Художественное познание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:13, доклад

Описание

Искусство (художественное познание) - творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональное состояние художника (музыка, хореография, архитектура). Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский Д.Д. «Философия».- М.: МСХА, 2000.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 13.94 Кб (Скачать документ)

2.3 Художественное познание

Искусство (художественное познание) - творческая деятельность, в  процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение  к ней человека. Существуют различные  виды искусства, отличающиеся особой структурой художественного образа. Одни из них  прямо изображают явления жизни (живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино). Другие же выражают порождаемое этими явлениями  идейно-эмоциональное состояние  художника (музыка, хореография, архитектура).  Агофонов В.П., Казаков Д.Ф., Рачинский  Д.Д. «Философия».- М.: МСХА, 2000.

Искусство - первоначальное обозначение всякого мастерства более высокого и особого сорта (искусство мышления, искусство ведения  войны). В общепринятом специальном  смысле - обозначение мастерства в  эстетическом плане и созданных  благодаря ему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с  одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесла, техники, причем границы между этими  областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют  также и силы искусства.

Искусство - это форма  отражения действительности в сознании человека в художественных образах. Отражая окружающий мир, искусство  помогает людям познавать его, служит могучим средством политического, нравственного и художественного  воспитания.

Разнообразие явлений  и событий действительности, а  также различие способов их отражения  в художественных произведениях  вызвали к жизни различные  виды и жанры искусства: художественную литературу, театр, музыку, кино, архитектуру, живопись, скульптуру.

Важнейшая особенность  искусства состоит в том, что  оно в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а  в конкретной, чувственно воспринимаемой форме - в форме типических художественных образов. Создавая художественный образ, выявляя общие существенные черты  действительности, художник передает эти черты через индивидуальные, зачастую неповторимые характеры, через  конкретные явления природы и  общественной жизни. При этом, чем  ярче, ощутимее выступают индивидуальные черты художественного образа, тем  притягательнее этот образ, тем значительнее сила его воздействия.

В процессе труда у  людей развивались эстетические чувства и потребности, понимание  ими прекрасного в действительности и в искусстве. Отыскать прекрасное в действительности, обобщить, типизировать его, отразить в художественных образах  и донести до человека, удовлетворяя тем самым его эстетические потребности  и воспитывая в нем эстетические чувства, - такова одна из важных особенностей и задач искусства.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ — 1) познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно окрашенный (примером такого «видения» может служить модель атома, предложенная Н. Бором и охарактеризованная А. Эйнштейном как «работа высшей музыкальности»); 2) познание мира художественного, условного, «мнимого» (Л.С. Выготский), требующее художественного таланта автора, профессионального образования и мастерства. Между окружающим миром и миром художественным лежит известная дистанция, выражающаяся в определенной организации произведения, подчеркивающей его вне-положенность субъекту восприятия и сохраняющей в то же время иллюзию его реальности. По словам Л. Фейербаха, искусство никогда не выдает свои творения за действительность. Художественный мир делает произведение предметом рефлективного, размышляющего восприятия, что позволяет развести оценку действительности и ее художественного изображения, поведения «лирического героя» и позиции автора.

 Художественный мир  многомерен, потому Х.п. представляет  «спектр» возможностей: художественное  созерцание, видение, слышание (в  т.ч. внутреннее слышание) и восприятие. Оно может быть синкретическим, но может быть относительно  самостоятельным. Проницаемость  художественной иллюзии создает  эффект соприсутствия и соучастия,  обеспечивающий для слушателя,  зрителя, читателя возможность  оценки как бы изнутри наблюдаемых  событий и переноса ее с  изображения на реальность.

 

Уже в рамках мифологии  зарождается художественно-образная форма познания, которая в дальнейшем получила наиболее развитое выражение  в искусстве. Хотя оно специально и не решает познавательные задачи, но содержит в себе достаточно мощный гносеологический потенциал. Более  того, например, в герменевтике, как  уже было сказано, искусство считается  важнейшим способом раскрытия истины.

Хотя, конечно, художественная деятельность несводима целиком  к познанию, но познавательная функция  искусства посредством системы  художественных образов — одна из важнейших для него. Художественно  осваивая действительность в различных  своих видах (живопись, музыка, театр  и т. д.), удовлетворяя эстетические потребности людей, искусство одновременно познает мир, а человек творит его — в том числе и по законам красоты. В структуру  любого произведения искусства всегда включаются в той или другой форме  определенные знания о разных людях  и их характерах, о тех или иных странах и народах, их обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т. д.


Информация о работе Художественное познание