Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 20:31, реферат
В данном реферате мы подробно разберём тему: «русская философия», познакомимся с её главными представителями, узнаем об особенностях этого периода.
1. Введение………………………………………………………… 3
2. Особенности и периодизация русской философии…………… 4-7
3. Истории русской философии: главные персоны и сюжеты……7-17
4. Революционно-демократические направления………………... 17-20
5. Философия русского космизма………………………………… 20-22
6. Заключение………………………………………………………. 23
7. Список литературы……………………………………………… 24
Пользуясь староотеческой
терминологией, Киреевский соотносит
указанные разновидности разума
с «внешним человеком» и «внутренним
человеком». Западное просвещение, доказывает
он, под опекой католичества сделало
ставку на «внешнего человека», в
котором все раздроблено, а православное
просвещение стремится
Таким образом,
Запад, по мнению Киреевского, вполне сознательно
и целенаправленно культивирует
сухой формализм и холодный рассудок.
А в итоге «рациональный
Единство разума Киреевский не противопоставляет чувству, и прежде всего, нравственному чувству. Одно из проявлений болезни западной культуры он видит в том, что западное просвещение, будучи основано на распавшихся силах разума, не имеет отношения к нравственности человека. Более того, мышление, отделенное от сердечного стремления, становится игрой, «развлечением для души». И чем «глубже» такое мышление, тем легкомысленнее делает оно человека [21].
«Длинный разговор о философии с Ив. Киреевским, — писал в связи с этим Герцен. — Глубокая, сильная, энергическая до фанатизма личность. Наука, по его мнению, — чистый формализм, самое мышление — способность формальная, оттого огромная сторона истины, ее субстанциальность, является в науке только формально и, след., абстрактно, не истинно или бедно истинно. ... Слово есть также формальное выражение, не исчерпывающее то, что хочешь сказать, а передающее односторонне.. А Киреевский хочет спасения старого во имя несостоятельности науки» [22].
11
Надо сказать,
что феномен, над которым размышляет
Киреевский, был хорошо известен европейской
философии XVIII—XIX века. Это атомизация
индивидов в гражданском
Но Киреевский не просто фиксирует пороки Западной Европы, но тут же указывает на их антитезу в лице России. По сути, Киреевский противопоставляет Россию и Европу, а вернее, он противопоставляет то, что было принято называть «азиатчиной» или «китаизмом», цивилизованному «гражданскому обществу». И если в последнем, как он пишет, сплошные раздвоения, а именно «раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение ... общественного и частного», то в России, напротив, «преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного» [23].
Здесь нужно
подробнее рассмотреть
Далее Зеньковский говорит, что пафос нового пути, указанного Хомяковым и Киреевским, неотделим от пафоса отказа от старого пути, по которому шла Западная Европа. Под «новым» здесь имеется в виду проникновение православия во всю культуру, а под «старым» — секуляризм, отделивший, к примеру, церковь от школы и государства. Таким же «новым» у славянофилов является патриархальный уклад жизни, в отличие от «старого» буржуазного уклада, т. е. гражданского общества.
Как мы видим, все
тут с точностью до наоборот. После
Великой Французской революции
упраздненные феодальные порядки стали
именовать «старым режимом». Но для
славянофилов «старый режим» — это
то, что утвердилось в Европе в
ходе буржуазных революций. А «новое»
— как раз то, что тогда упраздняли.
Указанное противоречие не стоит
воспринимать как простую нелепость.
За ним стоит уверенность в
том, что в утраченной патриархальной
жизни было мощное жизненное начало,
которому уступает западная формальная
демократия. И те же славянофилы, а
за ними Достоевский, будут говорить
о духовной мощи восточного христианства,
которому, безусловно, уступает современное
позитивно-научное мышление.
12
«Все, что есть
существенного в душе человека, —
писал Киреевский, — вырастает
в нем общественно» . И это общественное,
а точнее общинное начало, которое
в дальнейшем будут именовать
«соборностью», еще не погибло в
русской жизни. Киреевский скептически
относился к формальному
Стоит отметить,
что Киреевский не относил себя к
истинным «славянофилам». В одном
из писем он признавался, что «славянофильский
образ мыслей» он разделяет лишь
отчасти. В других же вопросах ему
ближе мнение западника Грановского.
Можно предположить, что с наиболее
последовательными
Алексей Степанович
Хомяков (1804—1860) родился в семье
помещика. Его мать была урожденной
Киреевской. Подобно своему дальнему
родственнику Ивану Киреевскому, он
учился и воспитывался в основном
дома. Уже в раннем детстве выявились
многочисленные таланты Хомякова: он
с одинаковым успехом занимался
иностранными языками, фехтованием, математикой,
словесностью, сочинял неплохие стихи.
