Филососфия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:39, реферат

Описание

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 81.16 Кб (Скачать документ)

Глава 1

СОЗНАНИЕ

§ 1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который  выделяет человека из царства животного  мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Если рассматривать  сознание как феномен, укорененный  в психике человека, то в нем  можно выделить два основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому уровню относятся познавательные способности и знание-информация, полученное с их помощью. К познавательным способностям относят также внимание и память. Эмоционально-ценностный уровень включает в себя собственно то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности. Сюда же относятся, аналогично первому уровню, способности, позволяющие создавать в мире личностного сознания указанные элементы.

Прежде чем перейти  к философскому анализу основных свойств сознания, необходимо уточнить ряд понятий, которые связаны  также с его психологическими характеристиками и которые также  мы должны использовать при исследовании феномена сознания.

Наиболее важным из них выступает понятие образа как мысленного отражения действительности в голове человека. Это - особая субъективная картина реальности. В некотором  отношении образ можно отождествить с понятием "психическое отражение", адекватность

215

которого зависит  от психических возможностей и от состояния психики человека. Такая  трактовка сводит понятие образа к перцептивным и рациональным формам знания (ощущение, представление, восприятие, понятие и пр.). Существует также  расширительное понимание образа, в  которое включаются культурные, мировоззренческие, научные и общественные характеристики сознательной деятельности людей. В  этом случае мы иногда говорим об образе мира, образе жизни, идеальном образе науки, типичном образе современного человека и пр.

Способность направлять мысленные или практические деятельностные усилия на объект любой природы (реальной, идеальной, чувственной) выражается в  понятии внимания. А идеальный  желаемый результат любого вида человеческой деятельности фиксируется в понятии  цели, представляющей собой мысленное  предвосхищение реального результата. Ценность - понятие, обобщающее общественно  значимые эталоны, общечеловеческие или  групповые идеалы социальной жизни. Ценности являются достоянием общества или его структурных компонентов (групп) и определяют уровень должного, некие эталонные образцы деятельности в сфере науки (истина), морали (добро), практического отношения к себе и другим людям (справедливость, честь, честность, долг, счастье любовь), искусства (красота, прекрасное), правового регулирования общественной жизни (юридические законы и нормы). Существуют понятия, противоположные указанным: ложь, зло, несправедливость, бесчестие, горе, ненависть, беззаконие, бесправие. Их наличие и существование соответствующих им реальных ситуаций позволяют рельефно представить содержание высших положительных человеческих ценностей.

Совокупность внутренних или внешних условий, побуждающих  к выполнению определенных действий сознательного или даже бессознательного характера, выступает как мотив, который служит регулятором поведения  человека. Знание мотивов помогает раскрыть и объяснить причины  поступков людей, а также дать оценку их деятельности.

И наконец, в человеческом сознании присутствуют особые переживания  жизненных ситуаций и состояний, проявляющиеся как эмоции. Эмоции относятся к внутренней (душевной жизни). Они могут носить осознанный и спонтанный характер. Сильное эмоциональное  состояние личности приводит ее в  состояние аффекта. Аффект сопровождается функциональными изменениями деятельности внутренних органов и может выражаться внешними реакциями.

Сознание представляет собой единство трех моментов: ощущения человеком своего существования, ощущение присутствия в данном месте и  в данный момент и идентификации  себя в мире (различения себя и мира). Отсутствие хотя бы одного из указанных  моментов расценивается как разрушение сознания [1]. Мы будем понимать сознание как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного  отношения к действительности.

216

Как мир сознания связан с объективной реальностью? Идеальный мир сознания отражает явления объективного мира, выражая  их смысловое содержание в знаковых понятийных формах. Содержание понятия  есть смысл, идея. Смысл должен быть понятен многим. Это совместное достояние  множества людей, совместная мысль. Выражение мысли в определенных формах (понятиях, суждениях, умозаключениях) является предметом изучения логики. Отражение мира в сознании может  быть непосредственным и конкретным - это образы-восприятия мира, полученные с помощью органов чувств. Но как  только человек ставит себе задачу представить отраженный мир в  виде, понятном для других людей, он начинает пользоваться естественным языком. Общезначимые логические формы и  слова естественного языка опосредствуют  и делают абстрактными непосредственные восприятия объективной реальности. Мир сознания, объективная реальность и язык неразрывно связаны друг с  другом.

Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его  с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность (интенциональность); сознание раскрывается в его связи  с логикой и действительностью, а также с бессознательным.

Уже сама грамматическая структура слова "со-знание" наводит нас на мысль о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понятна многим (совместное знание). Это есть часть фиксированного человеческого опыта. И отметим, такая часть, без которой непосредственного практического опыта быть не может. Если бы не было так, то каждый раз, приступая к самым простым практическим действиям, человек был бы вынужден заново открывать для себя содержание мира знания.

Следует обратить внимание на ошибочность отождествления сознания с мышлением. Такой подход не может быть признан правильным как с конкретно-научной, так и  с философской точки зрения, так  как делает невозможным выявления  специфики человеческого сознания и особенностей философского отношения  к нему. Сознание связано с мышлением, но его социальная сущность не может  быть объяснена с точки зрения физиологических особенностей человеческой психики.

Рациональное исследование сознания дает нам возможность установить, что оно обладает свойством, которого не наблюдается у предметов объективного мира. Этим свойством является идеальный  характер его сущностей. Термин "идеальный" понимается здесь как "мыслимый", "возможный". Тогда, естественно, объективный мир следует считать "действительным". Данное свойство сознания позволяет говорить о мире сознания как об особой реальности, наполненной особыми сущностями, которые могут быть названы "идеями". Именно они составляют содержание мира сознания.

217

Поскольку сознание связано с областью знаний человека, а существенной частью этой области  является наука, представляющая собою  объективное знание, то возникает  вопрос, каким образом идея может  быть объективной. Идея может быть объективной, когда она понятна многим носителям  сознания, т.е. в определенной степени  независима от внутреннего индивидуального, субъективного фактора. А именно тогда, когда она становится интерсубъективной, доступной для всех. Такая доступность  для понимания должна иметь достаточное  основание. В науке этим основанием может служить теоретическое  доказательство или эмпирическая (опытная) проверяемость. В обычных житейских ситуациях объективность идеи закрепляется в практике ее употребления, фиксируется в лексике языкового материала, что и является достаточным основанием для ее принятия и понимания. Любые способы понимания идей тем не менее связаны с тем свойством, которое было названо интерсубъективностью.

Сознание связано  с пониманием, их нельзя представить  друг без друга. Что мы понимаем в  идее? Во-первых, то, что идея, а вместе с ней и сознание направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли (причем неважно каких, возможных или реальных, человек может рассуждать о любых вещах). Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Не бывает беспредметного сознания. Представление сознания как беспредметного, бессвязно-созерцательного "потока мышления" противоречит сущности сознания как феномена, непосредственно связанного с объективным знанием. Именно принцип предметности дает нам возможность использовать слова естественного языка и стоящие за ними идеальные значения для разговора о той действительности, к которой эти слова относятся, которую они представляют, выражают, обозначают. "Поток мышления" относится к индивидуальному миру. Тот, кто захочет что-либо сказать о нем или объяснить его другому человеку, вынужден будет воспользоваться обычным языком, его словами и стоящими за ними понятиями, т.е. перейдет в мир объективного знания и сделает предметом своего рассуждения "беспредметный поток мышления".

Предметность и  направленность сознания месте составляют такое его свойство, которое принято называть интенциональностью. Внутренний мир сознания - это связанные друг с другом элементы, реальные акты человеческой деятельности, направленные на объект сознательной установки. Феномен сознания нельзя даже представить себе без направленности на мыслимый предмет.

Идея всегда связана  с содержательной стороной мыслительной деятельности. С этой точки зрения ее можно рассматривать как совокупность признаков предмета мысли, что составляет содержание понятия, или смысл высказывания об определенной ситуации, или сущ-

218

ность конкретной концепции, теории, гипотезы. Естественно, что не бывает неоформленного содержания. Формой представления идеи являются ее логические формы - понятие, суждение, умозаключение.   
 

§ 2. СОЗНАНИЕ, ЛОГИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Термин "логика" имеет два значения. Во-первых, он обозначает естественную способность  людей к рассудочной деятельности, способность рассуждать, мыслить, делать выводы, обобщения, анализировать и  производить многочисленные логические операции. Эта способность развивается  в процессе становления человека как личности в соответствующих  условиях общественной жизни. Способность  к рассудочной деятельности формируется  с раннего возраста параллельно  с усвоением родного языка  и воспитанием. Все люди в той  или иной степени умеют рассуждать, так же как они умеют пользоваться естественным языком. Механизмы, управляющие  рассудочной деятельностью, закрепляются и фиксируются на уровне бессознательных  структур. Но действие этих структур не приводит однозначно к абсолютно  правильному мышлению, равно как  стихийное пользование правилами  естественного языка не обеспечивает литературно грамотного его употребления.

Для того чтобы  устранить возможность появления  логических ошибок, необходимо стихийные, бессознательные механизмы рассудка вывести на рационально-осознанный уровень, т.е. необходимо обучение. Как  раз второй смысл термина "логика" и связан с этим моментом. Логика - это наука, изучающая рассудочную  деятельность людей. Более точное ее определение: логика - это наука о  формах и законах правильного  мышления (иногда говорят "правильной рассудочной деятельности", подчеркивая  тем самым отвлечение от мыслительных процессов, которые не имеют логической природы). Предметом логики в таком  понимании становится естественная способность людей к рассудочной  деятельности, безграничная стихийная  область рассуждений, а основной - является обнаружение, формулировка и исследование законов и правил такой деятельности, с тем чтобы вывести их на сознательный уровень и получить возможность научения людей логически правильному мышлению.

Решение этой задачи должно опираться на метод. В чем  заключается специфика логического  метода? Изучая процессы рассудочной  деятельности, логика берет их только со стороны их формы, специально отвлекаясь от содержания. Поэтому логику иногда называют еще "формальной логикой". Все логические правила формулируются  по отношению к форме мыслей, что  обеспечивает всеобщность их применения. Конкретное содержание не имеет значения.

Мышление (рассудочная  деятельность) имеет идеальный характер. Для того чтобы мысль могла  быть передана другим людям и те ее

219

восприняли и  поняли, необходимо "материализовать" ее идеальное содержание. Материальным средством выражения мысли является язык (отметим, как естественный, так  и искусственный). Мысль выражается в языке. Логика изучает не язык, а мышление. Язык - лишь средство выражения  мысли. Адекватно это средство или  нет - это особая проблема. Без большой  натяжки можно даже утверждать, что "мысль изреченная есть ложь" (Ф.И. Тютчев). Но тем не менее другого средства выражения мысли не существует.

Логическая форма  есть то общее, что имеется у разных по содержанию мыслей. Более точное понимание логической формы можно  получить, как это ни странно, после  изучения конкретных логических форм. Данный факт, между прочим, свидетельствует  о том, что иногда точные определения  не нужны, тем более что в нашем  случае все содержание логики как  науки есть не что иное, как определение  логической формы. Ясное представление  об исходном предмете логики возникает  лишь в конце обучения.

Общность логической формы по отношению к любому содержанию должна быть понята на интуитивном  уровне. Неважно, происходит ли рассуждение  в математике, химии, физике, в сказках, мифах, литературе или в обычных  житейских ситуациях; важно, что  повсюду логические формы одинаково  безразличны к содержанию. Именно поэтому применимость законов и  правил логики имеет всеобщий характер. Все многообразие логических форм можно  классифицировать, свести их к трем основным классам, которые называются понятиями, суждениями и умозаключениями.

Содержанием мышления называется совокупность признаков, выделяемых у предмета мысли. Существует ряд  терминов, характеризующих содержание мышления и близких друг другу  по семантическим свойствам, таких, например, как "смысл", "концепт", "значение", "идея". Не вникая в тонкости, мы можем считать данные понятия синонимами. Понятия, суждения и умозаключения как конкретные мысли представляют собой синтетическое  единство формы и содержания, в  которых мысль локализуется, соотносясь с предметом мысли. Слова нашего языка, как правило, многозначны. Точность и однозначность, необходимые для  обеспечения понимания при обмене мыслями, достигаются за счет учета  контекстов использования слов.

Информация о работе Филососфия сознания