Искусственный интеллект. Философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание

В настоящее время практически невозможно указать ни одной, сферы человеческой деятельности, где бы не использовались или не могли быть использованы ЭВМ. При этом возникают вопросы: «Какой вид работы принципиально не могут выполнить современные ЭВМ и почему?», «Какие сферы, уровни человеческой деятельности не подвластны автоматизации?», «Каковы перспективы развития и использования ЭВМ?»

Содержание

Введение
Первая глава
История вопроса
Современное состояние проблемы
Логика методологических объектов
Вторая глава. Онтология объекта
Всеобщая характеристика объекта
Сущность объекта
Классификация объекта
Третья глава. Диалектика объекта
История объекта
Противоречивость объекта
Развитие объекта
Четвертая глава. Антропология объекта
Объект и человек
Объект и общество
Объект и личность
Заключение
Примечания
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 97.07 Кб (Скачать документ)

История объекта

Искусственный интеллект (ИИ) можно определить как область  компьютерной науки, занимающуюся автоматизацией разумного поведения. Это определение  наиболее точно соответствует содержанию данной книги, поскольку в ней  ИИ рассматривается как часть  компьютерной науки, которая опирается  на ее теоретические и прикладные принципы. Эти принципы сводятся к  структурам данных, используемым для  представления знаний, алгоритмам применения этих знаний, а также языкам и  методикам программирования, используемым при их реализации.

 

 Тем не менее это определение имеет существенный недостаток, поскольку само понятие интеллекта не очень понятно и четко сформулировано. Большинство из нас уверены, что смогут отличить "разумное поведение", когда с ним столкнутся. Однако вряд ли кто-нибудь сможет дать интеллекту определение, достаточно конкретное для оценки предположительно разумной компьютерной программы и одновременно отражающее жизнеспособность и сложность человеческого разума.

 

 Итак, проблема определения  искусственного интеллекта сводится  к проблеме определения интеллекта  вообще: является ли он чем-то  единым, или же этот термин  объединяет набор разрозненных  способностей? В какой мере интеллект  можно создать, а в какой  он существует априори? Что  именно происходит при таком  создании? Что такое творчество? Что такое интуиция? Можно ли  судить о наличии интеллекта  только по наблюдаемому поведению,  или же требуется свидетельство  наличия некоего скрытого механизма?  Как представляются знания в  нервных тканях живых существ,  и как можно применить это  в проектировании интеллектуальных  устройств? Что такое самоанализ  и как он связан с разумностью?  И, более того, необходимо ли  создавать интеллектуальную компьютерную  программу по образу и подобию  человеческого разума, или же  достаточно строго "инженерного"  подхода? Возможно ли вообще достичь разумности посредством компьютерной техники, или же сущность интеллекта требует богатства чувств и опыта, присущего лишь биологическим существам?

 

 На эти вопросы ответа  пока не найдено, но все они  помогли сформировать задачи  и методологию, составляющие основу  современного ИИ. Отчасти привлекательность  искусственного интеллекта в  том и состоит, что он является  оригинальным и мощным орудием  для исследования именно этих  проблем. ИИ предоставляет средство  и испытательную модель для  теорий интеллекта: такие теории  могут быть переформулированы  на языке компьютерных программ, а затем испытаны при их  выполнении.

 

 По этим причинам  наше первоначальное определение,  очевидно, не дает однозначной  характеристики для этой области  науки. Оно лишь ставит новые  вопросы и открывает парадоксы  в области, одной из главных  задач которой является поиск  самоопределения. Однако проблема  поиска точного определения ИИ  вполне объяснима. Изучение искусственного  интеллекта - еще молодая дисциплина, и ее структура, круг вопросов  и методики не так четко  определены, как в более зрелых  науках, например, физике.

 

 Искусственный интеллект  призван расширить возможности  компьютерных наук, а не определить  их границы. Одной из важных  задач, стоящих перед исследователями,  является поддержание этих усилий  ясными теоретическими принципами.

 

 Из-за специфики проблем  и целей искусственный интеллект  не поддается простому определению.  Поэтому на первых порах просто  опишем его как спектр проблем  и методологий, изучаемых разработчиками  систем искусственного интеллекта. Это определение может показаться  глупым и бессмысленным, но  оно отражает важный факт: искусственный  интеллект, как и любая наука,  является сферой интересов человека, и лучше всего рассматривать  его в этом контексте. 

