Философия техники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 17:27, реферат

Описание

Однако при более пристальном, хотя еще очень поверхностном взгляде мы вскоре обнаруживаем ошибочность первоначального замешательства. Во-первых, существование подобной связи противоположностей несомненно побуждает нас к размышлениям о смысле этой антитезы, не говоря уже о ее конечном значении. Отсюда могло бы возникнуть требование взаимного разъяснения. От Гераклита до Гегеля это противопоставление является принципом, вдохновляющим создание преодолевающих это противопоставление единств, включение в реальность и мышление.

Содержание

Введение
Техника как феномен культуры
1.2. Роль техники в человеческой истории
1.3. Истоки понятия «техника». Его эволюция и современная трактовка.
2. Технологический детерминизм и технократия
2.1. Философская концепция технического детерминизма
2.2. Общество технократии
2.2.1.Определение технократии
2.2.2. Т. Веблен – «отец технократии»
2.2.3. Новая технократическая волна
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

к.р. философия.docx

— 49.73 Кб (Скачать документ)

Подобное развитие техники  стало возможным только на основе естественных наук на их современном  уровне. Они дали нужное знание и  открыли возможности, немыслимые в  рамках прежней техники. Необходимой  предпосылкой новой технической  реальности стали в первую очередь  электричество и химия. То, что  скрыто от человеческого взора и  открывается только исследователю, дало в распоряжение человека едва ли не безграничную энергию, посредством  которой он теперь оперирует на нашей  планете".

1.3.Антропология  техники

Многие исследователи  в области философии техники  всерьез заинтересованы такими проблемами, как социальные последствия технического развития, этические проблемы и особенности  современной "технотронной эры", формирование системы ценностей  в индустриальном и постиндустриальном обществе, техническое образование  и воспитание.

     Эти проблемы  затрагивают интересы всего человечества. Причем опасность заключается  не только в необратимых изменениях  природной среды: прямое следствие  этих процессов - изменение самого  человека, его сознания, восприятия  мира, его ценностных ориентаций  и т.д.

     Гуманитарная  составляющая в современной философии  техники представлена такими  именами, как Л. Мэмфорд, X. Ортега-и-Гассет, М. Хайдеггер, Ж. Эллюль.

     Основную причину  всех социальных зол и потрясений  современной эпохи Мэмфорд видит  в возрастающем разрыве между  уровнями технологии и нравственности, который, по его мнению, уже  в недалеком будущем угрожает  человечеству порабощением со  стороны безличной Мегамашины, т.е.  предельно рационализированной,  технократической организации общества. Научный прогресс со времен  Ф. Бекона и Г. Галилея Мэмфорд  называет "интеллектуальный империализм", жертвой которого пали гуманизм  и социальная справедливость. Наука  трактуется Мэмфордом как суррогат  религии, а ученые - как сословие  новых жрецов. Поэтому Мэмфорд  призывает остановить научно-технический  прогресс и возродить социальные  ценности Средневековья, которое  он ныне изображает "золотым  веком" человечества.

     В 1930 г. Мэмфорд  опубликовал статью, в которой  доказывал, что техника должна  рассматриваться комплексно, в аспектах "ее психологического, как и  практического, происхождения"  и оценивать технику следует  в эстетических терминах в  такой же мере, как и технических.В  1934 г. выходит книга "Technics and Civilization" ("Техника и цивилизация"), в которой Мэмфорд дает развернутый  анализ широкого круга проблем  "механической цивилизации".

     Рассматривая  современное восприятие техники,  Мэмфорд не склонен переоценивать  роль технического развития, внедрения  технических средств в жизнь  общества. Через три десятилетия  после "Техники и цивилизации"  вышла книга "The Myth of the Machine" ("Миф о машине"). В этой  работе Мэмфорд утверждает, что  человек не "делающее", а "мыслящее" существо, его отличает не делание,  а мышление, не орудие, а дух,  являющийся основой самой "человечности" человека.

     По Мэмфорду, сущность человека не материальное  производство, а открытие и интерпретация,  значимость которых вряд ли  можно переоценить. "Если бы  внезапно исчезли все механические (технические) изобретения последних  пяти тысячелетий, - пишет Мэмфорд  - это было бы катастрофической  потерей для жизни. И все  же человек остался бы человеческим  существом. Но если бы у человека  была отнята способность интерпретации... то все, что мы имеем на  белом свете, угасло бы и  исчезло быстрее, чем в фантазии  Просперо, и человек очутился  бы в более беспомощном и  диком состоянии, чем любое  другое животное: он был бы  близок к параличу". Для Мэмфорда  человек есть "прежде всего  само себя созидающее, само себя  преодолевающее, само себя проектирующее  животное существо".

Мэмфорд типологически подходит к анализу феномена техники. Так, современная техника, это "образец  монотехники или авторитарной техники, которая, базируясь на научной интеллигенции  и квалифицированном производстве, ориентирована главным образом  на экономическую экспансию, материальное насыщение и военное превосходство". Корни монотехники восходят к  пятитысячелетней древности, к тому времени, когда человек открыл то, что Мэмфорд называет "мегамашина", т.е. строгую иерархическую социальную организацию.

Стандартными примерами  мегамашин являются крупные армии, объединения работников в группы, такие, как, например, те, которые строили  египетские пирамиды или Великую  Китайскую стену. Мегамашины часто  приводят к поразительному увеличению количества материальных благ, однако ценою ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности и  стремлений, что ведет к дегуманизации.

Примерно в то же время, что и Мэмфорд, проблемами техники  в контексте философской антропологии занимался X. Ортега-и-Гассет.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883 - 1955) - испанский философ, публицист  и общественный деятель. Учился в  Мадридском университет, затем в  Германии. С 1910 по 1936 г. Ортега-и-Гассет вел курс метафизики в Мадридском университете. В 1923 г. он основал журнал и издательство "Revista de Occidente", оказавшие  большое влияние на развитие испанской  философской мысли и культуры в целом. С началом гражданской  войны в Испании (1936) Ортега-и-Гассет эмигрировал в Латинскую Америку. В 1945 г. он вернулся в Европу, в 1948 г. - в Испанию, где под его руководством был основан Институт гуманитарных наук. До конца жизни Ортега-и-Гассет оставался открытым противником  франкизма.

Философские взгляды Ортеги-и-Гассета  складывались под влиянием Марбургской  школы неокантианства. Неокантианский тезис о самополагании познающего субъекта в процессе раскрытия культуры он стремился раскрыть в дальнейшем как жизненное выражение субъекта в историческом бытии, которое он сначала в духе философии жизни  трактовал антропологически, затем  под влиянием немецкого экзистенциализма (Хайдеггер) - как духовный опыт непосредственного  переживания, как "вслушивание" в  жизнь с помощью "жизненного разума". Широко известно сочинение Ортеги-и-Гассета "Восстание масс" (1930). Эта работа стала своего рода знаком эпохи, получила огромную популярность и была переведена на много языков. В ней философ  фиксирует, что Европа переживает самый  тяжелый кризис, который когда-либо выпадал на долю народов и культур.

В 1935 г. вышла работа Ортеги-и-Гассета "Рассуждения о технике". В  ней он дал обобщенную картину  эволюции техники, разделяя ее историю  на три главных периода: техника  отдельного случая; техника ремесленника; техника, создаваемая техниками  и инженерами. Различие между этими  тремя видами техники состоит  в способе, открываемом и выбираемом человеком для реализации созданного им проекта того, кем бы он хотел  стать, "делать себя".

В первый период техника  изобретается благодаря случаю, в  силу обстоятельств. Во второй период некоторые достижения техники осознаются как таковые, сохраняются и передаются от поколения к поколению ремесленниками. Но и в этот период еще отсутствует  сознательное изучение техники, того, что сегодня называют технологией. Техника является лишь мастерством  и умением, но не наукой. И только в третий период, с развитием аналитического способа мышления, исторически связанного с возникновением науки нового времени, появляется техника техников и инженеров, научная техника, "технология" в буквальном ее понимании.

Техницизм современной техники  радикально отличается от всего того, что давали все предыдущие виды техники. Согласно Ортеге, "современная техника  предоставляет человеку возможность  независимой деятельности, что проявляется  как в самой технике, так еще  в большей мере в чистой (или  научной) теории".

В наше время, считает Ортега, человечество прежде всего обладает la technica, техникой в существенном смысле этого термина, т.е. технологией, а  лишь затем техникой в смысле технических  устройств. Люди теперь хорошо знают, как  реализовать любой проект, который  они могли бы выбрать, - даже до того, как они выберут тот или  иной конкретный проект. Усовершенствование научной техники ведет, по мнению Орте-ги, к возникновению уникальной современной проблемы: отмиранию  и иссяканию способности человека воображать и желать этого первичного и врожденного качества, ставящего  на первое место объяснение того, как  создаются человеческие идеалы.

В прошлом в большинстве  случаев люди осознавали, что есть вещи, которые они не в состоянии  делать, т.е. они сознавали пределы  своих умений. После того, как  человек желал и выбирал себе определенный проект, он должен был  в течение многих лет тратить  свою энергию на решение технических  проблем, нужных для реализации этого  проекта. В наши дни, имея в своем  распоряжении общий метод создания технических средств для реализации любого запроса, люди, кажется, утратили всякую способность желать ту или  иную цель и стремиться к ней. В  руках одних лишь техников, т.е. личностей, лишенных способности воображения, техника "есть лишь пустая форма - подобно  всем формализованным логикам: такая  техника неспособна определять содержание и смысл жизни".

