Экспериментальное исследование организации туристической деятельности на физическую и эмоциональную сферы подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:01, курсовая работа

Описание

Необходимо изучить медико-биологических аспекты спортивно-массовых мероприятий в формировании здорового образа жизни детей и подростков. Полученные результаты убедительно показали, что занятия оздоровительным бегом благоприятно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, существенно увеличивая их функциональные возможности. Выявленное повышение функциональных резервов лежит в основе роста аэробных возможностей организма, а также достоверного снижения заболеваемости ОРЗ. Важным положительным моментом оздоровительного бега выступает резкое снижение тяги к курению.

Работа состоит из  1 файл

2 глава подростковый туризм.doc

— 1.13 Мб (Скачать документ)

     Анализ  туристских отчетов  позволил отметить несомненную важность решения значимых социальных задач членами тургруппы в стимулировании их социально-культурной активности. Если в походе организовывается конкретная общественно-полезная деятельность старшеклассников (маркировка и оборудование туристских маршрутов, проведение рыбохозяйственного обследования озер и рек, выполнение заданий научно-исследовательских организаций, лесничеств, охотничьих хозяйств, музеев и пр.), если ее социальная значимость очевидна для них самих, и если они испытывают от нее позитивные эмоции, то это способствует осуществлению идейно-политического, нравственного, трудового воспитания, преодолению недостатков в поведении, формирует положительное отношение к возложенным обязанностям.

     Немаловажное  место в самодеятельном туризме  занимает проявление старшеклассником активности в стремлении к самовоплощению, к актуализации заложенных потенций. Этому, в большей степени, способствует ролевое распределение обязанностей в походе, которое позволяет обнаружить таланты юного путешественника, освоить многообразные навыки, способствующие его подготовке к жизни (кулинария, фото- или видеосъемка, зоология, краеведение, рисование и пр.), овладеть опытом организаторской, управленческой работы, повысить сознательность в общественно-значимых делах уже за пределами школы.

     Результаты  опытно-экспериментальной работы позволяют  утверждать: несмотря на то, что активность личности отражает саму природу самодеятельного туризма, педагогическое стимулирование социально-культурной активности старшеклассников, несомненно, имеет место в процессе похода. Так, проводимая нами исследовательская работа в школе позволила зафиксировать отсутствие субъект-субъектных отношений учащихся с большинством  представителей педагогического состава и доминирование в их отношениях объект-субъектности (об этом заявили 75% опрошенных старшеклассников). При этом в процессе совместных самодеятельных путешествий учителей и старших школьников мы явно наблюдали происходящую трансформацию в их отношениях, в основе которой лежат взаимосвязанные и взаимозависимые принципы личностного и субъект-субъектного подхода, персонализации педагогического взаимодействия. Нам удалось определить причины обозначенных изменений, заключающиеся в том, что в ситуации самодеятельного похода:

  • осуществляется деятельность по освоению и присвоению жизненного пространства, социокультурных ценностей, в основе которой лежат личностные потребности взрослого наставника и старшеклассника;
  • действует правило «Если не я, то кто?»: старшекласснику предоставляются определенные властные полномочия, возможности принятия серьезных управленческих решений притом, что все участники похода находятся изначально в равных условиях и только взаимоподдержка, взаимоответственность, стремление к единой цели всех членов туристской команды в состоянии спасти положение;
  • естественным образом происходит изменение субординации «учитель-ученик», наблюдаемой в школе, вследствие чего взрослый наставник перестает занимать авторитарно-лидирующие позиции и раскрывается перед воспитанниками как обыкновенный человек, такой же, как они сами; 
  • наблюдается взаимное воздействие субъектов друг на друга, что обеспечивает развитие не только старшеклассника, но и самого педагога (родителя), способствуя формированию у субъектов процесса новых личностных качеств;
  • старшеклассником движет уже не боязнь наказания от педагога или родителей, а полученные весомые доказательства недостойности и зла собственного деструктивного поведения;
  • происходит обоюдное принятие сторонами (как педагогом, так и старшеклассниками) «внутреннего кодекса поведения в походе» как необходимого условия их совместного безопасного существования.

     В ходе эксперимента автором были выявлены методы педагогического воздействия на старшеклассников в самодеятельном туризме (методы формирования общественного сознания, методы вовлечения в социально-культурную деятельность, методы стимулирования социально-культурной активности) и обоснована их эффективность в деле стимулирования социально-культурной активности. В качестве наиболее действенного и универсального в семейных, школьных и походах, организуемых в системе дополнительного образования, определен метод «личного примера». Анализ эффективности его использования позволил сделать вывод, что необходимый положительный результат педагогического воздействия наставника возможно достичь только в случае, когда старшеклассники наблюдают единство моральных знаний и поведения взрослого, когда отсутствует расхождение между его словом и делом.

     Мы  определили следующие исследовательские  компетенций старшеклассников: - когнитивно-мировоззренческие  обеспечивают самостоятельную познавательную деятельность, способность понимать и ориентироваться в окружающем мире; - операционально-технологические обеспечивают способность действовать в рамках различных учебных, социальных и производственных условий; - социально-адаптивные содействуют расцвету собственной личности, способности принимать решения в условиях неопределённости; - информационно-коммуникативные обеспечивают способность взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.

     Поиск путей активизации эмоциональной ориентации старшеклассников выявил необходимость применения метода педагогического моделирования в организации туристско - познавательной деятельности. Разработанная нами структурно-функциональная модель, является динамичной, т.к. рассматривается не только как «образец», но и как действенный механизм, обеспечивающий функционирование и эффективное развитие процесса организации туристско - познавательной деятельности в объединениях дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля. В разработанной модели в качестве структурных компонентов нами выделены модули: целевой, содержательный, организационный, образовательный маршрут, социально-профессиональных проб, оценочно-результативный (Рис.9 ).

     Целевой модуль определяет генеральное направление  и содержание туристско - познавательной деятельности, придаёт модели динамическое состояние и подчёркивает многоаспектность туристско - познавательной деятельности в формировании исследовательских компетенций туристско-краеведческой направленности.

      Рис. 9. Структурно – функциональная модель организации туристко - познавательной деятельности старшеклассников в туристско – краеведческом объединении

     Содержательный  модуль строится на основе профессионально  ориентированной в сфере туризма  и краеведения образовательной  программы туристско - познавательной деятельности в объединении дополнительного образования.

     Организационный модуль связан с определением форм и методов организации туристско - познавательной деятельности, с помощью которых можно приблизить прогнозируемый результат.

     Модуль  социально-профессиональных проб предполагает необходимые условия для достижения комплексного профориентационного  эффекта, включающего в себя, наряду с основным профориентационным содержанием, также обучающий эффект (освоение основных видов работ по интересующей специальности), развивающий эффект (самореализация), а также диагностический эффект (выявление и оценка способностей старшеклассников к эмоциональной деятельности в сфере туризма и краеведения).

     Оценочно-результативный модуль предполагает введение в процесс Туристско - познавательной деятельности разнообразных оценочных критериев: уровня готовности к Туристско - познавательной деятельности, самопознания и самооценки, сформированности исследовательских компетенций в туристско-краеведческой сфере, эффективности эмоциональной ориентации.

2.5. Обеспечение туристко - познавательной деятельности  старшеклассников, способствующей  их эмоциональной ориентации в объединениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля

     Контрольно-аналитический этап констатирующего эксперимента предполагал выявление готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности, а также профессионально ориентированной позиции и ценностных ориентаций с помощью следующего комплекса критериев готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности:

     - мотивационно-процессуальный (показатели: положительное личностно-смысловое отношение к туристско - познавательной деятельности; целеполагание и самообоснование исследовательских действий; осознанное эмоциональное переживание необходимости выполнения исследовательских действий; владение техникой и технологиями, в том числе информационными; ожидание личного успеха в определённой социальной группе);

     - содержательно-результативный (показатели: самостоятельное изучение материала по выбранной теме сверх школьной программы; желание и стремление заниматься туристско - познавательной деятельностью в регионе проживания; сформированность необходимых разноуровневых умений и навыков; самореализация в технологиях; умение переносить теоретические знания в практические ситуации);

     - рефлексивный (показатели: осознание себя как личности; способность к аргументированию, самокритике, обоснованности и доказательности собственных суждений; владение техникой самодиагностики, самоосознанности, целеполагания деятельности; рефлексия своего личностного поведения; ориентация на самоизменение в процессе туристско - познавательной деятельности и адекватность "образа-Я" в эмоциональной ориентации);

     - оценочный (показатели: соответствие самоанализа и самооценки анализу и оценке педагога и членов объединения; наличие направленности на равнопартнерские субъект-субъектные отношения и взаимодействия в образовательно-воспитательном процессе; степень удовлетворенности старшеклассника уровнем собственных исследовательских компетенций; внесение собственных разработок в содержание и технологии Туристско - познавательной деятельности).

