Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа
Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению.
Полученные факты позволили нам сделать вывод о том, что организация туристско - познавательной деятельности, способствующей эмоциональной ориентации старшеклассников средствами дополнительного образования детей, будет эффективной, если содержание, формы и методы организация туристско - познавательной деятельности будут профориентировать старшеклассников на приобретение определённого практического опыта исследовательского саморазвития, выраженного исследовательскими компетенциями.
На
операционально-деятельностном этапе
была реализована программа
Принцип эмоциональной направленности содержания туристско - познавательной деятельности старшеклассников на маршруте экспедиции реализовался в социально-профессиональных пробах походных туристских и краеведческих должностей (географов, историков, экологов, геологов, метеорологов, гидрологов, этнографов, биологов, краеведов, литературоведов, фотокорреспондентов и т.д.).
Индивидуализация организации туристско - познавательной деятельности предполагала выбор старшеклассниками тематики предстоящей работы, походной исследовательской должности, консультацию руководителя по составлению плана индивидуальной туристско - познавательной работы в контексте общей цели экспедиции. В дальнейшем руководитель рекомендовал источники информации по проблеме, раскрывал пути её поиска и анализа. Старшеклассники самостоятельно находили и составляли список литературы и других источников информации, принимали решение по их использованию в конкретных исследовательских ситуациях. Практика подтверждает, что при такой структуризации работы старшеклассники успешнее достигают поставленной цели, они углублённо изучают теорию, получают практические навыки исследования в различных предметных областях туристско-краеведческой сферы.
На операционально-деятельностном этапе через субъект-субъектный подход реализовался воспитательный компонент содержания туристско - познавательной деятельности старшеклассников, который предполагал в качестве ведущего ориентира и главного критерия успешности туристско - познавательной деятельности как средства эмоциональной ориентации не только знания, умения, навыки, но и формирование, и воспитание личностных качеств: нравственных, волевых, творческой активности, гражданственности, патриотизма и др.
На
контрольно-оценочном этапе
В
целом за период опытно-экспериментальной
работы в экспериментальной группе
количество старшеклассников со сформированными
когнитивно-мировоззренческими компетенциями
возросло на 32 %; с социально-адаптивными
– на 38 %; с операционально-
Таблица 2.4.
Динамика формирования исследовательских компетенций
Исследовательские компетенции |
Экспериментальная
группа 127 чел. (чел./%) |
Контрольная
группа 119 чел. (чел./%) | ||
до
эксперимента |
после
эксперимента |
до
эксперимента |
после эксперимента | |
Когнитивно-мировоззренческие | 34 / 27 | 75 / 59 | 31 / 26 | 32 / 27 |
Социально-адаптивные | 42 / 33 | 90 / 71 | 40 / 34 | 52 / 44 |
Операционально-технологические | 52 / 41 | 80 / 63 | 48 / 40 | 50 / 42 |
Информационно-коммуникативные | 82 / 64 | 95 / 75 | 76 / 64 | 82 / 69 |
При оценке эффективности эмоциональной ориентации старшеклассников средствами туристско - познавательной деятельности в туристско-краеведческой сфере по методике И.Г. Сенина определялся уровень сформированности у них просоциальных терминальных ценностей, отражающих индивидуальные социально одобряемые «предельные» жизненные цели, такие как: собственный престиж, высокое материальное положение, креативность, активные социальные контакты, развитие себя, достижения, духовное удовлетворение, сохранение собственной индивидуальности (табл. 2.5.).
Таблица 2.5.
