Филососфия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:39, реферат

Описание

Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 81.16 Кб (Скачать документ)

По данным современной  науки человек принадлежит к  роду homo sapiens, занимает высшую ступень  в эволюционной лестнице живой природы. Биологи рассматривают человека как живое существо, наиболее высокоорганизованное и развитое среди живых существ  на Земле.

В самом деле, человек — живое существо, а, следовательно, как минимум наполовину животное. Надо нам, наконец, перестать третировать  животность в себе, не подавлять  ее, а разумно управлять ею и  даже развивать, культивировать. Философия  антиживотности — античеловеческая, антигуманная, вообще антивитальная  философия. К сожалению, в нашей  русской культуре эта философия  антиживотности длительное время распространялась как зараза. Ею были поражены виднейшие  представители русской культуры, такие как Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев.

Толстой неправильно  противопоставляет человека животному  как якобы живущему сегодняшним  днем. Животные, по-своему жаждут бессмертия, “делают” его. Если бы они жили только одним днем, то давно бы сгинули  с лица Земли. В противопоставлении человека животным, в его возвеличивании перед животными я усматриваю определенную идеалистическую (нереалистическую) тенденцию во взглядах великого писателя. Толстой говорил еще в уничижительном смысле о “животной личности”  в человеке. Между тем мы не так уж далеки от меньших братьев наших. Миллиарды лет развивалась и совершенствовалась живая природа. Человек со своей духовностью развивается каких-то несколько десятков тысяч лет[35]. Было бы большим самомнением считать, что все, чем обладает человек, он приобрел в эти несколько десятков тысяч лет.

Конечно, человек  — не только животное. За миллионы лет  своего становления он нарастил в  себе гигантский культурный слой. В  этом смысле его можно охарактеризовать как культурное животное. Культура — это, с одной стороны, то, чем отличается человек от животных, а, с другой, то, что является продолжением-усовершенствованием живого-животного в человеке. Т. е. человек и отталкивается от животных, и продолжает их. Такова его сущность. Иными словами, сущность человека — сложное переплетение природного-биологического и социального-культурного.

Ниже приводится схема "Пирамида человека" (рис. 21).

Эта пирамида показывает, что человек, как "Пан" М.А. Врубеля, вырастает из природы и практически  слит с ней. В человеке природного неизмеримо больше культурного-социального. Надо всегда помнить об этом и не зазнаваться.

Знаменательно, что одни философы, писатели призывали  “Назад к природе!”, а другие звали  “Вперед, к высотам Духа!”. Истина, как всегда, где-то посередине. Эти  взаимоисключающие призывы отражают противоположные тенденции в  становлении человека.

Другой аспект сущности человека: то, что человек  един в разделительном и собирательном смыслах. Он — индивид, индивидуальность, личность и в то же время — представитель рода homo sapiens, член общества. Человек, с одной стороны, хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе.

Далее, человек  — сам себе хозяин, король, никому не подчиняется? Или ничтожная песчинка, овца в стаде? Очевидно, ни то, ни другое. Он — царь природы, господин мира и  в то же время — песчинка в  безбрежном океане вселенной; он всемогущ и немощен, ограничен и вездесущ, смертен и бессмертен, един и неедин.

К определению  сущности человека как нельзя лучше  подходят слова поэта Г.Р. Державина: Я телом в прахе истлеваю / Умом громам повелеваю / Я царь — я раб — я червь — я бог!

12.4. Происхождение человека

Существуют разные точки зрения на происхождение человека (научная, религиозная, уфологическая-инопланетная). Философия выступает арбитром в  этом вопросе. В настоящем труде  излагается научная версия происхождения  человека — наиболее приемлемая с  точки зрения здравого смысла и наиболее обоснованная.

По мнению историка А.А. Зубова, наукой доказано вполне, что  человек произошел от животных, точнее, от предка, общего с современными человекообразными  обезьянами. Об этом свидетельствует  хотя бы генетическое сходство человека и шимпанзе. По разным оценкам оно  составляет 95-99 процентов, т.е. человек  генетически отличается от шимпанзе всего лишь на 1-5 процентов. И группы крови у человекообразных обезьян  и человека практически совпадают. Имеется также много свидетельств животного происхождения человека, полученных археологами. Благодаря  своим открытиям и находкам они  выстроили цепь промежуточных, переходных звеньев от древних обезъян к  современному человеку.