       Данные  критерии и показатели были обобщены в характеристиках готовности старшеклассников к туристско - познавательной деятельности, отнесенных к различным уровням проявления. Первый уровень – досугово-рекреационный – характеризует этап зарождения интереса к интеллектуально-творческим формам деятельности в сфере досуга. Второй уровень – репродуктивно-базовый – характеризует уже систематическое получение дополнительных знаний сверх школьной программы, углублённое изучение предметов по профилю туристско - познавательной деятельности, активность в применении знаний в практической деятельности. Эвристический уровень характеризуется ориентацией в практической деятельности на творчество, самостоятельный поиск нового, стремлением к освоению новых технологий, способов деятельности. Креативный уровень – самый высокий уровень готовности – характеризуется выполнением самой исследовательской работы и презентацией её результатов.

     Констатирующий  эксперимент показал (табл.2.3.), что старшеклассники в экспериментальной и контрольной группах в подавляющем большинстве не имеют чётких представлений об особенностях Туристско - познавательной деятельности, у них наблюдается ограниченная способность к самостоятельному планированию профессионально ориентированного образовательного маршрута, к аргументированию, обоснованности и доказательности собственных суждений, а также недостаточное  владение техникой самодиагностики. Наибольшее количество опрошенных, владеющих эвристическим и креативным уровнями готовности, выявлено по мотивационно-процессуальному и содержательно-результативному критериям (по показателям владения информационно-коммуникационными техникой и технологиями и самореализации в них).

     Таблица 2.3.

     Готовность  старшеклассников к туристско - познавательной деятельности

Уровни  готовности Экспериментальная

группа 127 чел. (чел./%)

Контрольная

группа 119 чел. (чел./%)

до 

эксперимента

после

эксперимента

до 

эксперимента

после эксперимента
мотивационно-процессуальный критерий
досугово-рекреационный 71 / 55,9 58 / 45,7 67 / 56,3 63  / 52,9
репродуктивно базовый 46 / 36,3 51 / 40, 3 42 / 35,3 44 / 37,0
эвристический 5 / 3,9 11 / 8,7 6 / 5,0 8 / 6,7
креативный 5 / 3,9 7 / 5,5 4 / 3,4 4 / 3,4
содержательно-результативный критерий
досугово-рекреационный 45 / 35,4 32 / 25,2 48 / 40,3 42 / 35,3
репродуктивно базовый 69 / 54,3 67 / 52,8 62 / 52,1 67 / 56,3
эвристический 7 / 5,5 19 / 15,0 5 / 4,2 6 / 5,0
креативный 6 / 4,7 9 / 7,0 4 / 3,4 4 / 3,4
рефлексивный  критерий
досугово-рекреационный 70 / 55,1 59 / 46,5 59 / 49,6 51 / 42,9
репродуктивно базовый 49 / 38,6 47 / 37, 0 53 / 44,5 59 / 49, 5
эвристический 6 / 4,7 17 / 13,4 4 / 3,4 5 / 4,2
креативный 2 / 1,6 4 / 3,1 3 / 2,5 4 / 3,4
оценочный критерий
досугово-рекреационный 54 / 42,5 41 / 32,3 51 / 42,9 49 / 41,2
репродуктивно базовый 64 / 50,4 59 / 46,4 59 / 49,6 60 / 50,4
эвристический 6 / 4,7 19 / 15,0 6 / 5,0 6 / 5,0
креативный 3 / 2,4 8 / 6,3 3 / 2,5 4 / 3,4

Информация о работе Экспериментальное исследование организации туристической деятельности на физическую и эмоциональную сферы подростков