Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:31, реферат
В данном реферате мы подробно разберём тему: «русская философия», познакомимся с её главными представителями, узнаем об особенностях этого периода.
1. Введение………………………………………………………… 3
2. Особенности и периодизация русской философии…………… 4-7
3. Истории русской философии: главные персоны и сюжеты……7-17
4. Революционно-демократические направления………………... 17-20
5. Философия русского космизма………………………………… 20-22
6. Заключение………………………………………………………. 23
7. Список литературы……………………………………………… 24
Для Просветительства же, как специфического типа неклассической буржуазной идеологии, наличие в нем социалистических элементов еще более естественно. Самая исходная установка просветителей найти новую общественную форму свободного объединения людей, коренным образом отличную от принудительного их объединения в рамках феодально-средневекового строя, но в то же время и отличную от форм, предлагаемых индивидуалистически ориентированными буржуазными мыслителями, предпочтение просветителями общего блага, общего интереса сравнительно с благом,
19
интересом частным не могли не вести к появлению в рамках просветительства зародышей социалистических идей.
Зародыш социализма есть и там, где начинается критика капитализма. Такая критика наметилась еще в рамках ренессансного гуманизма; еще более заметной она стала у просветителей. Первоначально просветительская критика буржуазного общества касалась немногих еще его сторон и велась, как правило, с моральной или эстетической, "общечеловеческой" точки зрения.
У большинства
просветителей XVIII в. объем социалистических
идей сравнительно невелик. У других
весьма значительный (Мабли, Морелли),
но их социализм не выводит еще
их за общие рамки просветительского
типа мировоззрения. В XIX в. дело существенно
изменилось. Появились деятели, которые,
начав в качестве просветителей,
перерастали Просветительство и
переходили на утопическо-социалистические
позиции. Такой путь, например, проделал
ряд немецких левогегельянцев. Но другие
просветители, включив в свое мировоззрение
довольно значительный объем социалистических
идей, не выходили тем не менее за
рамки Просветительства.
Философия
русского космизма
Космическое ощущение
русского народа глубокими корнями
уходит в далекую древность. Вопросы,
которые волновали древних
От чего зачался нам белый свет?
От чего зачалося солнце праведное?
От чего зачался светел месяц?
Основой русского донаучного космизма являлась аграрная деятельность. В магических ритуалах, фольклорных образах выражалось стремление людей активно воздействовать на космические силы в желательном для них направлении.
Русский космизм как научный, философский, религиозный и культурный феномен сложился в главных своих чертах во второй половине XIX в., хотя термин этот закрепился в литературе только в 60-е годы нашего столетия. Это было связано со значительным прорывом в теоретическом и практическом освоении космоса, с полетами Ю.А. Гагарина и других космонавтов. Под их влиянием возник большой интерес к работам основоположника космонавтики К.Э. Циолковского, к трудам его предшественников и учеников.
В русском космизме
выделяют три основных течения: 1) религиозно-философское,
2) естественнонаучное и 3) литературно-художественное.
Религиозно-философское представлено
Н.Ф. Федоровым, В.С. Соловьевым, С.Н. Булгаковым,
Н.А. Бердяевым, Н.О. Лосским, Е. Блаватской
и др. В рамках естественнонаучного течения
философские идеи космизма развивались
Н.А. Умовым, В.И. Вернадским, К.Э. Циолковским,
Н.Г. Холодным, А.Л. Чижевским и др. В трудах
этих ученых не только осознается потребность
в разработке новой картины мира, но и
предпринимаются попытки для ее создания.
Литературно-художественное направление
отражает поиск связей между истиной и
смыслом человеческого существования.
К его представителям относятся прежде
всего В.А. Левшин, С.П. Дьяков, В.Ф. Одоевский,
А.В. Сухово-Кобылин, Н.К. и Е.И. Рерихи.
20
Под космизмом обычно понимается совокупность представлений и понятий о мире, о бытии человека и мира в их единстве, о характере взаимосвязей в мировоздании и т.д. Поскольку такой взгляд на мир присущ любой развитой культуре, постольку русский космизм можно рассматривать как часть общекультурного общечеловеческого целого. Однако он обладал и своим собственным, особым видением мира, так как космическое миросозерцание было оплодотворено русской идеей.