Первые древние  обезьяны, дриопитеки, появились на Земле 30 млн лет назад. 6,5 млн лет назад (в период похолодания и засушливого климата) произошло разделение древних обезьян на гоминид, от которых произошел человек, и ископаемых обезьян, от которых произошли современные человекообразные обезьяны (гиббоны, орангутаны, гориллы, шимпанзе). Таким образом, первый прачеловек появился 6,5 млн лет назад. Это было установлено совсем недавно, в 2000 г. Первого гоминида именуют австралопитеком. Он был уже прямоходящим, жил в период от 6,5 млн лет назад до 1-го млн лет назад. Австралопитек еще не был homo. Ученые насчитывают восемь родов австралопитеков. Место их обитания — Африка.

2,5 млн лет назад от одного из этих родов австралопитеков произошли (в очередной период похолодания и засушливого климата) первые homo, именуемые "человек умелый" (homo gabilis). От homo gabilis 2 млн лет назад произошли homo ergaster.

От последних  произошел 1,7 млн лет назад homo erectus (человек прямоходящий). Этот homo первым стал расселяться из Африки в другие части света. Подвидами homo erectus были питекантроп, останки которого были найдены в конце XIX века на острове Ява, и синантроп, обнаруженный на территории Китая. Питекантропы (буквально обезьянолюди) на самом деле были человекообезьянами, т.е. человеческого в них было больше, чем обезьяннего. Синантропы оказались тупиковой ветвью становления человека: они вымерли, не дав потомства.

Опять же в Африке в результате эволюции homo erectus 800 тысяч  лет назад возникает новое  прогрессивное звено — гейдельбергский  человек. Представители этого вида древних людей первыми ступили  на землю Европы. Они были могучими охотниками (найден скелет слона, пронзенный 2-х метровым копьем).

От гейдельбергского человека, жившего в Африке, произошли  две ветви древних людей. Одни проникли в Европу через Гибралтар. Это так называемые неандертальцы. Ученые спорят, был ли неандертальский  человек предком современного человека. Склоняются к версии, что не был. Как установлено исследованиями неандертальский человек (живший 500 тысяч лет назад) генетически  весьма далек от современного человека. Правда, у некоторых нынешних европейцев находят черты неандертальского человека, т.е. не исключено появление  метисов (помеси человека современного вида и неандертальца).

Другие представители  гейдельбергского человека проникли из Африки в переднюю Азию и далее  через Босфор и Дарданеллы в Европу. Именно от них произошел современный  человек — homosapiens. По данным археологии это случилось где-то 35 тысяч лет  назад.

Дальше происходило  разделение представителей рода homosapiens на расы или подвиды — в результате расселения и жизни в разных природных  условиях.

Существуют две  теории происхождения человеческих рас-подвидов: моноцентрическая (сначала  возник вид homo sapiens, а затем в силу указанных причин появились разные расы) и полицентрическая (гейдельбергский  человек, расселяясь из Африки по всем континентам Старого света, образовал  несколько ветвей homo sapiens, которые  развивались параллельно). Историк  А.А. Зубов считает, что моноцентрическая теория ближе к истине. По его  мнению, если встать на точку зрения полицентрической теории, то трудно объяснить  биологическое единство современных  людей. С другой стороны, этот историк  считает, что "нынешнее человечество еще нельзя назвать системой", что "человечества пока еще нет".

12.5. Организация человека

Человек — единство духовного и материального (психического и физического). Как психическое  существо человек наделен сознанием, мышлением, волей, чувствами, эмоциями. Как телесное существо (физическое) человек наделен разными физическими  способностями: к питанию, активности-движению, половому общению.

В общем балансе  человеческой жизни-деятельности ни физическая (материальная), ни духовная (психическая) стороны не преобладают, не довлеют  одна над другой. Та и другая стороны  одинаково важны. Их необходимо развивать, культивировать, совершенствовать.

К сожалению, в  современном обществе, по крайней  мере в цивилизованных странах, человек явно деформирован: многие его способности, стремления, импульсы сдвинуты в психическую, духовную сторону. Взять хотя бы образование. Оно нацелено, по преимуществу, на развитие духовных способностей человека. Между тем обучение-образование должно делиться пополам на занятия физического и духовного порядка. Под физической культурой следует понимать всё, что укрепляет физическое здоровье, что развивает и совершенствует телесные способности человека. Это и танцы, и бег, и закаливание, и гимнастика, и различные виды боевых искусств, и еще многое другое. Тело мстит человеку, если он плохо заботится о нем.