Уровень сформированности у старшеклассников просоциальных терминальных ценностей (в баллах)
Просоциальные терминальные ценности | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Собственный престиж | 6,4 | 6,1 |
Высокое материальное положение | 8,3 | 7,3 |
Креативность | 5,6 | 5,4 |
Активные социальные контакты | 6,4 | 6,3 |
Развитие себя | 7,1 | 6,6 |
Достижения | 8,4 | 8,0 |
Духовное удовлетворение | 5,1 | 5,7 |
Сохранение собственной индивидуальности | 7,6 | 6,8 |
В терминальных ценностях старшеклассников прошедших и не прошедших социально-профессиональные пробы имеют место некоторые различия, в частности, для воспитанников объединений дополнительного образования по сравнению со старшеклассниками контрольной группы имеют большую личностную значимость такие ценности, как высокое материальное положение, сохранение собственной индивидуальности, развитие себя. Однако духовное удовлетворение ценится воспитанниками в меньшей степени.
Опытно-экспериментальная работа предполагала также выявление профессионально-ценностных ориентаций старшеклассников. Обобщённые показатели сформированности у старшеклассников профессионально-ценностных ориентаций, представлены в табл.2.6.
Таблица 2.6.
Показатели сформированности у старшеклассников профессионально- ценностных ориентаций
Показатели сформированности | Экспериментальная
группа 127 чел. (чел./%) |
Контрольная
группа 119 чел. (чел./%) | ||
до
эксперимента |
после
эксперимента |
до
эксперимента |
после эксперимента | |
Кем быть? (предпочтительные группы профессий) | ||||
ответили утвердительно | 94 / 74,0 | 108 / 85,1 | 83 / 69,7 | 87 / 73,1 |
затруднились ответить | 28 / 22,0 | 19 / 14,9 | 29 / 24,4 | 27 / 22,7 |
не ответили | 5 / 4,0 | - | 7 / 5,9 | 5 / 4,2 |
Каким быть? (востребованные профессиями качества) | ||||
ответили утвердительно | 75 / 59 | 98 / 77,2 | 64 / 53,8 | 69 / 58 |
затруднились ответить | 43 / 33,9 | 27 / 21,2 | 47 / 39,5 | 45 / 37,8 |
не ответили | 9 / 7,1 | 2 / 1,6 | 8 / 6,7 | 5 / 4,2 |
Зачем осваивать именно эту профессию? (личностно значимые ценности) | ||||
ответили утвердительно | 98 / 77, 2 | 111 / 87,4 | 86 / 72,3 | 90 / 75,6 |
затруднились ответить | 22 / 17,3 | 14 / 11,0 | 27 / 22,7 | 24 / 20,2 |
не ответили | 7 / 5,5 | 2 / 1,6 | 6 / 5,0 | 5 / 4,2 |
Результаты
опытно-экспериментальной
Обобщение
результатов опытно-
Туристско
- познавательная деятельность старшеклассников
– это деятельность, направленная на решение
ими конкретной проблемы, имеющей личностную
и практическую социальную значимость
и в процессе которой приобретаются знания
и формируются умения проведения исследования.
Особенность содержания туристско - познавательной
деятельности старшеклассников в объединениях
дополнительного образования детей туристско-краеведческого
профиля заключается в единстве его компонентов:
организационно-
Принципы организации туристско - познавательной деятельности старшеклассников в объединениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, основанные на индивидуально-личностном и компетентностном подходах, способствуют формированию знаний, умений, навыков, жизненно необходимых молодому человеку для ориентации в современном изменяющемся и противоречивом мире.
Объединения
дополнительного образования
Дифференцированный
и личностно-ориентированный
-
когнитивно-мировоззренческие:
Выполненная работа не исчерпывает решения всех вопросов, связанных с развитием эмоциональной ориентации старшеклассников средствами туристско - познавательной деятельности в дополнительном образовании детей. Она показала, что данная проблема – многоаспектна и поэтому нуждается в дальнейшем изучении. В последующем развитии проблемы перспективными можно считать следующие направления: создание более совершенных моделей по организации туристско - познавательной деятельности в объединениях дополнительного образования детей; дальнейший поиск эффективных технологий и средств формирования исследовательских компетенций; изучение и использование информационных технологий в образовательном процессе.