Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:39, реферат
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
8 Шпет Г.Г. Введение
в этническую психологию. М., 1927. С.
129. Данная работа, изданная 13 лет
спустя после работы "Явление
и смысл", представляет собой
попытку связать отвлеченную
философскую концепцию с
Глава 1
ЧЕЛОВЕК КАК ФИЛОСОФСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Homo sapiens, Homo faber, Homo
ludens... Вопрос о сущности человека
является предметом
422
ность такого "надысторического"
рассмотрения человека, они считают,
что сущность человека сводится к "совокупности
общественных отношений" и прочих
институциональных образований
общества, которые постоянно меняются,
и человек меняется вместе с ними.
Мы не отрицаем, что общество оказывает
сильное влияние на формирование
индивидов, но полагаем, что человек
всегда сохраняет некоторые
Не будет преувеличением
сказать, что человек представляет
собой наиболее сложный объект исследования.
Человек есть чудо в том смысле,
что в нем совмещаются такие
противоположные начала, как "душа"
и "тело". Человек принадлежит
к животному царству и
Для человека как
существа природного высшей ценностью
является здоровье. Трудно не согласиться
с автором "Афоризмов житейской
мудрости", А. Шопенгауэром, писавшим,
что "девять десятых нашего счастья
основаны на здоровье. При нем все
становится источником наслаждения, тогда
как без него решительно никакое
высшее благо не может доставить
удовольствия; даже субъективные блага:
качества ума, души, темперамента - при
болезненном состоянии
Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду - Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие
423
сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке. Кант утверждал, что труд - лучший способ наслаждаться жизнью. Его работоспособность была феноменальной, научный диапазон невероятно широким. Мыслитель оставил огромное теоретическое наследие.
Примеры преодоления
человеком своей природы
С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей - "биологизации" и "социализации" человеческой природы.
И все же нельзя
утверждать, что человек обладает
двумя самостоятельными сущностями.
Сущность человека едина, и ее образует
совокупность надприродных социетальных
свойств, благодаря которым мы преодолеваем
свою биологическую определенность.
Свобода воли, проявляющаяся в
способности выбирать свою судьбу,
пути своей жизни - главное и основное
из этих свойств человека. Смысл
жизни человека как раз и заключается
в том, чтобы самостоятельно, усилием
своей воли преодолевать или пытаться
преодолеть все сопротивления и
обстоятельства, реализуя свою жизненную
программу. В этом случае человек
становится действительно свободным,
поскольку способен властвовать
над внешними обстоятельствами и
условиями. И напротив, неспособность
реализовать собственную
При этом свобода не означает абсолютной свободы, которой нет и не может быть. Свободу нельзя понимать как конечный результат - в сущности, она выступает как процесс освобождения, постепенной эмансипации людей от гнета природных и социальных обстоятельств. Сила человека в том, что он может сделать себя свободным даже в чрезвычайно ограниченных условиях. И наоборот, слабость человека проявляется в "бегстве от свободы" (Э. Фромм), которая налагает на него множество обязательств, заставляет платить высокую цену за право обладать ею.
Парадокс заключается в том, что биологическая сущность человека определяет его конечность, ставит объективные пределы его жизненным поискам, творчеству, потенциями, переживаниями и т.д. Человек ищет смысл жизни в условиях собственной смертности, особо остро ощущая трагизм своего бытия в пограничных ситуациях, на
424
грани между жизнью
и смертью. Смерть - это не просто
прекращение существования
Столкновение жизни и смерти - это еще и источник творчества человека, в искусстве ситуация смерти реализуется в одной из наиболее развитых форм эстетического выражения - в трагедии. Вряд ли рациональные аргументы заставят человека когда-нибудь "полюбить" смерть, но философские размышления по этому поводу могут помочь ему более мудро относиться к жизни.
Чем определяется
ценность самого человека? Уровнем
его духовного развития, вкладом
в общественный прогресс, полезностью
для других? Очевидно, что с этой
точки зрения большей ценностью
обладают жизни гениев науки и
искусства, люди, с именами которых
связаны целые эпохи в развитии
человечества, определяющие развитие
человеческой духовности. Однако такой
подход не отвечает принципу гуманизма,
согласно которому уникальна и бесценна
жизнь любого человека, ибо каждый
человек наделен
Трагизм человеческого
существования заключается в
том, что человек как бы "заброшен"
(по выражению философов-
425
нравственного поведения? Может ли человек, принадлежащий своему времени, своей культуре, выработать такие критерии?
Большинство людей чувствует свой разрыв с миром (природы, социума, космоса), и это переживается ими как ощущение одиночества. Осознание человеком причин своего одиночества не всегда избавляет от него, но ведет к самопознанию. Задача самопознания человека была сформулирована еще античными мыслителями. И по сей день главной тайной для человека является он сам.
12.1. Что такое человек?
О человеке говорят
и пишут многие: писатели, ученые
разных специальностей, религиозные
деятели, философы... Писатели-художники
изображают человека исключительно
с субъективной стороны. Ученые исследуют
его как объект. Они — объективисты.
Религиозные деятели говорят
и пишут о человеке лишь в связи
со своей верой в
Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и “я”, и “мы”, и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя. Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими “человековедами” они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
Перефразируя известное утверждение Пико делла Мирандолы “кто не философ, тот не человек”, скажем: именно философ и только философ может полноценно ответить на вопрос “что такое человек?”
12.2. [L. Balash4] Человек-общество-природа[L. Balash5]
В предыдущем разделе речь шла о мире как объективной реальности. Если человек и рассматривался, то лишь как часть мира, объективно, а не субъективно.
В настоящем
разделе человек
В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
Между тем и другим “человеком” существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность “человек—общество” (или: “личность—общество”, “индивид—род”, “я — мы” и т.п.). Слово “человек” чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же обычно употребляется слово “общество”.
Человек-общество
— двойной субъект, в котором
определяющую роль играет человек. Человек
— первичный субъект, общество —
вторичный. Человек “светит” своим
светом, общество — отраженным. С
другой стороны, эти два субъекта,
как два магдебургских
12.3. Сущность человека
Человек рожден Природой и Обществом, но как Особая реальность, а не как природное или социальное существо. Иными словам человек не социальное и биологическое, а... человеческое существо. См. ниже (рис. 20).