Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:39, реферат
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Глава 1
СОЗНАНИЕ
§ 1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СОЗНАНИЯ
Сознание является
специфическим свойством
Если рассматривать
сознание как феномен, укорененный
в психике человека, то в нем
можно выделить два основных уровня:
чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный.
К первому уровню относятся познавательные
способности и знание-
Прежде чем перейти к философскому анализу основных свойств сознания, необходимо уточнить ряд понятий, которые связаны также с его психологическими характеристиками и которые также мы должны использовать при исследовании феномена сознания.
Наиболее важным
из них выступает понятие образа
как мысленного отражения действительности
в голове человека. Это - особая субъективная
картина реальности. В некотором
отношении образ можно
215
которого зависит от психических возможностей и от состояния психики человека. Такая трактовка сводит понятие образа к перцептивным и рациональным формам знания (ощущение, представление, восприятие, понятие и пр.). Существует также расширительное понимание образа, в которое включаются культурные, мировоззренческие, научные и общественные характеристики сознательной деятельности людей. В этом случае мы иногда говорим об образе мира, образе жизни, идеальном образе науки, типичном образе современного человека и пр.
Способность направлять мысленные или практические деятельностные усилия на объект любой природы (реальной, идеальной, чувственной) выражается в понятии внимания. А идеальный желаемый результат любого вида человеческой деятельности фиксируется в понятии цели, представляющей собой мысленное предвосхищение реального результата. Ценность - понятие, обобщающее общественно значимые эталоны, общечеловеческие или групповые идеалы социальной жизни. Ценности являются достоянием общества или его структурных компонентов (групп) и определяют уровень должного, некие эталонные образцы деятельности в сфере науки (истина), морали (добро), практического отношения к себе и другим людям (справедливость, честь, честность, долг, счастье любовь), искусства (красота, прекрасное), правового регулирования общественной жизни (юридические законы и нормы). Существуют понятия, противоположные указанным: ложь, зло, несправедливость, бесчестие, горе, ненависть, беззаконие, бесправие. Их наличие и существование соответствующих им реальных ситуаций позволяют рельефно представить содержание высших положительных человеческих ценностей.
Совокупность внутренних или внешних условий, побуждающих к выполнению определенных действий сознательного или даже бессознательного характера, выступает как мотив, который служит регулятором поведения человека. Знание мотивов помогает раскрыть и объяснить причины поступков людей, а также дать оценку их деятельности.
И наконец, в человеческом
сознании присутствуют особые переживания
жизненных ситуаций и состояний,
проявляющиеся как эмоции. Эмоции
относятся к внутренней (душевной
жизни). Они могут носить осознанный
и спонтанный характер. Сильное эмоциональное
состояние личности приводит ее в
состояние аффекта. Аффект сопровождается
функциональными изменениями
Сознание представляет
собой единство трех моментов: ощущения
человеком своего существования, ощущение
присутствия в данном месте и
в данный момент и идентификации
себя в мире (различения себя и мира).
Отсутствие хотя бы одного из указанных
моментов расценивается как разрушение
сознания [1]. Мы будем понимать сознание
как основу нашего опыта, активное начало
практического и
216
Как мир сознания
связан с объективной реальностью?
Идеальный мир сознания отражает
явления объективного мира, выражая
их смысловое содержание в знаковых
понятийных формах. Содержание понятия
есть смысл, идея. Смысл должен быть
понятен многим. Это совместное достояние
множества людей, совместная мысль.
Выражение мысли в определенных
формах (понятиях, суждениях, умозаключениях)
является предметом изучения логики.
Отражение мира в сознании может
быть непосредственным и конкретным
- это образы-восприятия мира, полученные
с помощью органов чувств. Но как
только человек ставит себе задачу
представить отраженный мир в
виде, понятном для других людей, он
начинает пользоваться естественным языком.
Общезначимые логические формы и
слова естественного языка
Основными характеристиками сознания являются соотнесенность его с миром знания, идеальность, интерсубъективность, предметность и направленность (интенциональность); сознание раскрывается в его связи с логикой и действительностью, а также с бессознательным.
Уже сама грамматическая структура слова "со-знание" наводит нас на мысль о том, что сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой, которая понятна многим (совместное знание). Это есть часть фиксированного человеческого опыта. И отметим, такая часть, без которой непосредственного практического опыта быть не может. Если бы не было так, то каждый раз, приступая к самым простым практическим действиям, человек был бы вынужден заново открывать для себя содержание мира знания.
Следует обратить
внимание на ошибочность отождествления
сознания с мышлением. Такой подход
не может быть признан правильным
как с конкретно-научной, так и
с философской точки зрения, так
как делает невозможным выявления
специфики человеческого
Рациональное исследование
сознания дает нам возможность установить,
что оно обладает свойством, которого
не наблюдается у предметов
217
Поскольку сознание связано с областью знаний человека, а существенной частью этой области является наука, представляющая собою объективное знание, то возникает вопрос, каким образом идея может быть объективной. Идея может быть объективной, когда она понятна многим носителям сознания, т.е. в определенной степени независима от внутреннего индивидуального, субъективного фактора. А именно тогда, когда она становится интерсубъективной, доступной для всех. Такая доступность для понимания должна иметь достаточное основание. В науке этим основанием может служить теоретическое доказательство или эмпирическая (опытная) проверяемость. В обычных житейских ситуациях объективность идеи закрепляется в практике ее употребления, фиксируется в лексике языкового материала, что и является достаточным основанием для ее принятия и понимания. Любые способы понимания идей тем не менее связаны с тем свойством, которое было названо интерсубъективностью.
Сознание связано с пониманием, их нельзя представить друг без друга. Что мы понимаем в идее? Во-первых, то, что идея, а вместе с ней и сознание направлены на определенный предмет. Мы мыслим идеи для того, чтобы говорить с их помощью о предметах мысли (причем неважно каких, возможных или реальных, человек может рассуждать о любых вещах). Следовательно, сознание всегда направлено на определенный предмет, оно всегда предметно содержательно. Не бывает беспредметного сознания. Представление сознания как беспредметного, бессвязно-созерцательного "потока мышления" противоречит сущности сознания как феномена, непосредственно связанного с объективным знанием. Именно принцип предметности дает нам возможность использовать слова естественного языка и стоящие за ними идеальные значения для разговора о той действительности, к которой эти слова относятся, которую они представляют, выражают, обозначают. "Поток мышления" относится к индивидуальному миру. Тот, кто захочет что-либо сказать о нем или объяснить его другому человеку, вынужден будет воспользоваться обычным языком, его словами и стоящими за ними понятиями, т.е. перейдет в мир объективного знания и сделает предметом своего рассуждения "беспредметный поток мышления".
Предметность и направленность сознания месте составляют такое его свойство, которое принято называть интенциональностью. Внутренний мир сознания - это связанные друг с другом элементы, реальные акты человеческой деятельности, направленные на объект сознательной установки. Феномен сознания нельзя даже представить себе без направленности на мыслимый предмет.
Идея всегда связана
с содержательной стороной мыслительной
деятельности. С этой точки зрения
ее можно рассматривать как
218
ность конкретной
концепции, теории, гипотезы. Естественно,
что не бывает неоформленного содержания.
Формой представления идеи являются
ее логические формы - понятие, суждение,
умозаключение.
§ 2. СОЗНАНИЕ, ЛОГИКА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Термин "логика"
имеет два значения. Во-первых, он
обозначает естественную способность
людей к рассудочной
Для того чтобы
устранить возможность
Решение этой задачи
должно опираться на метод. В чем
заключается специфика
Мышление (рассудочная деятельность) имеет идеальный характер. Для того чтобы мысль могла быть передана другим людям и те ее
219
восприняли и
поняли, необходимо "материализовать"
ее идеальное содержание. Материальным
средством выражения мысли
Логическая форма есть то общее, что имеется у разных по содержанию мыслей. Более точное понимание логической формы можно получить, как это ни странно, после изучения конкретных логических форм. Данный факт, между прочим, свидетельствует о том, что иногда точные определения не нужны, тем более что в нашем случае все содержание логики как науки есть не что иное, как определение логической формы. Ясное представление об исходном предмете логики возникает лишь в конце обучения.
Общность логической формы по отношению к любому содержанию должна быть понята на интуитивном уровне. Неважно, происходит ли рассуждение в математике, химии, физике, в сказках, мифах, литературе или в обычных житейских ситуациях; важно, что повсюду логические формы одинаково безразличны к содержанию. Именно поэтому применимость законов и правил логики имеет всеобщий характер. Все многообразие логических форм можно классифицировать, свести их к трем основным классам, которые называются понятиями, суждениями и умозаключениями.
Содержанием мышления
называется совокупность признаков, выделяемых
у предмета мысли. Существует ряд
терминов, характеризующих содержание
мышления и близких друг другу
по семантическим свойствам, таких,
например, как "смысл", "концепт",
"значение", "идея". Не вникая
в тонкости, мы можем считать данные
понятия синонимами. Понятия, суждения
и умозаключения как конкретные
мысли представляют собой синтетическое
единство формы и содержания, в
которых мысль локализуется, соотносясь
с предметом мысли. Слова нашего
языка, как правило, многозначны. Точность
и однозначность, необходимые для
обеспечения понимания при