12.6. Типология человека

Самое важное деление людей  – на мужчин и  женщин. Это коренное различие людей. К сожалению, современное цивилизованное общество по-настоящему не знает этого. В Древнем Китае не случайно все вещи и явления делились на "инь" и "янь". Янь – мужское начало, а инь – женское. Многообразие жизни человека, его многокрасочность, многоцветность, богатство в значительной степени обуславливается противоположностью полов.

Женский и мужской  пол — два начала жизни. Женский  пол отвечает за сохранение и устойчивость; мужской — за изменчивость и обновление. Женщина воплощает в себе начало сохранения, гармонии жизни. Она обеспечивает тыл жизни, ее устойчивость, продолжение. Мужчина воплощает в себе начало изменения, трансформации, дерзания, риска, борьбы, диспропорции. Он отвечает за передний край борьбы за жизнь, за ее прогресс.

Женщины более  склонны к порядку, в частности, к чистоте, а мужчины — к  беспорядку. Женщины более осторожны, мужчины более смелы.

Главное в женщине  — красота. Главное в мужчине  — сила. Сила женщины — в ее красоте. Красота мужчины — в  его силе. Не случайно женский пол называют прекрасным, а мужской сильным.

Всё сказанное  свидетельствует о том, что мужчины  и женщины равны, играют равную роль в жизни. Попытки представителей того или иного пола одержать верх ведут лишь к ее деформации. Одинаково неприемлемы как мужской шовинизм, так и стремление некоторых феминисток к полной независимости от мужчин.

С другой стороны, "равенство полов не должно затмевать  различий, обусловленных полом"[36]. Наличие мужчин и женщин в обществе — первое и главное условие  его существования, развития и прогресса.

Возрастное  различие людей. В обществе в один и тот же момент времени сосуществуют и взаимодействуют разные поколения: дети, юные-молодые, взрослые, старики. Это обеспечивает баланс динамизма и стабильности жизни. Молодые придают жизни нужный динамизм. Старики оказывают стабилизирующее влияние на нее.

Факт сосуществования  разных поколений указывает на то, что нет чистой смены поколений. Чем дольше будут жить люди, тем шире будет, при прочих равных условиях, представительство разных поколений в каждый данный момент жизни общества, тем глубже будет противоположность между долгожителями и юными членами общества. А это обеспечит лучшую преемственность, лучшую связь поколений, большее их разнообразие, более глубокое их взаимодействие и взаимообогащение. Вместо наблюдаемых ныне трех сосуществующих поколений (детей, отцов, дедов) будут четыре, пять, шесть и т.д. поколений. Сейчас люди радуются тому, что живы их родители, дедушки и бабушки, видят в этом проявление стабильности жизни, залог собственного долголетия. А как будет хорошо, когда будут живы прадедушки, прабабушки, прапрадедушки, прапрабабушки и т.д. Опыт предшествующих поколений передавался бы грядущим поколениям с большей основательностью, без потерь, связанных с уходом из жизни этих поколений. Ведь не секрет, что люди вновь и вновь повторяют ошибки прошлых поколений и чаще всего потому, что эти прошлые поколения не успели передать свой живой опыт. А сколько творческих находок, открытий, изобретений теряется по этой же причине?! Сколько людям приходится переоткрывать открытое, переизобретать изобретенное! (Могут сказать, что связь поколений обеспечивается через предметы материальной и духовной культуры (книги, например). На это нетрудно возразить: никакие предметы материальной и духовной культуры не заменят живого общения поколений, живой передачи опыта от одного поколения к другому.)

Таким образом, было бы прекрасно, если бы одновременно жили не два-три поколения, а много поколений. Перед нами была бы живая история, спрессованная в одном моменте времени. В умножении, а не смене, поколений — истинный источник прогресса. Соответственно и прогресс нужно понимать не как непрерывное изменение, обновление, а как живое диалектическое единство динамизма и стабильности, изменчивости и устойчивости жизни.

Информация о работе Филососфия сознания