Автор работы: e**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, реферат
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.
1.Эволюция форм познавательной деятельности человека
Под методологией познавательной деятельности обычно понимают систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сформировалась в связи с необходимостью обобщения и дальнейшей разработки всех методов и приемов познавательного процесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного анализа. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологические установки, принципы и нормы подхода к объектам науки.
Исторически первоначально проблемы методологии и логики познавательной деятельности человека разрабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод Фихте, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология познавательной деятельности человека изначально всегда была тесно связана с философией, особенно с такими ее разделами, как гносеология (теория познания), онтология (теория бытия) и логика.
Методология познавательной деятельности человека в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности. С другой стороны, методология и логика познавательной деятельности человека несколько "шире" гносеологии, так как ее интересуют не только методы познания, принятые в науке, но и особенности процесса человеческого познания вообще, осуществляющегося в разных формах и в различных сферах человеческой деятельности.
Следует подчеркнуть, что методология познавательной деятельности человека наиболее тесно смыкается с так называемой формальной логикой, которая главное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной формальной (математической или символической) логики, которые используются для анализа научного языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов и т.п.), изучения возможностей научного знания.
Начиная с Нового времени (XVI--XVII вв.) методологические идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологическая составляющая постепенно становится необходимым компонентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не всегда осознавался и признавался рядом деятелей науки.
Характерной чертой
Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук как физика, биология, химия.
Эмпирической базой разработки методологии и логики познавательной деятельности является история человека, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном контексте, то есть в системе культуры в его целостности.
В современной науке принято
В первой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классификации уровней методологии лежит диалектика единичного, особенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисциплин, на уровне особенного - междисциплинарные и общенаучные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.
Многоуровневость методологии приводит к тому, что исследователь, как правило, в процессе своей профессиональной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и ситуациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, проводимых внутри самой науки.
На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многообразные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.
Чувственное и рациональное познание человека.
Уже в античной
философии наметилось разделение познавательных
способностей человека на чувство и разум.
В соответствии с этим выделяются 2 способа
познания: чувственный и рациональный.
В рамках ставшего традиционным сопоставления
чувственного и рационального познания,
как правило, исследуются их формы (ступени)
Чувственное познание протекает в формах
ощущения, восприятия и конечно представления.
В качестве
ступеней рационального познания называют
понятие, суждение, умозаключение. Оценивая
эту традицию, необходимо обратить внимание
на современные представления о том, что,
по меньшей мере, часть ощущений формируется
под влиянием лингво - понятийной структуры
сознания. В этих условиях противопоставление
чувственного и рационального познания,
а также описание процесса познания как
перехода от живого созерцания (чувственного
познания) к абстрактному мышлению (рациональному
познанию) выглядит упрощением картины
познавательного процесса. Представляется
более корректным рассматривать чувственное
и рациональное как познавательные способности
человека, а не как самостоятельные способы
познания.
Традиция противопоставления чувственного и рационального познания, тем не менее, базируется на принципиальной разнице между ощущением и понятием, которую обнаружили уже античные философы. В законченном виде дилемма чувственного и рационального познания выразилась в противостоянии сенсуализма и рационализма Нового времени
Интуиция и подсознание
1. Чувственная
интуиция
Чувственная интуиция проникает в мир
явлений, непосредственно их усматривая.
2. Интеллектуальная интуиция
В
основном интуиция связана с работой
подсознания. Интуитивное познание
протекает таким образом, что
человек осознает только начало и
конец этого процесса: формулировку
проблемы и ее готовое решение. Этап
поиска решения скрыт в области
подсознания, именно поэтому знание,
достигнутое интуитивным путем,
воспринимается как мгновенное озарение,
как готовый результат, полученный
без размышления.
Вслед за А. Пуанкаре, проводившим исследование
интуиции, в интуитивном процессе, как
правило, выделяют несколько этапов: подготовительный,
подсознательный, этапы получения результата
и его проверки. На подготовительном этапе
формулируется проблема и дается ее подробный
логический анализ. Все крупные ученые
сходятся на том, что моменту интуитивного
озарения обязательно предшествует кропотливая
работа, многочисленные попытки решить
проблему логическими, рациональными
средствами. В тех случаях, когда решение
не найдено и необходим принципиально
новый подход, нестандартный поворот мысли,
на помощь может прийти интуиция: поиск
решения перемещается в область подсознания.
Поскольку подсознание не контролируется
сознанием, на этом уровне не действуют
нормативы и запреты, регламентирующие
нашу сознательную деятельность.
Виды интуиции (по Спинозе)
Интеллектуальная интуиция (проникает в идеальный мир) – вид интуиции, для которого характерны внезапное недискурсивное усмотрение истины о предмете интуиции, созерцание истины, т. е. такое целостное восприятие предмета, в кот. происходит внезапное погружение предмета в сознание вплоть до неслиянного единения с ним. В своей работе экспериментаторы устанавливают эмпирические закономерности, относящиеся к наблюдаемым величинам, экспериментальные факты, и гораздо реже они выдвигают теоретические концепции, являющиеся как бы икаровским взлетом над морем опытных фактов. Но известны и исключения: гениальная догадка Майкла Фарадея об электромагнитном поле – в таких случаях экспериментатор меняет свое амплуа и превращается в теоретика.
По выражению Эйнштейна, они являются «свободными творениями чел. духа». Здесь роль интуиции особенно велика, хотя и не всегда осознается и отмечается. Эйнштейн писал: «...высшим долгом физиков является поиск тех общих элементарных законов, из которых путем чистой дедукции можно получить картину мира. К этим законам ведет не лог. путь, а только основанная на проникновении в суть опыта интуиция». И. и. признавали в древности Платон, Плотин, в 17 в. – рационалисты Декарт, Спиноза, Лейбниц, в конце 18 – нач.19 в. – нем. идеалисты Фихте, Шеллинг, Фр. Шлегель, в 20 в.– Гуссерль, понимая под И. и. способность ума “видеть” истину “глазами ума”, и притом прямо, без доказательства; такими истинами считались, напр., аксиомы геометрии.
В 20 в. в формалистическом
3. Мистическая интуиция
Мистическая интуиция (проникает в
духовный мир или мир абсолютного
бытия) – созерцание мира невидимого,
истины о нем, в кот. происходит внезапное
погружение сознания в предмет интуиции
(или предмета интуиции в сознание)
вплоть до неслиянного единения с
ним, восприятие его в целостности.
От интеллектуальной интуиции отличается
в осн. своим предметом, на кот. направлена
интуиция. О мистической интуиции
говорят в обоих случаях: и
когда она направлена на мир невидимый
(вера), и когда она имеет своим
предметом мир видимый. Получаемое
в результате М. и. осенение ученый облекает
в научные понятия и термины, подвергает
всестороннему рациональному (в частности
логическому) анализу, формулирует математически,
когда это возможно, соотносит с уже имеющимся
знанием и подвергает проверке опытом.
Идея, полученная мистической интуицией,
становится знанием, если она выдержала
все эмпирические и рац. испытания и получила
обоснование, как это принято в науке.
Мистическая
интуиция представляет собой особый,
глубочайший источник познания по не скольком
причинам перечисленных ниже:
1) основан на вдохновении из мира духовного
(светлого или темного);
2) в отличие от рационалистического познания,
основанного на дихотомии субъект-объект,
в мистической интуиции происходит сочетание
сознания познающего и познаваемого предмета
в неслиянное и нераздельное двуединство;
3) в отличие от рационалистического познания,
которому свойственна этическая нейтральность,
мистическая интуиция имеет ярко выраженный
нравственный и вообще ориентированный
на абсолютные ценности характер;
4) мистическая интуиция как «обличение
вещей невидимых» обнаруживает логосную,
эйдетическую, ипостасную структуру тварного
мира;
5) мистическая интуиция не сводится ни
к чувственному, ни к интеллектуальному
уровням познания и выходит за пределы
двух связанных с ними сигнальных систем
.
Все это
говорит о том, что мистическая
интуиция представляет собой особую,
духовную третью сигнальную систему, связывающую
человека с Богом и со всем тварным
миром .
Информация о работе Эволюция форм познавательной деятельности человека