Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:39, реферат
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Смена поколений в чистом виде свойственна лишь самым примитивным формам жизни. Прогресс жизни помимо всего прочего состоит и в том, что постепенно увеличивается промежуток времени, в течение которого разные поколения (предшествующие и последующие) ведут совместную жизнь. Чем примитивнее животное, тем короче этот промежуток совместной жизни. Наиболее примитивные животные передают свой опыт только через зародышевые клетки, через гены. Высшие животные, напротив, передают новым поколениям не только гены, но и живой опыт, обучая и воспитывая детенышей, показывая им пример. Чем больше поколений будет находиться на одном “пятачке” времени, тем действеннее, эффективнее будет живая передача опыта от поколения к поколению, тем, следовательно, круче будет кривая прогресса.
Этническое деление людей. Этнос – это не только различие языка, культуры, но и различие физиологических типов человека. То и другое различие создает многообразие этносов. Чем больше этносов, тем богаче в целом человечество. Как из четырех нуклеотидов создается весь генотип человека, так из немногих этносов создается алфавит культуры человечества в целом. Если уничтожить все нации кроме одной, то для человечества останется мало шансов выжить.
Деление людей на городских и сельских. Жизнь в деревне — в основном растительная и животная. Жизнь в большом городе — по преимуществу культурная. Деревня и город дополняют друг друга: воспроизводство живой жизни, рост народонаселения идет, главным образом, за счет деревни; прогресс культуры, улучшение качества жизни идет, в основном, за счет города.
Малая деревня и большой город (мегаполис) — это своеобразные полюсы деревенской и городской жизни. Между ними — разные промежуточные формы, такие как поселки городского типа и малые города.
Деление людей по профессиональному признаку. Профессия для современного человека практически также важна как наличие полового признака. Взрослый человек, не овладевший той или иной профессией, — не состоялся как человек, паразит без всяких оговорок. Другая крайность — профессиональный кретинизм, абсолютизация принадлежности по профессии.
Частным случаем деления людей по профессиональному признаку является их деление на работников физического и умственного труда.
Людей делят обычно еще на богатых и бедных. Раньше марксисты придавали большое значение этому делению. Более того, оно для них фактически было главным делением людей. Отсюда теория классов, классового неравенства, классовой борьбы и революции низов.
Действительно, люди неравны по своему имущественному положению. Это неравенство может достигать внушительных размеров. Тем не менее, имущественное неравенство не имеет того фундаментального значения, которое ему порой придают. Ведь большинство людей — не богатые, не бедные, т.е. занимают среднее положение между самыми богатыми и самыми бедными. И именно это большинство "делает, творит историю", создает культуру, материальное и духовное богатство общества. Когда человек не богат, не беден — он, с одной стороны, не поглощен всецело поиском куска хлеба, не задавлен нуждой, а с другой, имеет стимул к совершенствованию, повышению своего благосостояния.
Человек – одна из основных проблем философской рефлексии. Рассмотрение человека как особой философской темы обусловлено потребностью в целостном подходе к его изучению. Потребность эта возникает и расширяется по мере того, как интерес к человеку становится универсальной тенденцией развития различных конкретных наук: политэкономии и социологии, биологии и медицины, астрономии и географии, этнографии и антропологии, лингвистики и культурологи и т.д. В искусстве все большее место стала занимать идея преломления природных и социальных явлений сквозь призму видения их человеком. Повышение интереса к философскому анализу проблемы человека продиктовано сегодня новым этапом научно-технической революции (и её влияния на индивида), развитием мирового сообщества, экологической ситуацией и мн.др. проблемами.
Сложность философского определения человека состоит в невозможности однозначного соотнесения его с каким-либо родовым понятием (например, природа, Бог или общество), поскольку человек – это всегда одновременно микрокосм, микротеос и микросоциум. Поэтому философское постижение человека разворачивается не просто через реконструкцию его сущностных характеристик, но через осмысление его бытия в мире, понимания собственно человеческого мира. Проблема человека в науке отличается своеобразным редукционизмом: через связь человека с неким феноменом объясняется все человеческое бытие в целом[63]. Наука максимально отвлекается от решения важнейших мировоззренческих проблем: она ориентирована лишь на эмпирический уровень человеческого бытия. Философия же стремиться абстрагироваться от действительности, чтобы понять не только то, что есть, но и как должно быть. В истории философии человек понимался традиционно в единстве таких его основных модусов, как тело, душа и дух. Тело – это физическая субстанция человеческой жизни, выступающая как элемент природы, в соответствии с интерпретацией которой можно говорить об основных образах тела в истории философии и науки (микрокосм, механизм и организм). Одновременно с этим человеческое тело определяется не только через его биологические особенности, но и через особый спектр таких исключительно человеческих чувств и состояний, как совесть, стыд, смех, плач и т.п. Душарассматривается как интегративное начало, промежуточное звено, соединяющее тело и дух, придающее человеку целостность. Для современной философии душа – наиболее сложная и противоречивая тема, рассматриваемая в двух основных ракурсах:
– во-первых, как жизненный центр тела, являющийся той силой, которая, будучи сама бессмертной, очерчивает срок телесного существования (в связи с признанием существования или несуществования души в философии возникали вопросы о смерти и бессмертии, бытии и небытии);
– во-вторых, как индивидуализирующее свойство человека в обществе, описываемое в философии через проблемы свободы воли, творчества, рока и судьбы.
Понятие душа тесно
связано в человеческом существовании
и его осмыслении с понятием
дух. Дух воплощает в себе фундаментальную
идею «человечности» как таковой. Он выступает
как родовая человеческая способность,
соотносящаяся с разумом, сознанием и
социальностью[64]. Вместе с тем, в понятии
духа отражается не только феномен «духовности»,
как интегративного начала культуры и
общества, но и личностные характеристики
отдельного человека, где личное характеризуется
через воплощение социально значимых
качеств. Однако, человека нельзя упрощенно
представить как диаду (тело – дух) или
триаду (тело – дух – душа). Человек –
это практически всегда исключение из
общего правила, уникальная целостность,
где в индивидуальном личном опыте достаточно
трудно дифференцировать телесный, душевный
и духовный уровни.
Смерть - важнейший
фактор человеческого существования.
Только вглядываясь в лицо смерти,
мы начинаем любить жизнь. Если бы не было
смерти, жизнь была бы бессмысленна.
В древнегреческой мифологии
самое страшное наказание, к которому
боги могли приговорить человека
- это бессмертие. Что может быть
страшнее бессмертия, хотя в тысячах
книг, романов, трактатов бессмертие преподносилось
как главная мечта человечества. Представьте
себе, что вы бессмертны: уже умерли все
ваши родственники и друзья, дети и дети
ваших детей, а вы все живете и живете,
абсолютно одиноким и заброшенным в чужые,
непонятные вам время и культуру.
В каждой культуре
свое специфическое отношение к смерти. В Индии, как
в древности, так и в наше время, умершего
человека сжигают на костре, прах развеивают
по ветру и от него ничего не остается.
А в древнеегипетской цивилизации был
настоящий культ мертвых - набальзамированные
египетские императоры до сих пор лежат
в европейских музеях. Европейские кладбища
- это сложнейшая архитектура памятников,
надгробий, склепов.
Смерть, как и
рождение, формирует границы человеческой
жизни. Все, что вне этих границ, для
человека не существует. Смерть сопровождает
человека с момента его рождения.
Какое бы время его жизни мы
ни взяли, человек всегда достаточно
зрел для того, чтобы умереть. Смерть
представляет собой как бы тень человека,
самую верную и привязчивую. Человек
в этом смысле - самое несчастное
из животных, поскольку знает заранее
о своей будущей смерти. Но в
то же время это дает огромное преимущество
человеку, поскольку смерть организует
человеческую жизнь, заставляет человека
в краткие годы найти смысл
и оправдать перед самим собой
свое существование.
Смерть не конец,
а венец жизни, она с самого
начала присутствует в ней как
упорядочивающий жизнь элемент.
Но человек в обыденной жизни
живет так, как будто он бессмертен.
Он старается не думать о смерти,
всячески отгоняет мысли о ней
или же полагает, что смерть где-то
очень далеко от него. Мудрецы же
с древних времен говорили: "Помни
о смерти!" Для чего нужно помнить
о смерти? Разумеется не для того, чтобы
отравлять себе жизнь и постоянно мучиться
страхом. Помнить о смерти - значит каждый
день жить так, как будто это последний
день твоей жизни (ведь он и в самом деле
может оказаться последним). Предполагается,
что хоть в последний день дурной человек
постарается прожить по-человечески: не
лгать, не воровать, не убивать.
Смерть - фундаментальное
свидетельство нашего "неодиночества".
Мы всегда находимся под ее пристальным
взглядом. Ощущая ее присутствие, ее реальность
за каждым поворотом, мы не позволяем
себе распускаться, поддерживая себя
на уровне, превышающем тот, к которому
склоняет нас наша животная природа.
Разумеется, это тяжкая ноша. Осознание
нашей смертности требует от нас
немалого усилия.
Смерть предполагает
высший уровень ответственности. Лишить
человека смерти означает, помимо всего
прочего, устранить этот уровень
ответственности. Человек, будучи конечным
существом, отличается от всех животных
тем, что прилагает к своей
конечности масштаб безусловного и
бесконечного. Он должен жить так, говорит
философия, как если бы впереди его
ожидала вечность, только не в обыденном
смысле, когда человек просто не
думает о смерти, а в том смысле,
что он брал и будет брать на себя задачи,
для выполнения которых заведомо не хватит
собственной жизни. В этом смысле творя,
любя, делая добро, он прорывается в вечность,
побеждает смерть.
Многие, бравшие
на себя такие бесконечные задачи,
остались жить в вечности, в прямом
смысле этого слова. Сократ, Эпикур,
Ницше, Пушкин гораздо более живые,
чем многие ныне здравствующие наши
современники. К любому из них можно
отнести слова В. Соловьева:
...Средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог,
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло. Мы вечны. С нами Бог.