 

 Любая наука, включая  ИИ, рассматривает некоторый круг  проблем и разрабатывает подходы  к их решению. Краткое изложение  истории искусственного интеллекта, рассказ о личностях и их  гипотезах, положенных в основу  этой науки, поясняет, почему некоторые  проблемы стали доминировать  в этой области и почему  для их решения были взяты  на вооружение методы, описываемые  в этой книге. 

 

Искусственный интеллект: история  развития и области приложения

 

 Слушайте далее и  вы еще более изумитесь ремеслам  и богатствам природы, открытым  мною. Величайшим было такое: в  старину, если человек заболевал,  у него не было защиты против  болезни, ни исцеляющей еды,  ни питья, ни мази; люди вымирали  от отсутствия лекарств, но я  показал им, как смешивать мягкие  ингредиенты, чтобы изгонять всяческие  хвори...

 

 Это я сделал видимыми  для человеческих очей пылающие  знаки в небесах, что до тех  пор были в тумане. Недра земли,  скрытое благословение человечества, медь, железо, серебро и золото - осмелится  ли кто-нибудь заявить, что  он открыл их ранее меня? Я  уверен, никто, если он не лжец. Говоря кратко: все ремесла, что  есть у смертных, идут от Прометея.

 

- Эсхил (Aeschylus), Прикованный Прометей

 

Отношение к интеллекту, знанию и человеческому мастерству

 

 Прометей говорит о  результатах своего неповиновения  богам Олимпа: его целью было  не только украсть огонь для  людей, но и просветить их  посредством дара ума, nous, или же "сообразительности". Интеллект является основой всех разработанных человеком технологий и цивилизации вообще. Работа классического греческого драматурга иллюстрирует глубокую и давнюю уверенность в необычайной силе знания. Искусственный интеллект применяется во всех сферах наследия Прометея: медицине, психологии, биологии, астрономии, геологии и многих областях науки, которые Эсхил не в силах был себе представить.

 

 Хотя поступок Прометея  освободил людей от невежества, он навлек на него гнев Зевса.  За кражу знаний, прежде принадлежавших лишь богам Олимпа Зевс приказал приковать Прометея к голой скале, чтобы стихии причиняли ему вечные страдания. Мысль о том, что человеческое стремление к знаниям является проступком перед богами или природой, прочно укоренилась в западной философии. На ней основана история Эдема, она пронизывает сочинения Данте и Мильтона. И Шекспир, и древнегреческие трагики считали амбиции разума причинами всех бедствий. Упорная вера в то, что жажда знаний в конечном счете приведет к катастрофе, пережила и эпоху Возрождения, и век Просвещения и даже научные и философские открытия XIX и XX веков. Поэтому не стоит удивляться тому, что в научных и общественных кругах не утихает бурная полемика по поводу искусственного интеллекта.

 

 И вправду, современная  технология не развеяла древний  страх губительных последствий  интеллектуального честолюбия, она,  скорее, сделала их более вероятными, а может, и неотвратимыми. Легенды  о Прометее, Еве, Фаусте пересказываются  на языке технологического общества. В своем предисловии к работе "Франкенштейн" (которая, кстати, носит подзаголовок "Современный  Прометей") Мэри Шелли пишет: 

 

"Я была верным молчаливым  слушателем долгих бесед между  лордом Байроном и Шелли. В  одной из них обсуждались различные  философские доктрины, в частности,  сущность первопричин жизни, возможность  их постижения и изучения. Они  говорили об экспериментах доктора  Дарвина (я имею в виду не  то, что действительно делал доктор, а то, что ему приписывали), который  хранил вермишель в стеклянной  емкости, пока она не начала  сама двигаться каким-то непостижимым  образом. Это не значит, что  таким образом можно дать жизнь.  Но, должно быть, возможно оживить труп. Об этом свидетельствует гальванизм: может быть, и можно изготовить составные части создания, соединить их вместе и наполнить живительным теплом". [Buttler, 1998]

 

 Шелли демонстрирует  нам, в какой мере научные  достижения, такие как работы  Дарвина и открытие электричества,  убедили даже далеких от науки  людей в том, что творения  природы не являются божественной  тайной - их можно "разбирать"  и систематически изучать. Чудовище  Франкенштейна - не продукт шаманских  заклинаний или сделок с преисподней;  его собрали из отдельно "изготовленных"  компонентов и наполнили живительной  силой электричества. Хотя наука  девятнадцатого века не способна  была понять цель изучения  принципов и создания в полной  мере разумного агента, она признавала  мысль, что тайны жизни и  разума можно приоткрыть с  помощью научного анализа. 

