Эволюция форм познавательной деятельности человека

Автор работы: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, реферат

Описание

Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.

Работа состоит из  1 файл

2.docx

— 40.04 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Эволюция  форм познавательной  деятельности человека      

     Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов  и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.     

     Исторически первоначально проблемы методологии  и логики познавательной деятельности человека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа  и Платона, индуктивный метод  Ф. Бэкона, рационалистический метод  Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.     

     Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности.  С другой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности.     

     Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.     

     Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной  формальной (математической или символической) логики, которые используются для  анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

     Начиная с Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в  философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.   

       Характерной чертой современной  науки является комплексное изучение  как закономерностей развития  и строения знания в наиболее  общей - логико-философской форме,  так и закономерностей развития  конкретных направлений и ветвей  науки. В рамках конкретных  научных направлений происходит  осмысление и изучение методов  и форм научного познания. В  самой науке все более четко  выделяются два взаимосвязанных  направления: исследование свойств  объектов и изучение способов  и форм научного познания.     

     Особенно  активно второе направление разрабатывается  в рамках таких зрелых наук как  физика, биология, химия.     

     Эмпирической  базой разработки методологии и  логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.   

В современной науке принято различать  общую и частную методологию.     

     В первой анализируются методы, общие  для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного - междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.     

     Многоуровневость  методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.     

     На  этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии  и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления. 

2.Чувственное, рациональное, интуитивное познание

 

            Чувственное и рациональное познание  человека.      

 
         Уже в античной философии наметилось разделение познавательных способностей человека на чувство и разум. В соответствии с этим выделяются 2 способа познания: чувственный и рациональный. 
В рамках ставшего традиционным сопоставления чувственного и рационального познания, как правило, исследуются их формы (ступени)  Чувственное познание протекает в формах ощущения, восприятия и  конечно представления. 
           В качестве ступеней рационального познания называют понятие, суждение, умозаключение. Оценивая эту традицию, необходимо обратить внимание на современные представления о том, что, по меньшей мере, часть ощущений формируется под влиянием лингво - понятийной структуры сознания. В этих условиях противопоставление чувственного и рационального познания, а также описание процесса познания как перехода от живого созерцания (чувственного познания) к абстрактному мышлению (рациональному познанию) выглядит упрощением картины познавательного процесса. Представляется более корректным рассматривать чувственное и рациональное как познавательные способности человека, а не как самостоятельные способы познания.

        Традиция противопоставления чувственного и рационального познания, тем не менее, базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием, которую обнаружили уже античные философы. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма и рационализма Нового времени

    Интуиция и подсознание

1. Чувственная  интуиция 
Чувственная интуиция проникает в мир явлений, непосредственно их усматривая. 
2. Интеллектуальная интуиция

     В основном интуиция связана с работой  подсознания. Интуитивное познание протекает таким образом, что  человек осознает только начало и  конец этого процесса: формулировку проблемы и ее готовое решение. Этап поиска решения скрыт в области  подсознания, именно поэтому знание, достигнутое интуитивным путем, воспринимается как мгновенное озарение, как готовый результат, полученный без размышления. 
Вслед за А. Пуанкаре, проводившим исследование интуиции, в интуитивном процессе, как правило, выделяют несколько этапов: подготовительный, подсознательный, этапы получения результата и его проверки. На подготовительном этапе формулируется проблема и дается ее подробный логический анализ. Все крупные ученые сходятся на том, что моменту интуитивного озарения обязательно предшествует кропотливая работа, многочисленные попытки решить проблему логическими, рациональными средствами. В тех случаях, когда решение не найдено и необходим принципиально новый подход, нестандартный поворот мысли, на помощь может прийти интуиция: поиск решения перемещается в область подсознания. Поскольку подсознание не контролируется сознанием, на этом уровне не действуют нормативы и запреты, регламентирующие нашу сознательную деятельность.

         Виды интуиции (по Спинозе)

      Интеллектуальная интуиция (проникает в идеальный мир) – вид интуиции, для которого характерны внезапное недискурсивное усмотрение истины о предмете интуиции, созерцание истины, т. е. такое целостное восприятие предмета, в кот. происходит внезапное погружение предмета в сознание вплоть до неслиянного единения с ним. В своей работе экспериментаторы устанавливают эмпирические закономерности, относящиеся к наблюдаемым величинам, экспериментальные факты, и гораздо реже они выдвигают теоретические концепции, являющиеся как бы икаровским взлетом над морем опытных фактов. Но известны и исключения: гениальная догадка Майкла Фарадея об электромагнитном поле – в таких случаях экспериментатор меняет свое амплуа и превращается в теоретика.

          По выражению Эйнштейна, они являются «свободными творениями чел. духа». Здесь роль интуиции особенно велика, хотя и не всегда осознается и отмечается. Эйнштейн писал: «...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не лог. путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». И. и. признавали в древности Платон, Плотин, в 17 в. – рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц, в конце 18 – нач.19 в. – нем. идеалисты Фихте, Шеллинг, Фр. Шлегель, в 20 в.– Гуссерль, понимая под И. и. способность ума “видеть” истину “глазами ума”, и притом прямо, без доказательства; такими истинами считались, напр., аксиомы геометрии.

       В 20 в. в формалистическом направлении  геометрии возник взгляд, отождествивший  аксиомы с определениями и  лишивший их характера непосредственной  очевидности.Возможность для человеческого  ума И. и. отвергал Кант, считая  ее присущей, однако, уму более  совершенному, чем человеческий.

     3. Мистическая интуиция

      
Мистическая интуиция (проникает в  духовный мир или мир абсолютного  бытия) – созерцание мира невидимого, истины о нем, в кот. происходит внезапное  погружение сознания в предмет интуиции (или предмета интуиции в сознание) вплоть до неслиянного единения с  ним, восприятие его в целостности. От интеллектуальной интуиции отличается в осн. своим предметом, на кот. направлена интуиция. О мистической интуиции говорят в обоих случаях: и  когда она направлена на мир невидимый (вера), и когда она имеет своим  предметом мир видимый. Получаемое в результате М. и. осенение ученый облекает в научные понятия и термины, подвергает всестороннему рациональному (в частности логическому) анализу, формулирует математически, когда это возможно, соотносит с уже имеющимся знанием и подвергает проверке опытом. Идея, полученная мистической интуицией, становится знанием, если она выдержала все эмпирические и рац. испытания и получила обоснование, как это принято в науке.

     Мистическая интуиция представляет собой особый, глубочайший источник познания по не скольком причинам перечисленных ниже: 
1) основан на вдохновении из мира духовного (светлого или темного); 
2) в отличие от рационалистического познания, основанного на дихотомии субъект-объект, в мистической интуиции происходит сочетание сознания познающего и познаваемого предмета  в неслиянное и нераздельное двуединство; 
3) в отличие от рационалистического познания, которому свойственна этическая нейтральность, мистическая интуиция имеет ярко выраженный нравственный и вообще ориентированный на абсолютные ценности характер; 
4) мистическая интуиция как «обличение вещей невидимых» обнаруживает логосную, эйдетическую, ипостасную структуру тварного мира; 
5) мистическая интуиция не сводится ни к чувственному, ни к интеллектуальному уровням познания и выходит за пределы двух связанных с ними сигнальных систем .

Все это  говорит о том, что мистическая  интуиция представляет собой особую, духовную третью сигнальную систему, связывающую  человека с Богом и со всем тварным  миром . 

<

Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека