Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.
Задачи исследования:
Анализ литературы.
Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.
I.Теоретические основы проблемы исследования
1. Философские аспекты
1.1 Исторический процесс в движении
1.2. Исторический процесс в пространстве
1.3. Исторический процесс во времени
Глава 2. Методика преподавания истории в начальной школе
2.1. Средства обучения истории в начальной школе
2.2. Методика преподавания истории в философском аспекте (рекомендации).
II. Экспериментальная работа по теме исследования
Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»
Заключение
Литература
Модели представляют собой условное воспроизведение натуральных объектов (предметов быта, одежды, орудий труда, памятников архитектуры), обычно в уменьшенном, несколько стилизованном виде. Опираясь на наглядно-дейсвенное мышление школьников, модели и коллекции дают общее и конкретное представление об объектах материальной культуры.
Диапозитивы и диафильмы представляют собой ряд изображений проектируемых на экран. Диафильмы – это ряд изображений с жёстко закреплённой последовательностью кадров. Диапозитивы – это слайды, последовательность которых возможно варьировать. В начальной школе предпочтительнее использовать цветные диафильмы и слайды, так как они вызывают большие эмоции у младших школьников, способствуют созданию более ярких впечатлений от просмотра. Диафильм позволяет целостно охватить событие, аспект жизни, например культура в определённый период, в серии кадров показать технологические процессы. В случаях, когда диафильм связан сюжетной единой линией, он «погружает» в событие, апперирует к эмоциональному отождествлению с главными героями (особенно, если герои фильма дети). Титры задают текстовое сопровождение диафильма, дополнительное комментирование здесь нежелательно или может быть использовано в небольших объёмах, чтобы не разрушать целостного впечатления. Диапозитивы, наоборот, предусматривают такое комментирование. И диапозитивы, и диафильмы могут демонстрироваться на уроке не целиком, а фрагментно в зависимости от цели урока.
Близко по функциям к диапозитивам примыкают новые средства информационных технологий – мультимедийные презентации. Такие материалы базируются на электронных носителях (CD-ROM) и проектируются на экранах с помощью мультимедийного проектора. Особенностью этих средств обучения является то, что каждый кадр соответственно заложенной в нём программ, может выводить на экран содержащуюся в нём информацию одномоментно или послойно (например, изображение, стрелки – указатели, текст – пояснение), что в определённой степени напоминает работу с транспортами для кодоскопа. Кадры мультимедийной презентации могут демонстрироваться последовательно или выборочно. Благодаря системе гиперссылок один кадр может указывать на другой, связанный с ним информацией, к которому можно моментально обратиться, если требуется пояснение. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных презентаций может также содержать в себе карты, картосхемы, таблицы, иметь аудиосопровождение (музыкальное, фонозапись). В отличие от диафильмов, при работе с мультимедийными презентациями не требуется затемнять помещения. При этом сохраняется обычная обстановка класса, возможность производить записи в тетради.
Все виды средств обучения несут различную дидактическую нагрузку, способствуют созданию у младших школьников целостной картины исторического прошлого, углублению и систематизации знаний, формированию умений, оптимизации знаний и учебного процесса. Использование разнообразных средств обучения, как традиционных, так и новых технологий, способно оказать значительную поддержку процессу преподавания истории в начальной школе, повысить качество обучения учащихся. В настоящее время стали издаваться средства обучения к курсу истории начальной школы. Частично можно использовать тематически пересекающиеся материалы для средней школы. Но необходимость создания средств обучения истории непосредственно для младших школьников выступает, очевидно, без поддержки средствами обучения. Невозможно (или крайне сложно) выполнить многие требования стандарта образования к уровню знаний и умений младших школьников. Наиболее оптимистичное положение наблюдается в издании исторических карт для начальной школы. Карты (издательство «Дрофа», «Дик») отвечают выдвигаемым выше дидактическим требованиям, в значительной степени представляют необходимый тематический минимум. Имеются также атласы и контурные карты (3 и 5 классов), которые позволяют формировать картографические умения.
Картины по истории, к великому сожалению, сейчас не выпускаются не только для начальной, но и для средней и старшей школы. Если основная школа может ещё использовать ранее выпущенные демонстрационные иллюстративные материалы, то начальная школа здесь могла бы адаптировать для себя комплект «Картины к рассказам по истории СССР», изданный для 4 класса, в котором в советское время и изучался пропедевтический курс истории. Но сложность заключается в том, что эти картины если и сохранились в школе, то являются физически устаревшими, соответственно последним санитарно – гигиеническим нормам. Можно обратиться к альбомам по искусству для основной школы, которые помогут реализовать следующее требование стандарта: младший школьник должен уметь различать некоторые произведения живописи, архитектуры, народных промыслов. Раздаточный материал по курсу истории в начальной школе специально не производится, издаются рабочие тетради, например, к учебникам Е. В. Саплиной и А. И. «Введение в историю». С учётом возрастных особенностей и общего объёма письменной нагрузки младших школьников, хотелось бы, чтобы в рабочих тетрадях для начальной школы письменные задания были сведены к минимуму, а тетради содержали больше упражнений на сопоставление, рисование, разгадывание и проблемных ситуаций.
