Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 13:56, курсовая работа
Цель исследования: раскрыть философские аспекты методики преподавания истории в начальной школе с целью создания системы наглядных методов работы на уроках истории.
Задачи исследования:
Анализ литературы.
Описать теоретическое использование наглядных методов обучения в трёх аспектах: движение, пространстве и времени.
Разработать систему наглядных методов в трёх аспектах.
Экспериментально проверить эффективность использования наглядных методов изучения на уроках истории в начальной школе.
Провести социологическое исследование среди учителей и учащихся начальной школы.
I.Теоретические основы проблемы исследования
1. Философские аспекты
1.1 Исторический процесс в движении
1.2. Исторический процесс в пространстве
1.3. Исторический процесс во времени
Глава 2. Методика преподавания истории в начальной школе
2.1. Средства обучения истории в начальной школе
2.2. Методика преподавания истории в философском аспекте (рекомендации).
II. Экспериментальная работа по теме исследования
Социологическое исследование работы учителей начальных классов на уроках истории (по историческим темам)
Социологическое исследование учеников 4 « Б» класса
Разработка урока по теме «Русские па шестом континенте»
Заключение
Литература
Обработав результаты социологического исследования, мы пришли к выводу, что класс преподавателя не богат средствами обучения. Нет карт, не знакомили с диафильмами, диапозитивами, редко приносят на урок предметы материальной культуры. На вопрос, каким методом проверяют пройденный материал: кроме тестов и контрольных работ ничего не используют. Знания есть, а работать не с чем, нет наглядного обеспечения.
Социологическое исследование
Цели: Получение информации
Объект: Ученики 4 «б» класса
Предмет: Урок истории
в курсе «Мы и окружающий мир»
Анкета
Уважаемые ученики 4 «б» класса ответьте, пожалуйста, на вопросы!
1. Имеете ли
вы представления, что такое
меловой рисунок плюс
2.Работаете ли вы на уроках «Мы и окружающий мир» по ленте времени?
3. Вам нравиться урок «Мы и окружающий мир» без использования наглядности?
4. Использовали
ли для вас на уроках «
Мы и окружающий мир»
5. Вы
работаете на уроках «Мы и
окружающий мир» по карте,
6. Если бы вас попросили рассказать событие, вам было бы легко или трудно?
7. Какие
чувства у вас вызывают
8.Помните ли вы предыдущие исторические темы?
9.Что вам больше нравиться, когда вам рассказывают, показывают или рассказывают и показывают?
Выводы:
Обработав
социологический опрос
Приезжие купцы и местные жители начинали торговать рано утром, открыв городские ворота и опустив подъёмный мост.
Задание: Определите, что происходило раньше: открытие ворот или начало торговли?
Историю
на карте предлагает использовать С.А
Жукова, используя аппликации, в
данном случае как условные обозначения.
Урок «Мы и окружающий мир» по исторической теме.
Тема: Русские на шестом континенте.
Цели: 1.Познакомить детей с русскими путешественниками, которые открыли Антарктический материк.
2.Развивать мышление, воображение, речь детей, расширять познавательный интерес и вызвать у детей эмоции.
3.Воспитывать уважение к
Оборудование: учебник Н.Я Дмитриева «Мы и окружающий мир», аппликации (3 пингвина, 1 тюлень, 2 корабля, льдины, стрелочки, портреты путешественников, глобус).
Оформление доски:
Ход урока.
I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все заботы оставляем,
И урок наш начинаем.
Здравствуйте ребята, проверти всё ли у вас лежит на парте: учебник, ручка, карандаши, дневник.
А
сейчас, пожалуйста, тихонечко присаживайтесь.
II Проверка домашнего задания
-Ребята сегодня мы с вами должны многое сделать: отправиться в путешествие, но прежде чем отправиться, нам надо вспомнить с кем и как вы путешествовали на уроках, а поможет нам карта. Вот она перед вами.
Ребята, а здесь что-то написано, сейчас я вам прочитаю.
(небылицы)
3.
Путешественники должны
4. Помощник Витуса Беринга был Кутузов.
5. Путешественники открыли остров Финляндия.
6. Витус Беринг умер от чумы.
7. У Витуса Беринга было 5 кораблей, по дороге домой вернулось 3.
8. Путешественники с собой не взяли ничего в дорогу, поэтому с путешествия вернулось 3 человека.
9. Корабли были построены на Кольском полуострове.
10. В экспедицию поехало 3 тысячи человек.
Письмо Витуса Беринга.
