального общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З. Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем различий. Различаются они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом тем, что создавались на разных стадиях научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность той или иной стадии.
По сути,
все названные выше теории
толкуют научно-технический