Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:38, реферат
Феномен возникновения культуры нашел отражение в трудах различных ученых, представителей разных философских направлений. В прошлом веке господствовала орудийно-трудовая концепций культурогенеза. XX век ищет другие ответы на вопрос: “Как в природном мире возник радикально новый феномен - культура?”
Одним из таких ответов стала игровая концепция культуры.
Введение.................................................................................................................... 3
I. Характер и значение игры как явления культуры.................... 5
II. Игра и состязание как культуросозидающая функция.... 10
III. Взаимосвязь культуры и игры......................................................... 14
3.1. Взаимосвязь игры и права................................................................. 14
3.2. Взаимосвязь игры и сражения........................................................ 15
3.3. Взаимодействие игры и филофствования............................. 17
3.4. Взаимосвязь игры и поэзии.............................................................. 19
3.5. Игровые формы искусства................................................................ 21
Глава IV. Культура и эпохи с точки зрения игры...................... 22
Заключение...................................
Заключение.
Игровая концепция культуры, сформулированная Й. Хейзинга, рассматривает игру как первооснову культуры, культура возникает в форме игры. Культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. Это является исходной предпосылкой названной концепции.
Игра, с точки зрения Й. Хейзинги, это всеобъемлющий способ человеческой деятельности, универсальная категория человеческого существования.
Игра - это не манера жить, а структурная основа человеческих действий. А для того, чтобы игровое содержание культуры было культуросозидающим, оно должно оставаться чистым. Цель игры - в ней самой. Игра сама по себе, в самом начале, лежит вне сферы нравственных норм. Она не может быть не дурной не хорошей. Нравственный, так же как и безнравственный, поступок совершается по тем или иным правилам той или иной игры. В сущности, игра несовместима с насилием. Именно нравственные поступки свидетельствуют о должном соблюдении “правил игры”. Ведь нравственность есть не что иное, как укорененная в прошлом традиция. Безнравственность, с данной точки зрения, это намеренно избранное положение “вне игры”, то есть нечто абсурдное по определению. В этом случае, серьезное не является антонимом игры, ее противоположность — бескультурье и варварство.
Говоря об игровом факторе, Й. Хейзинга убедительно показывает его чрезвычайную действенность и чрезвычайную плодотворность при возникновении всех крупных форм общественной жизни. Будучи её существенным импульсом, игровые состязания, более древние, чем сама культура, исстари наполняли жизнь и, подобно дрожжам, способствовали росту и развитию форм архаической культуры. Культ рос в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрою. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Улаживание споров оружием, условности жизни аристократии основывались на игровых формах. Поэтому вывод здесь может быть только один: культура, в её первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, как “живой плод, который освобождается из материнского тела, она развертывается в игре и как игра”(21, С.168).
Таким образом, подлинная культура не может существовать без игрового содержания, так как культура предполагает определенное самоограничение, определенную способность не воспринимать свои собственные устремления, как нечто предельное и наивысшее, но видеть себя отгороженной некоторыми добровольно приятыми границами.
Й. Хейзинга подчеркивает, что культура все еще хочет, чтобы её “играли” - по взаимному соглашению относительно определенных правил (21, С.168).
Тяжело смотреть на все наши деяния с точки зрения игры. В глубочайших недрах человеческого существа что-то словно бы противится этому. Но и в драматическом сгущении важнейших моментов жизни человечества все происходящее не выходит за рамки парадигмы игры вообще.
Литература
1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.
2. Аникеева Н.П., "Педагогика и психология игры". М.,1986
3. Антология исследования культуры. - СПб., Т.1, 1997.
4. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992.
5. Богомолова Н.Н., "Ситуационно – ролевая игра, как активный метод социально – психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии". М.,1977.
6. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966, №6.
7. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
8. Гуревич П.С. Культурология. - М.. 1998.
9. Запорожец А.В., Маркова Т.А., "Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста". М.,1978.
10.История и культурология. М., 1999.
11.Культурология. XX век. Антология. - М., 1995.
12. Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
13.Лагунова В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993.
14.Сапронов П.А.
15.Столович Л.Н., Искусство и игра / Эстетика. М., 1987.
16.Терский В.Н., Игра. Творчество. Жизнь. М., 1966
17.Тэрнер В. Символ и ритуал. - М., 1983.
18.Устименко В.Ф., "Место и роль игрового феномена в культуре // Филосовские науки", 1980 г., №2, стр. 69 – 77.
19.Фрезер Дж. Д. Золотая ветвь. - М., 1980.
20.Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры, М., 1997
21.Хейзинга Й., "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992
22.Эльконин Д.Б. Психология игры. М.. 1978.
23.Эпштейн Н.П., "Игра в жизни и искусстве // Советская драматургия", М., 1982, №2.
Информация о работе Игровая концепция культуры в творчестве Й. Хейзинга