«Здравствуйте мои родные, я рад вам сообщить, что мы отправляемся в дальнее путешествие, о котором я вам сейчас напишу…
- Молодцы
ребята мы причалили к острову,
Физминутка
Дружно тихо мы все встали
Ручками похлопали – раз, два, три
Ножками потопали – раз, два, три
Сели, встали, встали, сели
И друг друга не задели
Мы немножко отдохнём
И опять мы поплывём.
И второй корабль «Мирный», которым командовал отважный путешественник Михаил Петрович Лазарев. Окончил морской кадетский корпус, по призванию лейтенант, мореплаватель, участвовал в русско-шведской войне.
И вот этих два замечательных отважных путешественника отправляются в экспедицию по заданию: узнать, что же всё-таки находиться на южном полюсе.
-Ребята, а давайте мы с вами посмотрим на глобусе, где же у нас на глобусе север, а где юг? Кто посмотрит, что находиться на Южном полюсе? Читай (Антарктида). Правильно, молодец!
-Что вы мне можете сказать об Антарктиде?
(температура -88С, там холодно и вечные льды).
-А кто живёт в Антарктиде? А вы помните домашнее задание, кто нам расскажет о пингвинах
- Молодцы!
Ребята, но там же не всегда так холодно бывает и потепление, а что за растения растут? (мхи, лишайники)
-
Вот и путешественникам
С каждым днём «Восток» и «Мирный» ближе и ближе подходили к таинственной земле. На пути им встречались тюлени и пингвины, льдины огромных размеров. Открыв несколько островов и обозначив их на карте, экспедиция взяла курс на Сандвичу землю. Берега Сандвичевой земли плотно покрывал снег. Пробиваясь между тяжёлыми льдами «Восток» и «Мирный при каждом удобном случае старались найти проход на юг.
15
Января 1820 года российская экспедиция
впервые пересекла Южный
Исследователи занесли на карту всё, что увидели, но опять надвинувшийся туман и снег помешали определить, что там за бугристыми льдами. Продвинуться дальше не могли, сплошные льды, да ещё снег шёл беспрерывно. По пути случилась проблема: пробило пробоину и им пришлось причалить к берегам Австралии. Починив пробоину, они вернулись в порт Джексон.
31 октября они снялись с якорей и взяли курс на юг. Через три недели они вошли в зону льдов. С корабля поступил сигнал: «Вижу землю!»
И
22 января стало ясно, что Антарктида
не просто материк, а Земля пусть
и скрытая подо льдами. Представить
себе размеры материка с борта
корабля невозможно, поэтому Антарктида
ещё долго ждала своих
Более двух лет продолжалось путешествие «Востока» и «Мирного».
Закрепление - Ребята, а сейчас представьте, что вы путешествовали с Беллинсгаузеном и Лазаревым в качестве художников, какие бы вы картины нарисовали для путешествия.
Итог урока
Домашнее
задание стр. 12 – 14 читать, вопросы 1,
3, 4.
Заключение
Комплексное использование наглядных средств обучения обеспечивает интеллектуальное комплексное развитие младших школьников, благотворно влияя на психическое и физическое здоровье детей. Не случайно Л.С. Выготский назвал наглядные пособия «психологическим орудием труда». Выводом теоретической части работы стало положение о том, что нами было проведено исследование как среди учащихся 4 «б» класса, т и среди преподавателей. Исследование показало что, дети не имеют представление, что такое меловой рисунок, что такое аппликация и работают в основном по карте, которая находится в учебнике. Материал, преподаваемый в словесной форме без наглядных средств обучения, ни какого восторга у детей не вызывает.
Проведя социологическое
По
мнению Н.Г. Чернышевского « Мыслитель
не должен успокаиваться ни на каком
положительном выводе, а должен
искать, нет ли в предмете, о котором
он мыслит, качеств и сил, противоположных
тому, что представляется этим предметов
на первый взгляд; таким образом, мыслитель
был принуждён обозревать предмет со всех
сторон, истина являлась ему не иначе,
как следствие борьбы всевозможных
противоположных мнений. Этим способом,
вместо односторонних прежних понятий
о предмете, мало-помалу являлось полное,
всестороннее исследование и составлялось
живое понятие обо всех действительных
качествах предмета. Объяснить действительность
стало существенной обязанностью философского
мышления. Отсюда явилось чрезвычайное
внимание к действительности, над которой
прежде не задумывались, без всякой церемонии
искажая её в угодность собственным предупреждениям».
Информация о работе Философские аспекты методики преподавания истории начальной школы