Искусственный интеллект. Философский анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:55, реферат

Описание

В настоящее время практически невозможно указать ни одной, сферы человеческой деятельности, где бы не использовались или не могли быть использованы ЭВМ. При этом возникают вопросы: «Какой вид работы принципиально не могут выполнить современные ЭВМ и почему?», «Какие сферы, уровни человеческой деятельности не подвластны автоматизации?», «Каковы перспективы развития и использования ЭВМ?»

Содержание

Введение
Первая глава
История вопроса
Современное состояние проблемы
Логика методологических объектов
Вторая глава. Онтология объекта
Всеобщая характеристика объекта
Сущность объекта
Классификация объекта
Третья глава. Диалектика объекта
История объекта
Противоречивость объекта
Развитие объекта
Четвертая глава. Антропология объекта
Объект и человек
Объект и общество
Объект и личность
Заключение
Примечания
Литература

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 97.07 Кб (Скачать документ)

 

Тест Тьюринга

 

     Одна из первых работ, посвященных вопросу о машинном разуме в отношении современных цифровых компьютеров, "Вычислительные машины и интеллект" была написана в 1950 г. британским математиком Аланом Тьюрингом и опубликована в журнале "Mind" [Turing, 1950]. Она не теряет актуальности, как по части аргументов против возможности создания разумной вычислительной машины, так и по части ответов на них. Тьюринг, известный в основном благодаря своим трудам по теории вычислимости, рассмотрел вопрос о том, можно ли заставить машину действительно думать. Отмечая, что фундаментальная неопределенность в самом вопросе (что такое "думать"? что такое "машина"?) исключает возможность рационального ответа, он предложил заменить вопрос об интеллекте более четко определенным эмпирическим тестом.

     Тест Тьюринга сравнивает способности предположительно разумной машины со способностями человека- лучшим и единственным стандартом разумного поведения. В тесте, который Тьюринг назвал "имитационной игрой", машину и ее человеческого соперника (следователя) помещают в разные комнаты, отделенные от комнаты, в которой находится "имитатор" (рис. 1.1). Следователь не должен видеть их или говорить с ними напрямую - он сообщается с ними исключительно с помощью текстового устройства, например, компьютерного терминала. Следователь должен отличить компьютер от человека исключительно на основе их ответов на вопросы, задаваемые через это устройство. Если же следователь не может отличить машину от человека, тогда, утверждает Тьюринг, машину можно считать разумной.

     Изолируя следователя от машины и другого человека, тест исключает предвзятое отношение - на решение следователя не будет влиять вид машины или ее электронный голос. Следователь волен задавать любые вопросы, не важно, насколько окольные или косвенные, пытаясь раскрыть "личность" компьютера. Например, следователь может попросить обоих подопытных осуществить довольно сложный арифметический подсчет, предполагая, что компьютер скорее даст верный ответ, чем человек. Чтобы обмануть эту стратегию, компьютер должен знать, когда ему следует выдать ошибочное число, чтобы показаться человеком. Чтобы обнаружить человеческое поведение на основе эмоциональной природы, следователь может попросить обоих субъектов высказаться по поводу стихотворения или картины. Компьютер в таком случае должен знать об эмоциональном складе человеческих существ.

 

 Этот тест имеет  следующие важные особенности. 

1. Дает объективное понятие  об интеллекте, т.е. реакции заведомо  разумного существа на определенный  набор вопросов. Таким образом,  вводится стандарт для определения  интеллекта, который предотвращает  неминуемые дебаты об "истинности" его природы. 

 

2. Препятствует заведению  нас в тупик сбивающими с  толку и пока безответными  вопросами, такими как: должен  ли компьютер использовать какие-то  конкретные внутренние процессы, или же должна ли машина  по-настоящему осознавать свои  действия.

 

3. Исключает предвзятость  в пользу живых существ, заставляя  опрашивающего сфокусироваться исключительно на содержании ответов на вопросы.

 

 Благодаря этим преимуществам,  тест Тьюринга представляет собой  хорошую основу для многих  схем, которые используются на  практике для испытания современных  интеллектуальных программ. Программа,  потенциально достигшая разумности  в какой-либо предметной области,  может быть испытана сравнением  ее способностей по решению  данного множества проблем со  способностями человеческого эксперта. Этот метод испытания всего  лишь вариация на тему теста  Тьюринга: группу людей просят  сравнить "вслепую" ответы компьютера  и человека. Как видим, эта методика  стала неотъемлемым инструментом как при разработке, так и при проверке современных экспертных систем.

