Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа
Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению.
Анализ туристских отчетов позволил отметить несомненную важность решения значимых социальных задач членами тургруппы в стимулировании их социально-культурной активности. Если в походе организовывается конкретная общественно-полезная деятельность старшеклассников (маркировка и оборудование туристских маршрутов, проведение рыбохозяйственного обследования озер и рек, выполнение заданий научно-исследовательских организаций, лесничеств, охотничьих хозяйств, музеев и пр.), если ее социальная значимость очевидна для них самих, и если они испытывают от нее позитивные эмоции, то это способствует осуществлению идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, преодолению недостатков в поведении, формирует положительное отношение к возложенным обязанностям.
Немаловажное место в самодеятельном туризме занимает проявление старшеклассником активности в стремлении к самовоплощению, к актуализации заложенных потенций. Этому, в большей степени, способствует ролевое распределение обязанностей в походе, которое позволяет обнаружить таланты юного путешественника, освоить многообразные навыки, способствующие его подготовке к жизни (кулинария, фото- или видеосъемка, зоология, краеведение, рисование и пр.), овладеть опытом организаторской, управленческой работы, повысить сознательность в общественно-значимых делах уже за пределами школы.
Результаты
опытно-экспериментальной
В ходе эксперимента автором были выявлены методы педагогического воздействия на старшеклассников в самодеятельном туризме (методы формирования общественного сознания, методы вовлечения в социально-культурную деятельность, методы стимулирования социально-культурной активности) и обоснована их эффективность в деле стимулирования социально-культурной активности. В качестве наиболее действенного и универсального в семейных, школьных и походах, организуемых в системе дополнительного образования, определен метод «личного примера». Анализ эффективности его использования позволил сделать вывод, что необходимый положительный результат педагогического воздействия наставника возможно достичь только в случае, когда старшеклассники наблюдают единство моральных знаний и поведения взрослого, когда отсутствует расхождение между его словом и делом.
Мы определили следующие исследовательские компетенций старшеклассников: - когнитивно-мировоззренческие обеспечивают самостоятельную познавательную деятельность, способность понимать и ориентироваться в окружающем мире; - операционально-технологические обеспечивают способность действовать в рамках различных учебных, социальных и производственных условий; - социально-адаптивные содействуют расцвету собственной личности, способности принимать решения в условиях неопределённости; - информационно-коммуникативные обеспечивают способность взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.
Поиск
путей активизации
Целевой модуль определяет генеральное направление и содержание туристско - познавательной деятельности, придаёт модели динамическое состояние и подчёркивает многоаспектность туристско - познавательной деятельности в формировании исследовательских компетенций туристско-краеведческой направленности.
Рис. 9. Структурно – функциональная модель организации туристко - познавательной деятельности старшеклассников в туристско – краеведческом объединении
Содержательный
модуль строится на основе профессионально
ориентированной в сфере
Организационный
модуль связан с определением форм
и методов организации
Модуль
социально-профессиональных проб предполагает
необходимые условия для
Оценочно-результативный модуль предполагает введение в процесс Туристско - познавательной деятельности разнообразных оценочных критериев: уровня готовности к Туристско - познавательной деятельности, самопознания и самооценки, сформированности исследовательских компетенций в туристско-краеведческой сфере, эффективности эмоциональной ориентации.
Контрольно-аналитический этап констатирующего эксперимента предполагал выявление готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности, а также профессионально ориентированной позиции и ценностных ориентаций с помощью следующего комплекса критериев готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности:
- мотивационно-процессуальный (показатели: положительное личностно-смысловое отношение к туристско - познавательной деятельности; целеполагание и самообоснование исследовательских действий; осознанное эмоциональное переживание необходимости выполнения исследовательских действий; владение техникой и технологиями, в том числе информационными; ожидание личного успеха в определённой социальной группе);
- содержательно-результативный (показатели: самостоятельное изучение материала по выбранной теме сверх школьной программы; желание и стремление заниматься туристско - познавательной деятельностью в регионе проживания; сформированность необходимых разноуровневых умений и навыков; самореализация в технологиях; умение переносить теоретические знания в практические ситуации);
- рефлексивный (показатели: осознание себя как личности; способность к аргументированию, самокритике, обоснованности и доказательности собственных суждений; владение техникой самодиагностики, самоосознанности, целеполагания деятельности; рефлексия своего личностного поведения; ориентация на самоизменение в процессе туристско - познавательной деятельности и адекватность "образа-Я" в эмоциональной ориентации);
- оценочный (показатели: соответствие самоанализа и самооценки анализу и оценке педагога и членов объединения; наличие направленности на равнопартнерские субъект-субъектные отношения и взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе; степень удовлетворенности старшеклассника уровнем собственных исследовательских компетенций; внесение собственных разработок в содержание и технологии Туристско - познавательной деятельности).
Данные критерии и показатели были обобщены в характеристиках готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности, отнесенных к различным уровням проявления. Первый уровень – досугово-рекреационный – характеризует этап зарождения интереса к интеллектуально-творческим формам деятельности в сфере досуга. Второй уровень – репродуктивно-базовый – характеризует уже систематическое получение дополнительных знаний сверх школьной программы, углублённое изучение предметов по профилю туристско - познавательной деятельности, активность в применении знаний в практической деятельности. Эвристический уровень характеризуется ориентацией в практической деятельности на творчество, самостоятельный поиск нового, стремлением к освоению новых технологий, способов деятельности. Креативный уровень – самый высокий уровень готовности – характеризуется выполнением самой исследовательской работы и презентацией её результатов.
Констатирующий
эксперимент показал (табл.2.3.), что старшеклассники
в экспериментальной и контрольной группах
в подавляющем большинстве не имеют чётких
представлений об особенностях Туристско
- познавательной деятельности, у них наблюдается
ограниченная способность к самостоятельному
планированию профессионально ориентированного
образовательного маршрута, к аргументированию,
обоснованности и доказательности собственных
суждений, а также недостаточное владение
техникой самодиагностики. Наибольшее
количество опрошенных, владеющих эвристическим
и креативным уровнями готовности, выявлено
по мотивационно-процессуальному и содержательно-результативному
критериям (по показателям владения информационно-
Таблица 2.3.
Готовность старшеклассников к туристско - познавательной деятельности
Уровни готовности | Экспериментальная
группа 127 чел. (чел./%) |
Контрольная
группа 119 чел. (чел./%) | ||
до
эксперимента |
после
эксперимента |
до
эксперимента |
после эксперимента | |
мотивационно-процессуальный критерий | ||||
досугово-рекреационный | 71 / 55,9 | 58 / 45,7 | 67 / 56,3 | 63 / 52,9 |
репродуктивно базовый | 46 / 36,3 | 51 / 40, 3 | 42 / 35,3 | 44 / 37,0 |
эвристический | 5 / 3,9 | 11 / 8,7 | 6 / 5,0 | 8 / 6,7 |
креативный | 5 / 3,9 | 7 / 5,5 | 4 / 3,4 | 4 / 3,4 |
содержательно-результативный критерий | ||||
досугово-рекреационный | 45 / 35,4 | 32 / 25,2 | 48 / 40,3 | 42 / 35,3 |
репродуктивно базовый | 69 / 54,3 | 67 / 52,8 | 62 / 52,1 | 67 / 56,3 |
эвристический | 7 / 5,5 | 19 / 15,0 | 5 / 4,2 | 6 / 5,0 |
креативный | 6 / 4,7 | 9 / 7,0 | 4 / 3,4 | 4 / 3,4 |
рефлексивный критерий | ||||
досугово-рекреационный | 70 / 55,1 | 59 / 46,5 | 59 / 49,6 | 51 / 42,9 |
репродуктивно базовый | 49 / 38,6 | 47 / 37, 0 | 53 / 44,5 | 59 / 49, 5 |
эвристический | 6 / 4,7 | 17 / 13,4 | 4 / 3,4 | 5 / 4,2 |
креативный | 2 / 1,6 | 4 / 3,1 | 3 / 2,5 | 4 / 3,4 |
оценочный критерий | ||||
досугово-рекреационный | 54 / 42,5 | 41 / 32,3 | 51 / 42,9 | 49 / 41,2 |
репродуктивно базовый | 64 / 50,4 | 59 / 46,4 | 59 / 49,6 | 60 / 50,4 |
эвристический | 6 / 4,7 | 19 / 15,0 | 6 / 5,0 | 6 / 5,0 |
креативный | 3 / 2,4 | 8 / 6,3 | 3 / 2,5 | 4 / 3,4 |