Искусственный интеллект. Философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание

В настоящее время практически невозможно указать ни одной, сферы человеческой деятельности, где бы не использовались или не могли быть использованы ЭВМ. При этом возникают вопросы: «Какой вид работы принципиально не могут выполнить современные ЭВМ и почему?», «Какие сферы, уровни человеческой деятельности не подвластны автоматизации?», «Каковы перспективы развития и использования ЭВМ?»

Содержание

Введение
Первая глава
История вопроса
Современное состояние проблемы
Логика методологических объектов
Вторая глава. Онтология объекта
Всеобщая характеристика объекта
Сущность объекта
Классификация объекта
Третья глава. Диалектика объекта
История объекта
Противоречивость объекта
Развитие объекта
Четвертая глава. Антропология объекта
Объект и человек
Объект и общество
Объект и личность
Заключение
Примечания
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 97.07 Кб (Скачать документ)

 

 Хотя в XVII и XVIII столетиях  было получено немало результатов  в эпистемологии и смежных  областях, ограничимся рассмотрением  работ Рене Декарта. Декарт  является центральной фигурой  в развитии современных концепций  мышления и разума. В своих  знаменитых "Размышлениях" Декарт  сделал попытку найти основу  реальности исключительно методами  когнитивной интроспекции. Отвергая  информацию, поступающую от органов  чувств, как неблагонадежную, Декарт  был вынужден подвергнуть сомнению  даже существование физического  мира и остался наедине с реальностью мысли. Ему пришлось доказывать существование самого себя: "Cogito ergo sum" ("Я мыслю, следовательно, существую").

 

 После того как он  достоверно установил свое собственное  существование как мыслящей сущности, Декарт вывел существование Бога  как творца и, в конечном  счете, подтвердил реальность  физической вселенной как необходимого  творения Господа. 

 

 Здесь можно сделать  два интересных наблюдения. Во-первых, раскол между физическим миром  и его интеллектуальным осмыслением  стал таким значительным, что  появилась возможность рассматривать  процесс мышления отдельно от  чувственного восприятия или  предмета осмысления. Во-вторых, связь  между разумом и физическим  миром стала столь тонкой, что  понадобилось вмешательство всемилостивого  Бога, чтобы дать достоверное  знание о физическом мире! Это  понимание дуализма разума и  физического мира пронизывает  всю картезианскую мысль, включая  открытие аналитической геометрии.  Как иначе Декарт мог объединить  столь "практичную" область  математики, как геометрия, с таким  абстрактным математическим основанием, как алгебра? 

 

 Почему эта философская  дискуссия включена в книгу  по искусственному интеллекту? Для  ИИ особое значение имеют два  важных следствия этих работ. 

 

 Разделив разум и  физический мир, Декарт и его  последователи установили, что строение  идей о мире не обязательно  соответствует изучаемому предмету. На этом основывается методология  ИИ, а также эпистемологии, психологии, большей части высшей математики  и современной литературы: ментальные  процессы существуют сами по  себе, подчиняются своим законам  и могут изучаться посредством  себя же.

 

 Поскольку разум и  тело оказались разделенными, философы  сочли нужным найти способ  воссоединить их, ведь взаимодействие  между умственным, res cogitans, и физическим, res extensa, необходимо для человеческого существования.

 

 По поводу проблемы "ума и тела" были написаны миллионы трудов и было предложено множество решений, однако ни одно из них не смогло успешно объяснить очевидные взаимодействия между умственными состояниями и физическими действиями. Наиболее приемлемый ответ на этот вопрос, дающий необходимое основание для изучения ИИ, состоит в том, что ум и тело вовсе не принципиально разные сущности. Согласно этой точке зрения ментальные процессы происходят в таких физических системах, как мозг (или компьютер). Умственные процессы, как и физические, можно, в конечном счете, охарактеризовать с помощью формальной математики. Или, как сказал философ XVII века Гоббс (1651), "мышление есть лишь расчет".

 

Развитие логики

       Поскольку мышление стало рассматриваться как форма вычислений, последующими шагами в его изучении стали формализация и окончательная механизация. В XVIII в. Готфрид Вильгельм фон Лейбниц в работе "Calculus Philosophicus" представил первую систему формальной логики, а также соорудил машину для автоматизации ее вычислений [Leibniz, 1887]. Эйлер в начале восемнадцатого века в своем анализе задачи о ке-нигсбергских мостах (см. введение в главу 3) создал учение о представлениях, которые абстрактно отражают структуру взаимосвязей реального мира [Euler, 1735].

      Формализация теории графов также сделала возможным поиск в пространстве состояний (state space search) - основной концептуальный инструмент искусственного интеллекта. Графы можно использовать для моделирования скрытой структуры задачи. Узлы графа состояний (state space graph) представляют собой возможные стадии решения задачи; ребра графа отражают умозаключения, ходы в игре или другие шаги в решении.