Проблемы технического развития рассматривает М. Хайдеггер в  книге "Вопрос о технике" (1954). Он отвергает традиционное мнение, которое  сводится к тому, что техника является нейтральным средством в руках  человека. Размышляя о сущности техники, философ полагает, что она не ограничена рамками узкотехнического, и пытается включить современную технику в  более широкий контекст. Техника  не только средство для достижения целей. "В самом злом плену у  техники, - пишет Хайдеггер, - мы оказываемся  тогда, когда видим в ней что-то нейтральное...".

 

2.Технологический  детерминизм и технократия

2.1. Философская концепция технического  детерминизма

Большое распространение  в XX в. получили теории, обосновывающие значение науки и техники в  развитии общества. Они в той или  иной мере отражают реальные тенденции  и социальную роль научно-технического прогресса в современном мире. Действительно, в наше время исключительно  велика роль передовой науки, техники, технологии в развитии материального  производства, в удовлетворении многих потребностей людей. Все большее  значение приобретает научно-технический  прогресс в развитии городского и  сельского быта, а также в материальном обеспечении функционирования политической и духовной сфер общественной жизни.

Это нашло  свое отражение в проблематике социальной философии. Появились разного рода теории, раскрывающие экономическое  значение современного научно-технического прогресса и его социальные последствия. В социальную философию прочно вошло  понятие «научно-технической революции», характеризующее роль современной  науки и техники в развитии общества, в его глубоких социальных преобразованиях.

Наряду со всесторонним и объективным анализом проблем современной научно-технической  революции имеют место односторонние  толкования, превращение сегодняшней  науки и техники не только в  доминирующий, но чуть ли не в единственный фактор общественного прогресса. Теории, абсолютизирующие роль научно-технического фактора в развитии общества, получили название технократических (термин «технократия»  происходит от греческого techne – искусство, ремесло, мастерство и kratos – власть, господство). Они составляют целое  направление в развитии современной  социальной философии, получившее название технологического детерминизма.

Развивающиеся в рамках данного направления  технократические теории при всех их различиях едины в том, что  объявляют современную технику  и технологию основополагающей причиной всех социальных изменений. Согласно этим теориям, научно-технический прогресс решающим образом влияет не только на производительность общественного  труда и экономическую эффективность  материального производства, но и  на развитие социальной структуры общества, политических процессов, а также  процессов, происходящих в духовной сфере общественной жизни.

Ясно, однако, что наука, техника и технология, играющие огромную и все более  значительную роль в развитии общества, являются далеко не единственным фактором общественного прогресса. К тому же их роль в развитии разных сфер жизни  общества неодинаковая и, конечно же, не везде определяющая. Даже в экономической  сфере, где их роль очевидна, необходимо учитывать наряду с научно-техническим  фактором производства также его  человеческий фактор, т. е. уровень квалификации и культуры работников, их способности  и производственный опыт. Надо учитывать  также характер экономических отношений, играющих в развитии материального  производства весьма важную роль.

В других сферах жизни, в том числе политической и духовной, технический фактор вообще не может быть главным. Он скорее направлен  на техническое обеспечение происходящих там политических и духовных процессов. Тем не менее существование различных  технократических теорий, абсолютизирующих роль техники и технологии в развитии общества, является фактом.

К таким теориям  относятся: теория единого индустриального  общества (Р. Арон), стадий роста (У. Ростоу), нового индустриального общества (Дж. Гэлбрейт), постиндустриального общества (Д. Белл), сверхиндустриального общества (О. Тоффлер), технотронного общества (З. Бжезинский). В этих теориях больше общего, чем различий. Различаются  они лишь незначительными оттенками, обусловленными главным образом  тем, что создавались на разных стадиях  научно-технического прогресса. Каждая из этих теорий отражает особенность  той или иной стадии.

 По сути, все названные выше теории  толкуют научно-технический прогресс  как самодовлеющий фактор, действующий  во многом независимо от других  социальных обстоятельств и определяющий  развитие общества. По мнению  Д. Белла и многих других  представителей технократических  теорий, современный мир вступает  в эпоху постиндустриального  развития, приходящего на смену  существующему индустриальному  обществу. Это показывает развитие  стран Западной Европы. Японии  и особенно США. Нарождающееся  постиндустриальное общество является, считает Д. Белл, результатом третьей  технологической революции, суть  которой заключается в повсеместной  компьютеризации и телекоммуникации  производства и других сфер  общественной жизни. (Первая технологическая  революция, пишет Д. Белл, была  связана с открытием силы пара, вторая – с внедрением в  производство электричества и  химии. Обе эти технологические  революции привели к многократному  увеличению производительности  общественного труда, умножению  богатства и повышению благосостояния  людей.Постиндустриальное общество  изображается как принципиально  новая организация экономики  и быта людей, позволяющая достигнуть  нового уровня и качества их  жизни. Говорится о том, что  наряду с постиндустриальным  продолжают существовать индустриальные  общества, основанные на традиционной  технике и технологии, а также  доиндустриальные. Им соответствуют  индустриальные и доиндустриальные  формы организации общественной  жизни и культуры.

Информация о работе Философия техники