В 1819 Хомяков пишет свой первый литературный
труд — перевод тацитовой «Германии»
Свои философские воззрения Хомяков изложил в работе «Семирамида», название которой возникло довольно случайно. Поначалу Хомяков задумал собственное историософское учение, которое он не рассчитывал когда-нибудь закончить и опубликовать. Он писал его для собственного удовольствия, показывая написанное друзьям и знакомым. Но однажды Гоголь, прочитав в рукописи имя Семирамиды, возвестил всем: «Алексей Степанович Семирамиду пишет!». Так возникло название этого произведения, которое было даже не столько философским, сколько историческим и богословским. Другим его известным произведением была статья с характерным названием «О старом и новом», в которой, по сути, высказаны все основные идеи Хомякова и славянофильства в целом.
Обычно А.С. Хомякова представляют как мыслителя, продолжавшего и развивавшего философские идеи Киреевского. Но на деле его взгляды сложились задолго до того, как Киреевский обратился к староотеческой традиции. И в отличие от Киреевского, он не пребывал в долгих духовных поисках. Он не пережил периода «увлечения» Западом, как Киреевский, или увлечения позитивной наукой, как В.Соловьев.
С юности будучи
человеком очень религиозным, Хомяков
последовательно
13
государство, потеряв святость свою, переставало представлять собою нравственную мысль; церковь, лишившись всякого действия и сохраняя только мертвую чистоту догмата, утратила сознание своих живых сил и память о своей высокой цели» .
Творчество Хомякова — воплощенная антитеза исходному тезису Чаадаева. Всем, включая образ жизни, он стремился доказать: Россия призвана дать урок другим народам, как нужно жить. С этой целью он и создавал свою «Семирамиду», в которой история разных народов объясняется, исходя из различий религиозного порядка.
Оригинальность
позиции Хомякова в том, что он
делит все религии на две основные
группы: кушитскую и иранскую. Существенное
различие между этими группами религий,
по его мнению, определяется не количеством
богов или особенностями
Итак, христианство,
согласно учению Хомякова, наиболее полно
выразило сущность иранства. Но после
его разделения на три конфессии
«начало свободы» уже не принадлежит
всей церкви. В разных направлениях
сочетание свободы и
Истоками «загнивания» западного христианства Хомяков считал житейский практицизм, индивидуализм и рационализм, взятые на вооружение католичеством. Вот что он пишет о Западной церкви, пытавшейся двигаться по пути прогресса. «Связанная с бытом житейским и языческим на Западе, она долго была темною и бессознательною, но деятельною и сухо-практическою; потом, оторвавшись от Востока и стремясь пояснить себя, она обратилась к рационализму, утратила чистоту, заключила в себе ядовитое начало будущего падения, но овладела грубым человечеством, развила его силы вещественные и умственные и создала мир прекрасный, соблазнительный, но обреченный на гибель, мир католицизма и реформатства» [27].
Спасением от указанных
напастей, согласно Хомякову, может
быть консерватизм. И преимущество
православия он видит именно в
том, что оно смогло законсервироваться.
«Иная была судьба, — пишет он,
— у церкви восточной. Долго боролась
она с заблуждениями
14
Но на почве византийской, или «греческой», как выражается Хомяков, православное христианство не смогло полностью выразить свою суть. «Христианство жило в Греции, — пишет он, — но Греция не жила христианством» [29]. Свою истинную почву, утверждает он, христианство обрело именно там, где царит «русский дух».
В рассуждениях Хомякова о церкви как «духовном организме» чувствуется влияние Шеллинга. Но в трактовке ее как единства многообразия Хомяков демонстрирует знание гегелевской диалектики. Тем не менее, как и Киреевский, он не приемлет Гегеля за отрыв его философии от реальной жизни, т. е. за ту самую спекулятивность, с которой будут не согласны самые разные европейские мыслители — Фейербах, Киркегор, Маркс...
Диалектика единства во множественности выступает у Хомякова не только принципом религиозной жизни. Соборность, утверждает он, разворачивает и утверждает себя во всех областях жизни христиан: в семье, в общественных отношениях, в отношениях между государствами и прочее. Органичное развитие России объясняется у него тем, что православие здесь породило специфическую социальную организацию — сельскую общину, по-другому, «мир». В общинном устройстве русской жизни он видит следующую важную черту русского народа, определяющую его особый путь в истории. Сельская община, доказывал он, сочетает в себе два начала: хозяйственное и нравственное. В хозяйственной области община, или «мир», выступает организатором сельскохозяйственного труда: решает вопросы вознаграждения за работу, заключает сделки с помещиками, несет ответственность за исполнение государственных повинностей и т.д. И та же «круговая порука» гарантирует членов общины от морального разложения, прививает им готовность постоять за общие интересы, честность и патриотизм, которые проявляются не столько сознательно, сколько инстинктивно, путем следования древним религиозным обычаям и традициям.