Как же всё-таки использовать философские аспекты в методике преподавания истории. Нами была разработана система уроков, преподаваемая в трёх философских аспектах. На уроке истории необходимо знакомить детей и с исторической картой и работать по ленте времени. Чтобы оживить урок, сделать его наглядным мы предлагаем вашему вниманию таблицу с наглядным обеспечением. Если упустить и виду один из этих аспектов, урок не будет цельным. И это ведёт к тому, что учащиеся не ориентируются в важнейших событиях, не имеют представления о прошлом Отечества.
Урок | Пространство | Время | Движение |
1 | Карта | «Лента времени» | Карта – схема |
2 | Карта - схема | «Лото» | Аппликация |
3 | Картины | Домино | Аудиозапись |
4 | Модели | «Уха» | Диапозитивы |
5 | Предметы материальной культуры | Соединить события с датой | Видеофильмы |
6 | Мультимедийные презентации |
Работа с датами
1.«Лото»
Учитель показывает картинку с изображением исторического события, учащиеся показывают соответствующую дату. Или наоборот: учитель показывает дату, а дети - картинку с изображением события. Такую работу можно проводить в парах.
2. «Уха»
Даты написаны на силуэтах рыбок. Ученик «поймал рыбку», если верно назвал событие, связанное с этой датой. Для дифференцированного подхода можно сделать рыбки с одной пропущенной цифрой.
3. Соединить события с датой.
Крещение Руси 1147 г.
Куликовская битва 1240 г.
Основание Москвы 1242 г.
Невская битва 988 г.
Ледовое побоище 1380 г.
4.Схема может служить как проверка знаний.
Представляем вашему вниманию разработки фрагмента уроков, которые окажут помощь в подготовке.
Для чего создавалась?
Как им можно стать?
III Экспериментальная работа
В
ходе подготовительного этапа
1. Проанализирована учебная программа по курсу « Мы и окружающий мир».
2.
Разработаны и подготовлены
3.
Подобран наглядный материал, разработан
и подготовлен урок по теме
«Русские на шестом континенте»
Социологическое
исследование учителей
Анкета
Уважаемые педагоги!
Мы хотим, чтобы
вы заполнили анкету. Пожалуйста, напишите
своё мнение на поставленные вопросы.
2. Имеются ли в вашем классе карты по истории?
7.Что вы делали для того, чтобы дети лучше усвоили материал?
13. Каким методом Вы проверяете усвоенные знания?
14.Что имеется
в вашем классе по предмету "Мы
и окружающий мир
.1
Социологическое
исследование преподавателей
начальной школы
Вопросы \ Ф.И.О, Стаж работы | Тихонова Марина Николаевна 17 лет | Шестакова Наталья Михайловна 13 лет | Шушкова Светлана Александровна | Михалёва Светлана Васильевна 25 лет | Марсакова Екатерина Николаевна |
1. Как вы, думаете, нравятся ли ученикам ваши уроки? | Да | Да | Да | Да | Да |
2. Имеются ли в вашем классе карты по истории? | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
3. Как вы думаете, что может оживить урок? | ТСО; наглядность; | Исследовательская деятельность | ТСО, | Конкурсы, кроссворды | Экскурсии в музей |
4. Какими
картинами вы пользуетесь: те,
которые в учебнике или |
Из учебника | И теми и другими | Разные | В учебнике | В учебнике |
5. Работаете ли вы по ленте времени? | Нерегулярно | Да | Да | Да | Да |
6. Как
вы думаете, почему у учащихся
низкий уровень знаний по |
Практически отсутствует наглядность | Не видят применение своих знаний | Не осознают важность предмета | От учителя нет дополнительной информации | Нет наглядного материала |
7. Что вы делали для того, что оживить урок? | Использовала дополнительный материал | Экскурсии, соревнования, игры | Разные форы работы | Использовала различные методы работы | Опора на жизненный опыт детей |
8. Умеете ли вы работать с картой? | Да | Да | Нет | Да | Да |
9. На
какие анализаторы вы больше
опираетесь при подаче |
Слуховые | Слуховые, Зрительные | Оба вида | Зрительные | Зрительные |
10. Что вы думаете о мультимедийной презентации, целесообразно ли неё использовать на уроке? | Нет в наличии | Да | Да | Да, но нет в наличии | Да |
11. Приносите ли вы предметы материальной культуры на урок? | Очень редко | Да | Иногда | Да | Да |
12. Знакомили вы учащихся с диапозитивами и диафильмами? | Нет | Нет | Нет | Нет | Нет |
13. Каким методом вы проверяете усвоенные знания? | Тест, контрольные работы | - | Тест, фронтальный опрос | Тест | Опрос, тест |
14.Что имеется в вашем классе по предмету «Мы и окружающий мир» | Таблицы, | Рабочие тетради, карточки с вопросами | Нет ничего | наглядность |
Информация о работе Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы