Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:23, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ феномена культуры в книге О. Шпенглера
Задачи курсовой работы:
1) показать истоки культуры и ее начала в традиции ницшеанства у О. Шпенглера
2) Рассмотреть культурно – органицистскую концепцию О. Шпенглера
3) Показать идею циклического развития и упадка культуры
4) Рассмотреть концепцию трагизма судьбы культуры
5) Показать нигилистическую тенденцию в формировании философии культуры О. Шпенглера
Стр.
Введение……………………………………………………………..
2
1
Истоки культуры и ее начала в традиции ницшеанства у О.Шпенглера ………………………………………………………...
11
1.1
Культурно-органицистская концепция в "Закате Европы" ………
15
1.2
Идея циклического развития и упадка культуры …………………
18
1.3
Концепция трагизма судьбы культуры ……………………………
27
1.4
Нигилистическая тенденция в формировании философии культуры О. Шпенглера ……………………………………………
29
Заключение ………………………………………………………….
32
Список использованных источников………………………………
Сущностной характеристикой, как Аполлона, так и Диониса является способность воодушевлять людей, рождая образы различного порядка. Именно поэтому Ницше и обозначил два противоположных начала бытия и художественного творчества, как "аполлоническое" и "дионисическое". Большие города были статуарными государствами.
"Жизнь была чисто органической, необходимейшим и осуществленным выражением души: теперь она становится неорганической, бездушной, подчиненной опеке рассудка. Это признавали – и тут лежит наиболее типическая ошибка самочувствования всякой цивилизации – как некоторое завершение. Однако этот дух человечества мировых городов являет собой отнюдь не возвышение душевной стихии, а некоторый остаток, который обнаруживается после того, как вся органическая полнота остального умерла и распалась".[34] От Ницше взял идеи о апполонической культуре Греции. И он, как и Шпенглер говорит, что одной из причин сгубления греческой античной культуры стала боязнь перед открытым миром, ощущая трагичность бытия. Аполлоновское и дионисийкое начала как бы спасали греков от этого воззрения, давали выход истинным чувствам. Но пришла "собирательная" культура европейцев с культом "униженных" и уничтожила "сильных" греков. Но так как "униженные" свергли путем хитрости "сильных", то европейскую культуру христианства ждет кризис из-за нигилизма распространяемым все тем же христианством. И самое главное то, что европейская цивилизация с 19 века начнет вырождаться в цивилизацию.
В итоге подавленные цивилизацией малые общества, сохранившие первоначальную самобытность, восстают и в итоге становятся новой культурой. "Крестьянство, связанное корнями своими с самой почвой, живущее вне стен больших городов, которые отныне – скептические, практические, искусственные – одни являются представителями цивилизации, это крестьянство уже не идет в счет. "Народом" теперь считается городское население, неорганическая масса, нечто текучее. Крестьянин отнюдь не демократ - ведь это понятие так же есть часть механического городского существования – следовательно, крестьянином пренебрегают, осмеивают, презирают и ненавидят его. После исчезновения старых сословий, дворянства и духовенства, он является единственным органическим человеком, единственным сохранившимся пережитком культуры".[35] "Ницше был, конечно, совершенно прав: аттическая трагедия возникла из полноты жизни. Переносить с достоинством неизбежное, оставаться мужем и героем перед лицом судьбы и богов — таково было аполлоновское чувствование".[36]
Культура жива до тех пор, пока она сохраняет глубоко интимную, сокровенную связь с человеческой душой. Душа культуры живёт не сама по себе, а лишь в душах людей, живущих смыслами и ценностями данной культуры. Само направление "философия жизни" было мировоззренческой реакцией на кризис европейских "сциентистских" ценностей, его продуктом и формой проявления. Ценой отказа от научности "философия жизни" стремилась сохранить за философией важнейшую социальную функцию обоснования духовно-практических, ценностно-мировоззренческих ориентиров в новых исторических условиях. Свою историческую миссию "философия жизни" начинает с тотальной, радикальной переоценки европейских ценностей, осуществлённой Ницше. Как и Ницше, Шпенглера относят к иррационалистической философии из-за мифологического представления о цикличности развития жизни. Такое представление было присуще древнегреческим мыслителям, которые связывали свои философские взгляды с мифологией. Старые ценности, нормы рассматриваются как стагнации, агония культуры, а новые ценности порождены новой жизнью с новыми ценностями, моралью и т.д. Сам Ницше называет этот процесс нигилизмом, в котором выражается идеал "сверхчеловека", совершенно новый идеал, который присущ новой жизни.
Шпенглер вообще относится скептически ко всем ценностям современной ему Европы, превращает их подобно Ницше в образы принадлежащих к определенной эпохе.
Как мы видим, одна из тенденций – выражение нигилизма, от ницшианских начал характерна и для Шпенглера. Старые ценности изживают себя, смена ценностей, бесконечное развитие культур в цивилизации – бесконечный процесс, декаданс. Упадок культуры тесно связан с этим недеалектичным процессом в мире, ибо является не подвластный человеческому разуму.
Заключение
Западная культура и ее душа одинока, поэтому стремится к всеохвату, экспансии. Это отдаляет от культурных начал и становится началом упадка культуры. Сегодня она уже объединяет множество других культур, которые подверглись влиянию Европы. Все достижения европейской цивилизации становятся общими, но так же и кризисы и недостатки, так кризис и упадок одной цивилизации становится общим.
На этом фоне рождается нигилизм, где происходит переоценка всех европейских ценностей, они поставлены под сомнение. Возрождаются новые идеалы, более близкие к пониманию античной культуры. Им присущ нелинеарный механизм развития культуры, развития и процессы не поддаются рационалистической оценке, да и этого нигилизм, не требует.
В этом заключается трагицизм культуры, так как дух человека должен подчинятся культурным символам, это отягощает его свободу. Объединение чего-либо под одной идеей или же культурой порождает такую же отягощенность. Здесь культура становится цивилизацией и она застывает, распадаются все ценности, мораль и начинается новый виток циклического развития.
В итоге каждый прасимвол культуры принадлежащий к определенной культуре смешивается, образуя новые связи, появляется общее сознание. Но оно порождается не только цивилизацией, но и культурами, но когда они смешиваются, происходит редуцирование того сознания, которое непригодно. Это рождает внутренние конфликты которые становятся внешними кризисами. Став большим организмом цивилизация как любое природное существо подвержено всем метаморфозам жизни. Цивилизация как старый организм умрет, на смену ему придет новый организм-культура, который построит на былых останках свою цивилизацию.
Таким образом, все типы культур подвержены такому сценарию развития.
Шпенглер взял акцент внимания на западноевропейской культуре в силу ее индивидуальных черт, которые остаются актуальны по сей день. Например, ощущение одиночества, экспансия от которой страдают, прежде всего, другие культуры. Европоцентризм еще во времена Шпенглера начал порождать глобализацию, поэтому я считаю, что он остановил свой взгляд именно на западноевропейской культуре и дал многоговорящее название своей знаменитой работе "Закат Европы".
Список использованный источников
1. Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М., 1993. Т. 1
2. Бердяев Н. Предсмертные мысли Фауста. // Лит. газета. 1989. №12, 22 марта
3. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990
4. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985
5. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993
6. О судьбе культуры: [Из книги "Закат Европы", т. 1] // Культурология: Учебное пособие. Мн.: ТетраСистемс, 2003
7. Ортега - и - Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991
8. Освальд Шпенглер - Всемирно-исторические перспективы очерки морфологии, мировой истории, Айрис-пресс, М 2004.
9. Освальд Шпенглер и закат Европы: Сборник статей Н.Бердяева, Я.Букшпана, Ф.Степуна и С.Франка. М.: Берег, 1922
10. Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880–1936) // Новая и новейшая история. 1996. № 3,
11. Сидорина Т.Ю. Философия кризиса // Философия: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2003.
12. Сорокин П. Социодинамика культуры // Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1902
13. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, И. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. М., 1989.
14. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991
15. Философский энциклопедический словарь.- М.: СЭ, 1983
16. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
17. Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. - Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т. 1
[1] О.Шпенглер. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 437
[2]Там же, С. 5
[3] Сидорина Т.Ю. Философия кризиса // Философия: Учебник для вузов. 3-е изд. М., 2003. С 48
[4] О. Шпенглер. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 289
[5] О. Шпенглер Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 264
[6] Свасьян К.А. Освальд Шпенглер и его реквием по Западу. - Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993. Т.1 С. 32
[7] Сидорина Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т.Ю. Сидорина. - М.: Флинта: Наука, 2003. С 23
[8] Ортега - и - Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 137
[9] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991, С. 248.
[10] Там же С. 254
[11] Бердяев Н.А. «Предсмертные мысли Фауста» // Лит. Газ. 1989. 22 марта. №12., С. 6
[12] Освальд Шпенглер и закат Европы: Сборник статей Н.Бердяева, Я.Букшпана, Ф.Степуна и С.Франка. М.: Берег, 1922, С. 45-46
[13] Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880–1936) // Новая и новейшая история. 1996.
№ 3, С. 10
[14] О. Шпенглер Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль,
1993, С. 46
[15] Там же С. 50
[16] Там же С. 465
[17] Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М., 1993. Т. 1. С. 247
[18] Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 97
[19] Бергсон А. Материя и память // Бергсон А. Собр. соч. в 4-х т. М., 1993. Т. 1. С. 276
[20] Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 310
[21] Патрушев А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера (1880–1936) // Новая и новейшая история. 1996. № 3,
С. 8
[22] Там жеС.11
[23] О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 344
[24] О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993,С. 460
[25]О. Шпенглер;Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993,
С. 461 -462.
[26]Там же, С. 465
[27] О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 482
[28]О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993,. 500
[29] Там же, стр 504
[30] О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 532
[31] О.Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С.533-534
[32] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С.164
[33] Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре//Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 174
[34] Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 465
[35] О. Шпенглер; Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность / Пер. с нем. К.А.Свасьян. М.: Мысль, 1993, С. 463.
[36]Там же, С. 466-467
Информация о работе Истоки культуры и ее начала в традиции ницшеанства у О.Шпенглера