Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа
Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению.
-
группа 1 – обследуемые, для которых
проведение спортивно-
- группа 2 – отдыхающие, для которых проведение спортивно-оздоровительных мероприятий имело среднюю степень эффективности;
-
группа 3 – лица, для которых спортивно-
При
этом эффективность спортивно-
А) с исходными показателями биохимического статуса
Б) с
исходными показателями ВСР
В) с
исходными показателями психологического
статуса
Рис.7. Взаимосвязь эффективности спортивно-оздоровительных мероприятий.
Анализ выявленных зависимостей позволяет выделить наиболее существенные механизмы формирования и проявления максимальной эффективности при использовании различных видов спортивного оздоровления. Так, эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий определяется исходной величиной функциональных резервов, характеризующихся состоянием энергопластического обмена активностью стресс-лимитирующих механизмов защиты структурно-функциональной целостности клеточных мембран и органов, регуляторным потенциалом нейроэндокринной системы по поддержанию адаптивных свойств организма.
Совокупный анализ математических зависимостей на основе показателей ВСР позволяет утверждать, что адаптивная успешность в проведении спортивно-оздоровительной рекреации отмечается у лиц с исходно высокой вариабельностью ритма и большими показателями, характеризующими тонус парасимпатического отдела ВНС. Данные зависимости свидетельствуют о более высоком уровне самоорганизации биосистемы, интеграции ее регуляторных влияний по поддержанию гомеостаза, расширению диапазона резервных возможностей организма в условиях тренирующих воздействий.
Результаты исследования корреляционных зависимостей показателей психологического статуса позволяют заключить, что эффективность спортивно-оздоровительных мероприятий во многом определяется исходной выраженностью астенических проявлений, преобладание которых сопряжено с существенным уменьшением функциональных резервов и регуляторных возможностей организма. Наблюдаемые при астении повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, психастенические и депрессивные тенденции, уменьшение силы и подвижности нервных процессов, замедленное восстановление функций сердечно-сосудистой и респираторной систем, дисбаланс нейроэндокринной регуляции, свидетельствуют об ограничении эффективности регуляции компенсаторных реакций организма и требует целенаправленной восстановительной коррекции (В.В.Куликовский,1994; Е.Б.Шустов, 1997).
Для
построения классификационных уравнений
эффективности спортивно-
-4,0 -2,0 0 2,0 4,0 6,0
Рис. 8. Области вероятного распределения координат отдыхающих с различной эффективностью спортивно-оздоровительных мероприятий (по переменным биохимического статуса).
Примечание: 1 - вероятная область координат лиц с низкой эффективностью
2 - вероятная область координат лиц со средней эффективностью
3 - вероятная область координат лиц с высокой эффективностью
Дискриминантные функции
F1= -0,0014*цАМФ+1,06*ЛДГ-0,0003*С
F2= -0,053*цАМФ+0,18*ЛДГ-0,0001*СО
Таблица 2.2.
Нормированные значения координат центроидов дискриминантных функций F1 и F2 и уровни вероятности реализации решающих правил.
Группы рекреантов | F1 | F2 | Уровень
вероятности |
Низкоэффективные | 2,1 | 0,6 | 86,7 % |
Среднеэффективные | 1,0 | -0,8 | 100 % |
Высокоэффективные | -3,0 | 0,2 | 100 % |
В
результате выполненного исследования
показана предикторная значимость биохимических,
физиологических и
При всем своем своеобразии деятельность человеческого индивида представляет собой систему, включенную в систему отношений общества. Вне этих отношений человеческая деятельность вообще не существует. Разумеется, что деятельность каждого отдельного человека зависит при этом от его места в обществе, от условий, выпадающих на его долю, от того, как она складывается в неповторимых индивидуальных обстоятельствах. А.Н. Леонтьев подчеркивает, что в обществе человек находит не просто внешние условия, к которым он должен приноравливать свою деятельность, но что сами эти общественные условия несут в себе мотивы и цели его деятельности, ее средства и способы; словом, что общество производит деятельность образующих его индивидов.
Изменения, происходящие в экономической и политической жизни нашего общества, неизбежно ведут к формированию нового социального заказа на выпускника школы. В Концепции модернизации российского образования указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме.
Исследования в области деятельности личности и в области организации исследовательской деятельности позволяют утверждать, что исследовательская деятельность выступает важным дидактическим средством активизации познавательной деятельности старшеклассников, активизации элементов профессиональной деятельности и формирования образа «Я».
Объединения
дополнительного образования
Туристско - познавательная деятельность старшеклассников понимается нами как взаимодействие субъектов (старшеклассники, наставники, родители) на основе индивидуальных особенностей личности старшеклассников и свободного выбора ими образовательной траектории. В результате у старшеклассников формируются исследовательские компетенции, культурные ценности и мировоззренческие установки, приобретается опыт рефлексии собственной деятельности в различных жизненных условиях.
М.И. Губанова, А.К. Маркова, В.А.Поляков, С.Н.Чистяков, А.В.Хуторской и другие исследователи указывают, что исследовательские компетенции являются неотъемлемой составной частью эмоциональной компетентности в различных сферах деятельности. Данный подход позволил нам сформулировать определение понятия «исследовательские компетенции» как заранее заданные социально значимые требования к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями».
В рамках данного подхода можно утверждать, что формирование исследовательских компетенций в объединениях дополнительного образования детей способствует эмоциональной ориентации старшеклассников и их последующего профессионального самоопределения.
Помимо этого, совершаемые самодеятельные путешествия позволяют формировать у старшеклассников социально-значимые потребности в сохранении окружающей среды, ненанесении вреда живой природе, рациональном использовании природных ресурсов, проведении природоохранных мероприятий и т.д. Таким образом, включается защитно-адаптивная функция туризма, призванная сохранить экологическое равновесие человека и природной среды. И здесь правомерно говорить о формировании экологической культуры старшеклассника.
В самодеятельном походе юный турист вынужден постоянно координировать собственные действия с остальными членами тургруппы. Взаимодействуя с ними, он обретает свое социальное качество, овладевает ценностями коммуникативной культуры через созданную в походе культурную среду, в результате чего происходит процесс его идентификации и социализации. О произошедшем в походе полноценном контакте старшеклассника с культурой можно говорить, когда он ощутил, осознал, принял ценности туристской общности, выступив в качестве их потребителя, когда осуществляемая деятельность стала ценностнозначима для него, внутренне переживаема, как необходимая и интересная, а не навязанная извне в виде «нагрузки».
Следует подчеркнуть один из важных факторов, стимулирующих социокультурную активность старшеклассника, – состояние влюбленности, которое приобретает свою актуальность в юношеском возрасте.
Рассматривая возможности удовлетворения потребности старшеклассника в уважении и признании, необходимо заметить, что ведущую роль в походе играют реальные качества членов тургруппы (туристские навыки, способность к общению, к установлению доверительных отношений, к коллективному взаимодействию и др.). И больше шансов стать реальным лидером к концу путешествия есть у того, кто лучше всех может приготовить еду, ориентироваться на маршруте, организовать интересный досуг, играть на гитаре, разбить бивак и пр. При этом полученные в школе регалии, социальный статус семьи старшеклассника уходят на задний план.