Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:21, курсовая работа
Цель данной работы: ознакомление с основными идеями древнеиндийской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
Задачи: рассмотреть, структурировать и уметь объяснить проблемы управления и авторитета основных школ Древней Индии.
ВВЕДЕНИЕ
Ведический период
Проблемы управления в ортодоксальных школах древнеиндийской философии
2.1 Миманса
2.2 Веданта
2.3 Санкхья
2.4 Йога
2.5 Ньяя
2.6 Вайшешика
Проблема авторитета в неортодоксальных направлениях философии Древней Индии
3.1 Джайнизм
3.2 Буддизм
3.3 Локаята
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Философская мысль Древней Индии: типология учений и проблемы управления
ВВЕДЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Индия — один из древнейших очагов мировой цивилизации. Именно в Древней Индии были поставлены и разработаны многие философские проблемы, которые до сих пор актуальны и волнуют умы людей.
Философия в Древней Индии — это система взглядов, которые испытывали на себе влияние со стороны религиозно-мифологического мировоззрения, где осуществлялось познание окружающего мира и самопознание человека через ритуальную и мистическую практику. Философия в Древней Индии развивалась параллельно со становлением государства и общества.
Считается, что важнейшей специфической чертой древнеиндийской философии является ее неразрывная связь с религией. Здесь философские системы выступали то как органический элемент религиозных учений, то как учение, резко критикующее ту или иную религию.
«В индийской жизни доминирует духовный мотив. Индийская философия интересуется жизнью людей, а не заоблачными сферами. Она берет свое начало из жизни и, пройдя сквозь различные школы, возвращается в жизнь. Великие памятники индийской философии не имеют того академического характера, который так сильно сказывается в позднейшей критике и комментариях. Гита и упанишады далеко не ушли от народных верований. Они являются выдающимися литературными памятниками страны и в то же время средством выражения великих философских систем. Приспосабливаясь к слабому пониманию большинства, пураны содержат истину, выраженную в форме мифов и сказаний. В Индии была решена трудная задача — вызвать у народа интерес к метафизике.» [7, Том I, с. 3]
Не случайно одним из первых источников информации о жизни древнеиндийского общества, о степени познания окружающего мира является т.н. ведическая (от санскр, веда, букв. - знание, ведение от вид - знать) литература. Речь идет об обширном наборе текстов индусской культуры, которые составлялись в течение приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н.э.).
Веды — это собрание литературных произведений, основанных на религиозных, мифологических и ритуальных знаниях, которые написаны на санскрите и буквально означают «ведение, знание». Веды, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эpы, сыграли определяющую pоль в pазвитии духовной культуpы дpевнеиндийского бщества, включая pазвитие философской мысли. В них впеpвые делается попытка философского толкования окpужающей человека сpеды. Хотя в них содеpжится полусуевеpное, полумифическое, полуpелигиозное объяснение окpужающего человека миpа, тем не менее их pассматpивают в качестве пpедфилософских, дофилософских источников. Собственно, пеpвые литеpатуpные пpоизведения, в котоpых делаются попытки философствования, т.е. толкования окpужающего человека миpа, по своему содеpжанию не могли быть дpугими. В обpазном языке Вед выpажено весьма дpевнее pелигиозное миpовоззpение, пеpвое философское пpедставление о миpе, человеке, нpавственной жизни.
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить на ортодоксальные, которые сформировались непосредственно на текстах Вед и образованные на независимом опыте и размышлении. Другой вид школ - неортодоксальные, отвергавшие авторитет Вед. Эти школы не сменяли друг друга, а существовали параллельно, причем каждая из них тщательно рассматривала аргументы всех других и стремилась к энциклопедичности изложения своих мыслей.
Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью сложившихся устоев древнеиндийской цивилизации, которые и в настоящее время оказывают влияние на жизнь уже современной Индии.
Цель данной работы: ознакомление с основными идеями древнеиндийской философии, а также попытка разобраться, в чем же привлекательность и живучесть этих идей.
Задачи: рассмотреть, структурировать и уметь объяснить проблемы управления и авторитета основных школ Древней Индии.
«В ведической литературе берут свое начало также и многие категории современной индийской психологии, этики и эстетики. Некоторые психологи — особенно сторонники школ йогов — до сих пор продолжают разработку учения о «дыханиях» (пранах). В веданте, буддизме и других разработаны системы этических категорий, созданы целые «науки поведения», в которых используется учение Упанишад о карме, дхарме и самсаре (перевоплощении душ). В основу эстетических теорий веданты положено учение о Брахмане-атмане как источнике прекрасного.» [5, с.21]
Индийская культура является одной из самых древних в истории мировой цивилизации. Оригинальность и мощь древнеиндийской философии оказали большое влияние на творчество крупнейших мыслителей Нового и новейшего времени, среди которых Вольтер, Руссо, Гегель, Шопенгауэр, Ницше, Л. Толстой, Р. Роллан, А. Швейцер, А. Эйнштейн, В. Гейзенберг и др. В самой Индии многовековое духовное наследие всегда являлось источником вдохновения не только для философов, но и выдающихся политических и общественных деятелей: М. Ганди, Дж. Неру, С. Радхакришнана и др. И чем глубже и всестороннее изучается ее далекое прошлое, тем яснее и очевиднее становится роль Индии в судьбах мировой цивилизации и культуры. Обычно под философским наследием Индии понимают философские учения периода древности и средневековья, т.е. — индийскую классическую (традиционную) философию в отличие от индийской философии Нового времени XVIII-XX вв. В рамках этого исторического периода выделяется три этапа развития индийской философии, в общем и в целом соответствующих основным узловым моментам социально-экономической истории древней и средневековой Индии; ведический — первая половина I тыс. до н.э. (время разложения первобытнообщинного строя, возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); эпический — вторая половина I тыс. до н.э. (время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных и т.п. связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); классический — с первого тыс. н.э. и вплоть до XVII-XVIII вв. (возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). Мы рассмотрим ведический период истории индийской философии.