 

Историческая  подоплека 

 

 К тому времени как  Мэри Шелли окончательно и,  вероятно, бесповоротно соединила  современную науку с мифом  о Прометее, философские корни  современных работ в сфере  искусственного интеллекта развивались  уже несколько тысячелетий. Хотя  моральные и культурные проблемы, поднятые искусственным интеллектом,  интересны и важны, данное введение  в большей степени касается  интеллектуального наследия ИИ. Логической отправной точкой  этой истории можно считать  гений Аристотеля, или, как его  называл Данте, "мастера тех,  кто знает". Аристотель объединил  интуитивное понимание, тайны  и предчувствия ранней греческой  традиции с тщательным анализом  и строгим мышлением, которому  суждено было стать стандартом  для современной науки. 

 

 Для Аристотеля наиболее  пленительным аспектом природы  была ее изменчивость. В работе "Физика" он определил свою "философию природы" как  "изучение изменяющихся вещей". Он делал различие между материей  и формой: например, скульптура сделана  из материи бронзы и имеет  форму человека. Изменение происходит  в тот момент, когда бронзе  придают другую форму. Разделение  материи и формы представляет  философский базис для современных  научных концепций, таких как  символьное исчисление или абстракция  данных. В любом исчислении (даже  в работе с числами!) мы манипулируем  образами, которые являются формой  электромагнитной материи, а изменения  формы этой материи передают  аспекты процесса решения. Абстрагирование  формы от средства ее представления  не только позволяет производить  вычисления над этой формой, но  и служит основой теории структур  данных - ядра современных компьютерных  наук.

 

 В своей работе "Метафизика" Аристотель разработал теории  неизменных вещей - космологию  и теологию. Но ближе всего  к искусственному интеллекту  подходит аристотелевская эпистемология,  или наука познания, обсуждаемая  в его "Логике". Аристотель  считал эту книгу важным инструментом  познания, поскольку чувствовал, что  основой знания является изучение  самой мысли. В "Логике" рассматриваются  вопросы истинности суждений  на основе их взаимосвязи с  другими истинными утверждениями.  Например, если известно, что "все  люди смертны" и "Сократ- человек", то можно заключить, что "Сократ - смертен". В этом примере силлогизма используется дедуктивное правило modus ponens. Хотя формальная аксиоматизация логических рассуждений в полном объеме представлена лишь в работах Готлоба Фреге, Бертрана Рассела, Курта Геделя, Алана Тьюринга, Альфреда Тарского и других, корни этих работ можно проследить вплоть до Аристотеля.

 

 Идеи Ренессанса, основанные  на греческой традиции, дали толчок  развитию иного, мощного представления  о человечестве и его роли  в природе. На смену мистицизму  как средству объяснения вселенной  пришел эмпиризм. Часы (а следовательно, и расписание работы фабрик) заменили собой ритм природы для тысяч городских жителей. Большинство современных социальных и физических теорий уходят корнями к идее о возможности математического анализа и постижимости природных или искусственных процессов. В частности, ученые и философы поняли, что мышление само по себе как образ представления знаний является трудным, но принципиальным предметом для научного изучения.

 

 Должно быть, главным  событием в развитии современных  представлений стала революция,  произведенная Коперником, - замена  древней геоцентрической модели  вселенной, где Земля и другие  планеты на самом деле вращаются  вокруг Солнца. После столетий  господства "очевидности", в которой  научное объяснение природы и  космоса согласовывалось с религиозным  учением и здравым смыслом,  была предложена радикально иная (и вовсе не очевидная) модель, объясняющая движение небесных  тел. Возможно в первый раз  наши представления о мире  рассматривались как фундаментально  отличные от их видимости. Этот  разрыв между человеческим разумом и окружающей его реальностью, между понятиями о вещах и самими вещами принципиален для современной теории интеллекта и его организации. Эта брешь была расширена работами Галилея, чьи научные наблюдения еще более расходились с "очевидными" истинами о мире, и чье развитие математики как инструмента для описания мира усилило разрыв между миром и нашими идеями о нем. Именно из этой "бреши" развивалось современное представление о формировании разума: самоанализ стал важным мотивом в литературе, философы начали изучать эпистемологию и математику, и систематизированное применение научного метода стало соперничать с чувствами как орудиями познания мира.

Информация о работе Искусственный интеллект. Философский анализ