     Тест Тьюринга, несмотря на свою интуитивную притягательность, уязвим для многих оправданных нападок. Одно из наиболее слабых мест - пристрастие в пользу чисто символьных задач. Тест не затрагивает способностей, требующих навыков перцепции или ловкости рук, хотя подобные аспекты являются важными составляющими человеческого интеллекта. Иногда же, напротив, тест Тьюринга обвиняют в попытках втиснуть машинный интеллект в форму интеллекта человеческого. Быть может, машинный интеллект просто настолько отличается от человеческого, что проверять его человеческими критериями - фундаментальная ошибка? Нужна ли нам, в самом деле, машина, которая бы решала математические задачи так же медленно и неточно, как человек? Не должна ли разумная машина извлекать выгоду из своих преимуществ, таких как большая, быстрая, надежная память, и не пытаться сымитировать человеческое познание? На самом деле, многие современные практики ИИ (например [Ford и Hayes, 1995]) говорят, что разработка систем, которые бы выдерживали всесторонний тест Тьюринга, - это ошибка, отвлекающая нас от более важных, насущных задач: разработки универсальных теорий, объясняющих механизмы интеллекта людей и машин и применение этих теорий к проектированию инструментов для решения конкретных практических проблем. Все же тест Тьюринга представляется нам важной составляющей в тестировании и "аттестации" современных интеллектуальных программ.

      Тьюринг также затронул проблему осуществимости построения интеллектуальной программы на базе цифрового компьютера. Размышляя в терминах конкретной вычислительной модели (электронной цифровой машины с дискретными состояниями), он сделал несколько хорошо обоснованных предположений касательно ее объема памяти, сложности программы и основных принципов проектирования такой системы. Наконец, он рассмотрел множество моральных, философских и научных возражений возможности создания такой программы средствами современной технологии. Отсылаем читателя к статье Тьюринга за познавательным и все еще актуальным изложением сути споров о возможностях интеллектуальных машин.

      Два возражения, приведенных Тьюрингом, стоит рассмотреть детально. "Возражение леди Лавлейс", впервые сформулированное Адой Лавлейс, сводится к тому, что компьютеры могут делать лишь то, что им укажут, и, следовательно, не могут выполнять оригинальные (читай: разумные) действия. Однако экспертные системы (см. подраздел 1.2.3 и главу 7), особенно в области диагностики, могут формулировать выводы, которые не были заложены в них разработчиками. Многие исследователи считают, что творческие способности можно реализовать программно.

      Другое возражение, "аргумент естественности поведения", связано с невозможностью создания набора правил, которые бы говорили индивидууму, что в точности нужно делать при каждом возможном стечении обстоятельств. Действительно, гибкость, позволяющая биологическому разуму реагировать практически на бесконечное количество различных ситуаций приемлемым, если даже и не оптимальным образом - отличительная черта разумного поведения. Справедливо замечание, что управляющая логика, используемая в большинстве традиционных компьютерных программ, не проявляет великой гибкости или силы воображения, но неверно, что все программы должны писаться подобным образом. Большая часть работ в сфере ИИ за последние 25 лет была направлена на разработку таких языков программирования и моделей, призванных устранить упомянутый недостаток, как продукционные системы, объектные системы, сетевые представления и другие модели, обсуждаемые в этой книге.

       Современные программы ИИ обычно состоят из набора модульных компонентов, или правил поведения, которые не выполняются в жестко заданном порядке, а активизируются по мере надобности в зависимости от структуры конкретной задачи. Системы обнаружения совпадений позволяют применять общие правила к целому диапазону задач. Эти системы необычайно гибки, что позволяет относительно маленьким программам проявлять разнообразное поведение в широких пределах, реагируя на различные задачи и ситуации.

      Можно ли довести гибкость таких программ до уровня живых организмов, все еще предмет жарких споров. Нобелевский лауреат Герберт Саймон сказал, что большей частью своеобразие и изменчивость поведения, присущие живым существам, возникли скорее благодаря сложности их окружающей среды, чем благодаря сложности их внутренних "программ". В [Simon, 1981] Саймон описывает муравья, петляющего по неровной, пересеченной поверхности. Хотя путь муравья кажется довольно сложным, Саймон утверждает, что цель муравья очень проста: вернуться как можно скорее в колонию. Изгибы и повороты его пути вызваны встречаемыми препятствиями. Саймон заключает, что:  "Муравей, рассматриваемый в качестве проявляющей разумное поведение системы, на самом деле очень прост. Кажущаяся сложность его поведения в большей степени отражает сложность среды, в которой он существует".

       Эта идея, если удастся доказать применимость ее к организмам с более сложным интеллектом, составит сильный аргумент в пользу простоты, а следовательно, постижимо-сти интеллектуальных систем. Любопытно, что, применив эту идею к человеку, мы придем к выводу об огромной значимости культуры в формировании интеллекта. Интеллект, похоже, не взращивается во тьме, как грибы. Для его развития необходимо взаимодействие с достаточно богатой окружающей средой. Культура так же необходима для создания человеческих существ, как и человеческие существа для создания культуры. Эта мысль не умаляет могущества наших интеллектов, но подчеркивает удивительное богатство и связь различных культур, сформировавших жизни отдельных людей. Фактически на идее о том, что интеллект возникает из взаимодействий индивидуальных элементов общества, основывается подход к ИИ, представленный в следующем разделе.