Источники ведического периода — обширные и многослойные тексты Вед (II-I тыс. до н.э.), записанные на языке ариев — ведическом санскрите. Поскольку ведическая литература оформлялась на протяжении почти тысячелетия, то она отразила различные стадии развития мировоззрения древнеиндийского общества — от мифологического до предфилософского и философского. В целом Веды представляли собой священные тексты — шрути, которые были результатом откровения мудрецов — риши и выражали идеологию брахманизма, а затем — индуизма. Ведический комплекс составляют: собственно Веды или самхиты — сборники гимнов в честь богов (Ригведа и Самаведа), жертвенных формул, изречений, магических заклинаний и заговоров на все случаи жизни (Яджурведа и Атхарваведа); Брахманы — мифологические, ритуальные и другие объяснения к самхитам; непосредственно примыкавшие к Брахманам Араньяки, или «Лесные книги» — поучения для лесных отшельников, ставших «на путь знания»; примыкавшие к Араньякам и Брахманам — Упанишады — тексты эзотерического знания. Составной частью вед были также веданги — совокупность текстов, посвященных различным отраслям предфилософской науки (фонетике, этимологии, метрике, астрономии и т.д.), являющихся плодом не сверхъестественного откровения (шрути), а «запоминания» (смрити).
Отношение к авторитету Вед определило и классификацию систем древнеиндийского умозрения. Школы древнеиндийской философии принято делить на ортодоксальные, которые сформировались непосредственно на текстах Вед и образованные на независимом опыте и. Другой вид школ - неортодоксальные, отвергавшие авторитет Вед.
2. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
В ОРТОДОКСАЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Цель Мимансы – оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы.
В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий. Основное внимание должно быть направлено на неукоснительное соблюдение религиозного о общественного долга - дхармы, который заключается в выполнении обрядов и в подчинении запретам, налагаемым кастой. Следование дхарме приведет индивида к конечному освобождению. Миманса признает существование материального и духовного начал во вселенной.
Одним из наиболее ценных вкладов мимансы в развитие индуизма было формулирование правил интерпретации ведического знания. Последователи мимансы полагают, что индивид должен обладать непоколебимой верой в Веды и регулярно проводить ведические яджны — огненные жертвоприношения. Они верят в то, что сила ведических мантр и огненных жертвоприношений поддерживает деятельность во Вселенной. Миманса разъясняла природу дхармы — обязанностей человека, морального долга. Считалось, что природа дхармы не доступна, для рассуждения или наблюдения, и должна быть основана только на авторитете Вед. Миманса принимала логические и философские учения других школ, однако, считала, что они не уделяли достаточного внимания правильной деятельности человека. Последователи мимансы полагали, что другие философские школы, основной целью которых являлась мокша, не предоставляли возможность полного освобождения от ложного эго и материальных желаний, по причине того, что стремились к освобождению просто основываясь на одном желании его достижения. Согласно мимансе, мокши можно достичь только посредством деятельности в соответствии с предписаниями Вед. Позже школа мимансы изменила свои взгляды и стала проповедовать идеи Брахмана и свободы. Её последователи утверждали возможность освобождения души от отягощений материального существования посредством духовной деятельности. Чувственное восприятие рассматривается мимансой как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.
Время формирования веданты как систематического учения неизвестно. По мнению большинства учёных, это произошло в послебуддийскую эпоху (около III века до н. э.). В то время как ведический ритуальный религиозный процесс карма-канды продолжал практиковаться брахманами, стали также появляться течения, более ориентированные на джнану (знание). Эти новые философско-мистические течения в ведической религии были сосредоточены на медитации, самодисциплине и духовном самоосознании, а не на ритуальных практиках.
В ранних текстах, санскритское слово «веданта» просто использовалось по отношению к наиболее философским ведическим писаниям — Упанишадам. Однако, в более поздний период развития индуизма, слово «веданта» стало употребляться по отношению к философской школе, которая интерпретировала Упанишады.
В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между душой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе — Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее истинами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины.
Будучи системой объективного идеализма, Веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии. Философски сложная система веданты отражает основную сущность Вед, изложенную в Упанишадах. Брихадараньяка-упанишада - самая большая по объёму и самая древняя из Упанишад.
«Он огляделся вокруг — и не увидел ничего другого, кроме себя самого. Тогда он для начала воскликнул: «Я есмь!» Потом он испугался; ибо страшно человеку, если он один.» («Брихадараньяка-упанишад»)
Еще один фрагмент из «Брихадараньяка-упанишад» помогающий понять индуистскую теологию. Философ Видагдха Шакалья спрашивает мудреца Яджнавалкью о числе существующих богов. «Сколько существует богов?» — интересуется он. Вначале Яджнавалкья отвечает: «Три и три сотни, и три и три тысячи». Не удовлетворённый ответом, Видагдха продолжает:
«Так сколько же, — сказал он, — в действительности богов, Яджнявалкья?»
«Тридцать три».
«Так сколько же, — сказал он, — в действительности богов, Яджнявалкья?»
«Шесть».
«Так сколько же, — сказал он, — в действительности богов, Яджнявалкья?»
Информация о работе Философская мысль Древней Индии: типология учений и проблемы управления