      Решение задачи - это процесс поиска пути к решению на графе состояний (см. раздел 1.3 и главу 3). Описывая все пространство решений задачи, графы состояний предоставляют мощный инструмент для измерения структурированности и сложности проблем., адшиш. эффективности, корректности и общности стратегий решения.

      Как один из основоположников науки исследования операций, а также разработчик первых программируемых механических вычислительных устройств, математик XIX в. Чарльз Бэббидж может также считаться одним из первых практиков искусственного интеллекта [Morrison и Morrison, 1961]. "Разностная машина" Бэббиджа являлась специализированным устройством для вычисления значений некоторых полиномиальных функций и была предшественницей его "аналитической машины". Аналитическая машина, спроектированная, но не построенная при жизни Бэббиджа, была универсальным программируемым вычислительным устройством, которое предвосхитило многие архитектурные положения современных компьютеров.

      Описывая аналитическую машину, Ада Лавлейс [Lovelace, 1961], друг Бэббиджа, его помощница и единомышленница, отмечала:

      "Можно сказать, что аналитическая машина плетет алгебраические узоры подобно тому, как станок Жаккарда ткет узоры из цветов и листьев. В этом, как нам кажется, заключается куда больше оригинальности, чем в том, на что могла бы претендовать разностная машина".

       Бэббиджа вдохновляло желание применить технологию его времени для освобождения людей от рутины арифметических вычислений. В этом отношении, как и в представлении о вычислительных машинах как механических устройствах, Бэббидж рассуждал всецело с позиций XIX века. Тем не менее его аналитическая машина также основывалась на многих идеях современности, таких как разделение памяти и процессора ("склад" и "мельница", в терминах Бэббиджа), концепция цифровой, а не аналоговой машины и программируемость, основанная на выполнении серий операций, закодированных на картонных перфокартах. Отличительная черта описания Ады Лавлейс и работы Бэббиджа в целом - это отношение к "узорам" алгебраических взаимосвязей как сущностям, которые могут быть изучены, охарактеризованы, наконец, реализованы и подвергнуты механическим манипуляциям без заботы о конкретных значениях, которые проходят через "мельницу" вычислительной машины. Это и есть реализация принципа "абстракции и манипуляции формой", впервые описанного Аристотелем.

      Целью создания формального языка для описания мышления задавался также Джордж Буль, математик XIX столетия, чью работу необходимо упомянуть при рассмотрении истоков искусственного интеллекта [Boole, 1847, 1854]. Хотя Буль внес вклад во множество областей математики, его наиболее известным открытием стала математическая формализация законов логики- свершение, сформировавшее самую сердцевину современных компьютерных наук. Роль булевой алгебры в проектировании логический цепей хорошо всем известна, однако цели самого Буля в разработке его системы по духу ближе к современному ИИ. В первой главе книги "Исследование законов мышления, на которых основываются математические теории логики и вероятностей" Буль описывает свои цели следующим образом.

     Исследовать фундаментальные законы таких операций разума, какими совершается рассуждение: дать им выражение в символическом языке исчисления и на этом основании воздвигнуть науку логики и обучать логическому методу; ...наконец, из различных элементов истины, усмотренной в этих изысканиях, составить некоторые вероятные догадки касательно природы и склада человеческого ума.

      Значимость работы Буля состоит в необычайной силе и простоте предложенной им системы. Три операции: "И" (обозначаемая * или л), "ИЛИ" (обозначаемая + или v) и "НЕ" (обозначаемая символом -0 составляют ядро его логического исчисления. Эти операции стали базой для последующего развития формальной логики, включая разработку современных компьютеров. Сохраняя значения этих символов практически идентичными соответствующим логическим операциям, Буль отмечал, что "символы логики относятся к специальному закону, к которому символы количества как таковые не имеют отношения". Этот "закон" утверждает, что для каждого элемента X алгебры Х*Х=Х (поскольку мы знаем истинность чего-либо, повторение не может изменить это знание). Это привело к ограничению булевых значений всего до двух чисел, которые удовлетворяют этому уравнению, - 1 и 0. Стандартные определения операций булевого умножения (И) и сложения (ИЛИ) следуют из этих соображений.

       Булева система не только легла в основу двоичной арифметики, но и показала, что необычайно простая формальная система может передать полную мощь логики. Это предположение и система, разработанная Булем для демонстрации этого факта, стали фундаментом для всех попыток современности формализовать логику, от работы [Whitehead и Russell, 1950], последующих работ Тьюринга и Геделя до современных систем автоматических рассуждений.

       Готлоб Фреге (Frege) в своих "Основах арифметики" [Frege, 1884] создал ясный и точный язык спецификации для описания основ арифметики. С помощью этого языка Фреге формализовал многие вопросы, затронутые ранее в аристотелевской "Логике". Язык Фреге, сейчас именуемый исчислением предикатов первого порядка, служит инструментом для записи теорем и задания значений истинности, которые образуют элементы математических умозаключений и описывают аксиоматический базис "смысла" этих выражений. Предполагалось, что формальная система исчисления предикатов, которая включает символы предикатов, теорию функций и квантированных переменных, станет языком для описания математики и ее философских основ. Она также сыграла принципиальную роль в создании теории представления для искусственного интеллекта (см. главу 2). Исчисление предикатов первого порядка обеспечивает средства автоматизации рассуждений: язык для построения выражений, теорию, позволяющую судить об их смысле, и логически безупречное исчисление для вывода новых истинных выражений.

     Работа Рассела и Уайтхеда особенно важна для фундаментальных принципов ИИ, поскольку заявленной ими целью было вывести из набора аксиом путем формальных операций всю математику. Хотя многие математические системы строились на основе аксиом, интересно отношение Рассела и Уайтхеда к математике как к чисто формальной системе. Это означает, что аксиомы и теоремы должны рассматриваться исключительно как наборы символов: доказательства должны выводиться лишь посредством применения строго определенных правил для манипулирования такими строками. При этом исключается использование интуиции или "смысла" теорем в качестве основы доказательств. Каждый шаг доказательства следует из строгого применения формальных (синтаксических) правил к аксиомам или уже выведенным теоремам, даже если в традиционных доказательствах этот шаг назывался "очевидным". Смысл, содержащийся в теоремах и аксиомах системы, имеет отношение только к внешнему миру и совершенно не зависит от логического вывода. Такой полностью формальный (реализуемый техническими средствами) подход к математическим умозаключениям предоставил существенную основу для его автоматизации в реальных вычислительных машинах. Логический синтаксис и формальные правила вывода, разработанные Расселом и Уайтхедом, лежат в основе систем автоматического доказательства теорем, рассматриваемых в главе 12, а также составляют теоретические основы искусственного интеллекта.

      Альфред Тарский (Tarski) - еще один математик, чьи работы сыграли принципиальную роль в процессе формирования искусственного интеллекта. Тарский [Tarski, 1944, 1956] создал теорию ссылок (theory of reference), согласно которой правильно построенные формулы (well-formed formulae) Фреге или РасселаУайтхеда определенным образом ссылаются на объекты реального мира (см. главу 2). Эта концепция лежит в основе большинства теорий формальной семантики. В работе "Семантическая концепция истинности и основание семантики" Тарский описывает свою теорию ссылок и взаимосвязей между значениями истинности. Современные исследователи компьютерных наук связали эту теорию с языками программирования и другими компьютерными реалиями [Burstall и Darlington, 1977].

     Хотя в XVIII-XIX вв. и начале XX в. формализация науки и математики создала интеллектуальные предпосылки для изучения искусственного интеллекта, он не стал жизнеспособной научной дисциплиной до появления цифровых вычислительных машин. К концу 1940-х гг. электронные цифровые компьютеры продемонстрировали свои возможности в предоставлении памяти и процессорной мощности, требуемой для интеллектуальных программ. Стало возможным реализовать формальные системы рассуждений в машине и эмпирически испытать их достаточность для проявления разумности. Существенной составляющей теории искусственного интеллекта является взгляд на цифровые компьютеры как на средство создания и проверки теорий интеллекта.

     Но цифровые компьютеры - не только рабочая лошадка для испытания теорий интеллекта. Их архитектура наталкивает на специфичное представление таких теорий: интеллект - это способ обработки информации. Например, концепция поиска как методики решения задач обязана своим появлением в большей степени последовательному характеру компьютерных операций, нежели какой-либо биологической модели интеллекта. Большинство программ ИИ представляют знания на некотором формальном языке, а затем обрабатывают их в соответствии с алгоритмами, следуя заложенному еще фон Нейманом принципу разделения данных и программы. Формальная логика возникла как важный инструмент представления для исследований ИИ, равно как теория графов играет неоценимую роль в анализе пространства, а также предоставляет основу для семантических сетей и схожих моделей. Эти методы и формализмы детально обсуждаются в последующих главах книги. Здесь они упоминаются для подчеркивания симбиотических отношений между цифровыми компьютерами и теоретическими основами искусственного интеллекта.

      Мы часто забываем, что инструменты, которые мы создаем для своих целей, влияют своим устройством и ограничениями на формирование наших представлений о мире. Такое казалось бы стесняющее наш кругозор взаимодействие является важным аспектом развития человеческого знания: инструмент (а научные теории, в конечном счете, тоже инструменты) создается для решения конкретной проблемы. По мере применения и совершенствования инструмент подсказывает другие способы его использования, которые приводят к новым вопросам и, в конце концов, разработке новых инструментов.

Информация о работе Искусственный интеллект. Философский анализ