 

Биологические и  социальные модели интеллекта: агенты

 

       Итак, мы рассмотрели математический подход к задаче построения интеллектуальных устройств, подразумевающий, что основой самого интеллекта являются логические умозаключения, а также основанный на "объективности" самих логических рассуждений. Этот взгляд на знание, язык и мышление отражает традицию рационализма западной философии, развитую в работах Платона, Галилея, Декарта, Лейбница и многих других философов, упомянутых ранее в этой главе. Также он отражает неявные предположения теста Тьюринга, особенно его взгляд на символьные рассуждения как критерий интеллекта, и веру, что "лобовое" сравнение с человеческим поведением пригодно для подтверждения интеллекта машины.

      Опора на логику как способ представления языка и логические выводы как основной механизм разумных рассуждений настолько доминирует в западной философии, что их "истинность" часто кажется очевидной и неоспоримой. Поэтому не удивительно, что подходы, основанные на этих предположениях, главенствуют в науке искусственного интеллекта от ее зарождения до сегодняшнего дня.

      Во второй половине XX века устои рационализма пошатнулись. Философский релятивизм в разных своих формах задавался вопросом об объективном базисе языка, науки, общества и самой мысли. Философия поздних работ Виттгенштейна [Wittgenstein, 1953] вынудила пересмотреть понятие смысла в естественных и формальных языках. Труды Геделя и Тьюринга подвергли сомнению основания самой математики. Постмодернистские идеи изменили наши взгляды на значимость и ценность в художественном и социальном контекстах. Искусственный интеллект также стал жертвой подобной критики. Действительно, трудности, которые встали на пути ИИ к его целям, часто рассматриваются как свидетельства ошибочности рационалистического взгляда [Winograd и Floras, 1986], [Lakoff и Johnson, 1999].

       Две философские традиции- Виттгенштейна с Гуссерлем [Husserl, 1970, 1972] и Хайдеггера [Heidegger, 1962] являются основополагающими в этом пересмотре западной философии. В своей работе Виттгенштейн затронул многие допущения рационалистской традиции, включая основания языка, науки и знания. Естественный язык был главным предметом анализа Виттгенштейна. Этот философ опровергает мнение, что смысл человеческого языка можно вывести из каких-либо объективных основ.

       В трудах Виттгенштейна, как и в теории речи (speech act theory), развитой Остином [Austin, 1962] и его последователями [Grice, 1975], [Searle, 1969], значение любого высказывания зависит от человеческого, культурного контекста. Значение слова "сиденье", к примеру, зависит от наличия физического объекта, который можно применить для сидения на нем, а также культурных соглашений об использовании сидений. Когда, например, большой плоский камень можно назвать сиденьем? Почему нелепо так называть королевский трон? Какая разница между человеческим пониманием "сиденья" и пониманием кота или собаки, которые в человеческом смысле сидеть не могут? Атакуя основы смысла, Виттгенштейн утверждал, что мы должны рассматривать использование языка посредством выбора и действий в изменчивом культурном контексте. Виттгенштейн даже распространил свою критику на науку и математику, утверждая, что они в такой же мере общественные конструкции, как и языки.

        Гуссерль, отец феноменологии, рассматривал абстракции как объекты, укоренившиеся в конкретном "жизненном мире": рационалистская модель отодвигает конкретный поддерживающий ее мир на второй план.

 Для Гуссерля, как и для его ученика Хайдеггера и их сторонника Мерло-Понти [Merleau-Ponty, 1962], интеллект заключался не в знании истины, а в знании, как вести себя в постоянно меняющемся и развивающемся мире. Таким образом, в экзистенциалистско-феноменологической традиции интеллект рассматривается скорее с точки зрения выживания в мире, чем как набор логических утверждений о мире (в сочетании со схемой вывода).

        Многие авторы, например Дрейфусы [Dreyfus и Dreyfus, 1985], а также Виноград и Флорес [Winograd и Flores, 1986], опирались на работы Виттгенштейна, Гуссерля и Хайдеггера в своей критике ИИ. Хотя многие практики ИИ продолжают разработку рациональнологической программной системы (также известной как GOFAI, или Good Old Fashioned AI - старый-добрый ИИ), все возрастающее число исследователей этой области, приняв во внимание эту критику, строят новые занимательные модели интеллекта. Придерживаясь идей Виттгенштейна об антропологических и культурных корнях знания, они обратились к социальным моделям интеллектуального поведения, иногда называемым ситуативными.

        Пример альтернативы логическому подходу - исследования в области коннекционистского обучения (см. подраздел 1.2.9 и главу 10), в которых логике и работе рационального разума уделяется мало внимания, но сделана попытка достичь разумности посредством моделирования архитектуры реального мозга. В нейронных моделях интеллекта упор делается на способность мозга адаптироваться к миру, в котором он существует, с помощью изменений связей между отдельными нейронами. Знание в таких системах не выражается явными логическими конструкциями, а представляется в неявной форме, как свойство конфигураций таких взаимосвязей.

Информация о работе Искусственный интеллект. Философский анализ