Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:31, реферат
В данном реферате мы подробно разберём тему: «русская философия», познакомимся с её главными представителями, узнаем об особенностях этого периода.
1. Введение………………………………………………………… 3
2. Особенности и периодизация русской философии…………… 4-7
3. Истории русской философии: главные персоны и сюжеты……7-17
4. Революционно-демократические направления………………... 17-20
5. Философия русского космизма………………………………… 20-22
6. Заключение………………………………………………………. 23
7. Список литературы……………………………………………… 24
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОЛЖСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(ФИЛИАЛ)
ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛГОГРАДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ
ЕСТЕСТВЕННЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
КАФЕДРА
ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Философия»
Выполнила: студентка I курса
очного отделения
юридического факультета
(группа Ю-101)
Кутько А.В.
Проверила:
к.ф.н.
Гловятинская М.Д.
Волжский 2010
Содержание
Введение
История философии — раздел философии, изучающий исторические типы философии. В его рамки включены как философские системы отдельных философов, так и развитие их взглядов в рамках философских школ.
Термин история философии применяется также как обозначающий процесс развития философской мысли в целом, в соответствии с определёнными временными периодами и существующими в них философскими тенденциями.
От истории философии как процесса возникновения и развития философского знания следует отличать возникшую еще в древности область философского знания, реконструирующую этот процесс, описывающую его и теоретически его осмысливающую, то есть историю философии как науку. Иногда говорят о философии истории философии. Одним из первых историков философии в этом смысле является Аристотель, давший в первой книге «Метафизики» своего рода историко-философский экскурс.
В данном реферате
мы подробно разберём тему: «русская философия»,
познакомимся с её главными представителями,
узнаем об особенностях этого периода.
Особенности
и периодизация русской
философии
Развитие мировой
философии представляет собой единый
процесс, закономерности которого определяются
ходом истории и связаны с
выявлением все новых и новых
проблем, требующих философского осмысления.
История философии в этом смысле
также обладает существенной неоднородностью.
Отсюда - необходимость определения
специфических черт той или иной
национальной философской школы. Особое
значение эта проблема имеет для
России, потому что ее историческое
и культурное развитие всегда отличалось
существенной непредсказуемостью, не
укладывалось в традиционные схемы
и образцы: очень часто долгие
периоды упадка и застоя в ее истории
сменялись периодами
Как же русская
философия соотносится с
Но, чтобы понять самое главное, нужно установить серьезные, глубокие различия между традициями западного и русского философствования. Это позволяет в общем виде сформулировать основные характерные признаки нашей национальной философии:
1. Первой и
главной особенностью русской
философии является
Во-первых, ориентация
на западную культуру решительно определилась
только с принятием Русью
Во-вторых, христианство на Русь пришло из Византии в его восточном варианте, в форме православия. В этом акте проявилось стремление сохранить определенную дистанцию в отношении культурной и религиозной традиций, характерных для западной Европы. Не следует забывать и о том, что в течение нескольких столетий Россию от западноевропейских стран отгораживала религиозная нетерпимость между западной и восточной церквами.
4
Углублению разносторонних связей с Западом мешали также почти 300-летнее татаро-монгольское иго, его негативные последствия.
В результате русская мысль вплоть до XVII в. развивалась замкнуто, если не считать архаического влияния афонских монахов (от Афона - "Святой горы" на с.-в. Греции, центра православного монашества). Даже богословская схоластика в российские духовные учебные заведения проникла только в XVII в., когда Запад уже располагал полнокровными философскими системами. В России, в отличие от передовых европейских стран, возникновение светской культуры, естествознания и философии, свободной от религии, запоздало на 200-300 лет. Однако религиозные формы сознания давали о себе знать и в последующее за XI-XVII вв. время, во всяком случае, на протяжении всего XVIII в.
В-третьих, достаточно
позднее внедрение православия
на Руси и необычный способ его
принятия ("сверху") препятствовали
однозначному господству христианских
идей. В процессе усвоения они причудливо
соединились с глубоко
2. Вторая характерная
черта русской философии:
Нечто подобное наблюдалось и в понимании человека. Русский человек, с одной стороны, непосредственно принадлежит временному, материальному бытию, с другой, столь же непосредственно, интимно связан с Богом, т.е. укоренен в вечном, духовном бытии.
Эта же черта
характеризует и восприятие истории
в русской философии. История
в ней осознается не только в ее
эмпирическом, зримом воплощении как
процесс всестороннего
Причем, осознание
противоречий, укорененных в мире,
человеке и истории, не приводит к
их разрешению или хотя бы к сглаживанию,
а только более остро выявляет
трагизм человеческого
3. В качестве
третьей отличительной черты
русской философии необходимо
отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО
5
В западной философии с XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, "научный" метод изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической философии.
В русской философии рационалистический метод никогда не был основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех крупных русских философов, которые вполне укладывались в классическую рационалистическую традицию, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочеталась с художественной образностью и апелляцией к интуиции, выходящей за пределы возможного для рационального мышления. Это особенно характерно для В. С. Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И. Ильина, П. Флоренского и др.
4. Из третьей
вытекает еще одна, четвертая,
особенность русской философии:
5. В XVIII-XIX вв.
Россия из-за ее отсталости
сохраняла феодальные
6. Сопоставление
условий русской жизни с
6
Русская философия самобытна, достаточно оригинальна, плюралистична и актуальна. С XI по XX вв. в ней можно выделить ряд периодов, в рамках которых она характеризовалась определенной устойчивостью, известным единообразием: