Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и сталина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание

Как показывает опыт перестройки, легче признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши теоретические представления о нем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗМА В.И.ЛЕНИНА 5
1.1. Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма 5
1.2 Социализм как живое творчество самих масс 8
1.3 Многообразие путей включения личных интересов в строительство социализма. 13
2. КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА ПО И.В. СТАЛИНУ 17
2.1 Уход от Ленинской концепции социализма 17
2.2 Воззрение И.В. Сталина на социализм 22
2.3. Практическое построение социализма И.В. Сталиным 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Работа состоит из  1 файл

Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и Сталина.doc

— 188.50 Кб (Скачать документ)

    СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ  3
1. КОНЦЕПЦИЯ  СОЦИАЛИЗМА В.И.ЛЕНИНА  5
    1.1. Гуманистическое  содержание ленинской концепции социализма
5
    1.2 Социализм как живое творчество самих масс
8
    1.3 Многообразие путей включения личных интересов в строительство социализма.
13
2. КОНЦЕПЦИИ  ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА ПО И.В. СТАЛИНУ 17
    2.1 Уход от  Ленинской концепции социализма 
17
    2.2 Воззрение И.В. Сталина на социализм
22
    2.3. Практическое  построение социализма И.В. Сталиным
27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Как показывает опыт перестройки, легче  признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши теоретические представления о нем. С трудом приходим мы к самокритичному признанию, что усваивали ленинские идеи далеко не адекватным образом, преимущественно в духе сталинских «Краткого курса» и «Вопросов ленинизма». Но углубление перестройки все четче обнажает ложность сформированных ранее стереотипов. Необходим «творческий подход к теории и практике социализма, их развитие на путях конструктивного осмысления исторического опыта XX века, наследия Маркса, Энгельса, Ленина, освобожденного от догматического толкования».

      Скажем  сразу, что в нашем обществе до сих пор имеет место «легенда»  о том, что советский народ выиграл войну 1941-1945 гг. только лишь потому, что Сталин вовремя осуществил индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства. О цене этих преобразований идут ожесточенные споры и окончательные цифры потерь еще не названы. 21 декабря 1929 г. Сталин праздновал свое 50-летне. Чествования вождя, достигли своего апогея. Портреты Сталина висели рядом с портретами Ленина. Его слова, как и слова Ленина, были непререкаемыми, к ним прибегали как к высшему авторитету. А между тем преданность Сталина марксизму и социализму была скорее показной, поверхностной.

      Ленинская теория построения социализма в одной  стране весьма, импонировала Сталину, ибо была очень выгодна: она позволяла  ему сочетать исповедование социализма с русским национализмом - единственным, как утверждает Э. Карр, политическим течением, которое по-настоящему задевало его душу. Необходимость «догнать и перегнать» капиталистические страны стала навязчивой идеей Сталина. И всю свою энергию и волю он направлял на превращение крестьянской России в современную индустриальную державу.

      Следствием  утверждения командно-административных методов управления в условиях усиления личной власти Сталина и безграничного  произвола стали деформации социализма, ограничение, демократии в партии. Партийные организации фактически становились придатком аппарата и в своей практической работе осуществляли курс сталинской политики на ускоренное развитие страны как гарантии «нашего продвижения к социализму». Нас поражает сегодня огромный энтузиазм советских людей, высокий патриотизм, искренняя заинтересованность в успехе социалистического строительства, вера в мудрость политики Сталина. И это вопреки ошибкам, нарушениям принципов социализма! Каждый шаг вперед был оплачен дорогой ценой: настолько дорогой, что следы ее до сих пор дают себя знать и еще долго не исчезнут.  

 

     1. Концепция социализма  В.И. Ленина 

    1.1 Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма 

     Взгляды В. И. Ленина на социализм и пути его созидания многогранны и динамичны. Они развивались в соответствии с ходом самих общественных процессов в России и во всем мире, давали ответы на новые вопросы, выдвигавшиеся жизнью перед партией большевиков. Особенно интенсивно происходило это развитие после Октябрьской революции, на основе обобщения опыта первых лет строительства социалистического общества. В последних письмах и статьях В. И. Ленина сформулирован ряд принципиально новых идей, означающих «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм»1.

     Конечно, если бы Ленин продолжал жить и работать дальше, он внес бы еще не одну перемену в свои и наши представления о социализме. Его концепция по самой своей природе была и осталась принципиально открытой новым подходам и решениям, отвечающим новым запросам жизни. Поэтому верное к ней отношение, соответствующее ее собственным принципам, состоит в том, чтобы выделить в ней глубинное содержание, которое может служить стратегическим ориентиром при анализе проблем современного этапа истории. Такое глубинное содержание, подлинное ее основание и составляют идеи гуманизма.

     Вскрыв  глубинные Противоречия реализации   идей   гуманизма  в условиях капитализма, К. Маркс уже в «Экономическо-философских  рукописях 1844 года» обосновал необходимость  социализма и коммунизма как общества реального гуманизма. Реальность гуманизма, утверждаемого новой исторической силой - рабочим классом в союзе с крестьянством и другими слоями трудящихся, обеспечивается комплексом революционных преобразований общества. Они охватывают все основные сферы общественной жизни: экономическую - экспроприация частной и утверждение различных форм общественной собственности на основные средства производства; социальную - упразднение антагонистических классов, а затем и классов вообще, утверждение свободной ассоциации трудящихся как основной ячейки общества; политическую - ликвидация политического господства эксплуататоров, установление власти самих трудящихся (первоначально в виде диктатуры пролетариата), развитие общественного самоуправления вплоть до отмирания государства; духовную - преодоление фетишистских и других превращенных форм сознания, духовное раскрепощение каждого, развитие научного мировоззрения.

     Совокупность  этих преобразований не самоцель, а  средство для достижения главной  цели: освобождения трудящихся, каждого гражданина от любых форм эксплуатации, политического или духовного угнетения; утверждения таких общественных отношений, которые открывают простор осуществлению внутренней потребности человека в саморазвитии, в свободе как высшей ценности человеческой жизни. «...Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»2 - фундаментальный принцип реального гуманизма, сформулированный основоположниками марксизма в «Манифесте Коммунистической партии».

     В каких формах, через какие этапы  будет совершаться самоосвобождение человека, упразднение его отчуждения? Уже в 1844 г., сопоставляя историю реального отчуждения с историей коммунистических идей как теоретических представлений о его снятии, Маркс обнаружил закономерность: снятие отчуждения проходит тот же путь, что и отчуждение. Исторически первоначальная, ранняя его форма  - лишь отрицание частной собственности как объективного содержания отчуждения, то есть грубый коммунизм, утверждающий всеобщность труда и равенство заработной платы, но отрицающий вместе с частной собственностью и личность человека. В следующей, более зрелой форме коммунизм предстает как возвращение человеку субъективных сторон его жизни, прежде всего политических: это коммунизм в его демократической или деспотической политической форме; впоследствии государство вообще подлежит упразднению. В высшей же форме коммунизм означает преодоление как объективных, так и субъективных проявлений частной собственности, всестороннее присвоение человеком своей человеческой сущности, включая духовное ее содержание. На этой основе формируется качественно новый тип общества, уже не нуждающийся в отрицании отчуждения и потому представляющий собой непосредственное самоутверждение человека как высшей ценности и самоцели развития3.

     Представление о коммунизме как о реальном, практическом гуманизме Маркс сохранял и углублял в ходе всей своей дальнейшей творческой деятельности. В экономических рукописях 1857 - 1859 гг. он так охарактеризовал три крупные формы общества, или три ступени исторического прогресса: первая ступень - это отношения личной зависимости между людьми (патриархальный, античный и феодальный строй); вторая ступень - личная независимость, основанная на вещной зависимости (капитализм); третья ступень - «свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»4, то есть коммунизм.

     Уже в ранних своих произведениях  В. И. Ленин выступает как последовательный марксист, глубоко и творчески воспринявший все основные положения научного социализма, гуманистическое его содержание. Исходным стал для Ленина фундаментальный вывод марксизма о всемирно-исторической миссии пролетариата как единственного в истории класса, который призван осуществить революцию не для того, чтобы закрепить свое господство и стать новым господствующим классом, а для того, чтобы упразднить все классы и тем самым освободить от эксплуатации и угнетения все трудящееся человечество, создать новое, бесклассовое общество. Следовательно, классовый интерес пролетариата есть неэгоистический, а общий интерес всего угнетенного и страдающего человечества. Этот научно обоснованный гуманизм марксизма Владимир Ильич впитал с юношеских лет и остался верен ему до конца жизни.

     Конкретным  выражением социалистического гуманизма служат принципы социальной свободы, равенства, справедливости, всестороннего развития личности. Объективную предпосылку их реализации составляет, как писал Ленин в проекте Программы РСДРП (1902 г.), «социальная революция, т. е. уничтожение частной собственности на средства производства, переход их в общественную собственность и замена капиталистического производства товаров социалистической организацией производства продуктов за счет всего общества, для обеспечения полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех его членов»5.

     Здесь отчетливо выражена гуманистическая  направленность предстоящей социалистической революции. Условием свободного развития всех служит освобождение каждого от эксплуатации, достигаемое установлением общественной собственности на средства производства. Ленин разделял и реалистический вывод Маркса, что социализм как первая, низшая фаза коммунизма еще не обеспечивает подлинной социальной справедливости   и равенства:  распределение по труду означает применение одинакового масштаба  к  неодинаковым людям, вследствие чего различия в богатстве здесь останутся, и различия несправедливые. 

1.2 Социализм – живое творчество самих масс 

     Возникновение социализма, его дальнейшее развитие есть процесс   самостоятельного творчества  десятков и сотен миллионов людей, которые руководствуются не придуманными для них теориями, а своими собственными интересами. «Живое творчество масс - вот основной - фактор новой общественности... -  говорил; В. И. Ленин в 10-й из тех дней, которые потрясли мир. - Социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс»6. В глубоком понимании народной природы социализма и в самоотверженной борьбе за свободное ее раскрытие и заключен подлинный ленинский гуманизм.

      «Широкое, поистине массовое создание возможности проявлять предприимчивость, соревнование, смелый почин является только теперь...- писал Ленин через два месяца после Октября. - Впервые после столетий труда на чужих, подневольной работы на эксплуататоров является возможность работы на себя, и притом работы, опирающейся на все завоевания новейшей техники и культуры»7. «Великим почином» назвал он первые коммунистические субботники. Но эти ростки нового, социалистического и коммунистического отношения к труду могли развиваться лишь при наличии таких условий, как гласность, учет и контроль результатов, их сравнимость, а главное - обеспечение разнообразия как ручательства жизненности нового, пресечения всякого шаблонизирования и единообразия, идущих сверху.

     В. И.. Ленин пристально вглядывался  в жизнь, в революционный опыт масс в поисках тех «кирпичиков», из которых начинает складываться социализм. Верный принципам научности, он подвергал критическому анализу сам этот опыт - как недооценку, так и переоценку его «социалистичности», проявлявшиеся порой и в массах, и среди теоретиков.

     Через полгода после Октября, в условиях «передышки», достигнутой благодаря Брестскому миру, В. И. Ленин работал над статьей «Очередные задачи Советской власти». В это время в стране развертывалась «кавалерийская атака» на капитал - национализация промышленных предприятий, экспроприация капиталистов. Но революционер Ленин не подхлестывает эту атаку, а сдерживает темпы наступления. Почему? Да потому, что национализация далеко не тождественна реальному обобществлению производства, а допустить значительный ее отрыв от экономической реальности опасно.

     В настоящих условиях, подчеркивал Ленин, главная трудность - «осуществить строжайший и повсеместный учет и контроль производства и распределения продуктов, повысить производительность труда, обобществить производство на деле»8. В этих словах сжато выражена концепция реального социализма, выработанная к весне 1918 г. Продолжая мысль о роли учета и контроля, сформулированную еще в «Государстве и революции», Ленин использует ее для ответа на самый важный, практически вставший вопрос: что значит обобществить производство на деле? Но, разумеется, не просто использует ее как готовую, а детализирует на новом жизненном материале.

Информация о работе Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и сталина