Русский космизм есть по существу реакция философов и ученых на «опустынивание» земли и опустошение человека. Его цель - построение мировоззрения, способного выдвинуть на первый план связь между жизнью и разумом, человеком и космосом. Он ставит проблему единства человека и космоса, космической природы человечества и последствий многообразной человеческой деятельности. Философия русского космизма обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека.
Основные проблемы космизма: 1) связь человеческого сознания (души) и космоса, 2) место разума во Вселенной, 3) новая космическая этика, 4) множественность разумных миров и единство всех слоев бытия, 5) тема кочующего человечества, 6) развитие космонавтики, 7) космическая экология и др.
В русле русского космизма возник взгляд на человека не только как на общественное существо, но и как на существо космическое, эволюционирующее вместе с космосом. В нем отстаивается этическое положение о том, что высшим благом может быть только жизнь, озаренная высокой духовностью.
В отличие от широкого распространенного постулата механистического мировоззрения «мир есть громадный механизм» в космическом органическом мировоззрении «мир есть живой организм». Поэтому в русском космизме утверждается такой взгляд на мир, при котором Вселенная и человек соизмеримы, а душа и космос - однопорядковые явления. Земная, человеческая природа неотделима от вселенского целого.
Особое место в разработке идей русского космизма занимает Н.Ф. Федоров (1829-1903). Главная идея его космизма - это мотив дела, обоснованный в «Философии общего дела». Космос для Федорова является христианским, он не дан, а задан, поскольку ныне является неразумным, беспорядком и хаосом. Такое состояние космоса является следствием падения человека и оно может быть устранено, если весь мир между людьми и богом будет освещен сознанием и управляем волей.
В проекте мыслителя основное внимание уделяется четырем моментам: 1) овладение природой, 2) переустройство человеческого организма, 3) управление космическими процессами и 4) «воскрешение отцов», т.е. возвращение людям жизни, отнятой у них людьми или природой в процессе войн, голода, природный стихий и т.д.
Природа в силу падшести человека является его врагом. Для избежания этого необходимо заняться регуляцией природы силами науки и техники. По мнению мыслителя, человечество должно объединиться для борьбы со слепыми силами природы.
Федоров считал, что «воскрешение отцов» является высшей нравственностью, превращение догматов христианства в заповеди. Считая христианскую идею личного спасения неверной, он настаивал на соборном, всеобщем спасении.
Представителем
естественнонаучной ветви «космической
философии» является К.Э. Циолковский
(1857-1935). В своих работах «Причина
космоса», «Монизм Вселенной», «Будущее
Земли и человечества»он
21
Свою философию он называл «монизмом», для которого космос является живым существом, а человек - союз атомов, блуждающих во Вселенной. Обсуждая многие глобальные проблемы, Циолковский считал, что одним из возможных путей предотвращения гибели человечества является освоение космического пространства. Средством для решения этой задачи может стать, по его мнению, создание ракетно-космической техники.
Важной составной
частью космической философии
ие проекты Циолковского были техническим приложением «космической философии».
Таким образом,
русский космизм впервые в
истории мировой мысли стал обосновывать
идею единения людей не на теоретических
доктринах социально-
22
Заключение
Своеобразие
развития философии в России связано
прежде всего с тем, что здесь
меньшее место было уделено проблемам
гносеологии, познанию в целом и
пр., а на первый план выходит социально-
Философия XX в. в России проходит под знаком господства идей марксизма (Г.В. Плеханов, А.А. Богданов, В.И. Ленин), в этот период происходит становление философии диалектического и исторического материализма.
После
революции в России наступил догматический
период бесконечной интерпретации трудов
классиков марксизма, а позже марксизма-ленинизма
и сталинизма. Все же необходимо отметить,
что и в этих условиях философские изыскания
в нашей стране не стояли вдали от магистральных
линий развития мировой философии, в них
обнаруживаются те же течения и тенденции.
Попыткой своеобразного ухода от идеологии
явилось развитие прежде всего историко-философской
проблематики, а также вопросов эпистемологии,
логики и философии науки.
23