Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 07:31, курсовая работа
Как показывает опыт перестройки, легче признать деформации реального социализма, чем уяснить, что во многом деформированными оказались и наши теоретические представления о нем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛИЗМА В.И.ЛЕНИНА 5
1.1. Гуманистическое содержание ленинской концепции социализма 5
1.2 Социализм как живое творчество самих масс 8
1.3 Многообразие путей включения личных интересов в строительство социализма. 13
2. КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СОЦИАЛИЗМА ПО И.В. СТАЛИНУ 17
2.1 Уход от Ленинской концепции социализма 17
2.2 Воззрение И.В. Сталина на социализм 22
2.3. Практическое построение социализма И.В. Сталиным 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
В сфере самого производства обобществление означает повседневный учет и контроль со стороны рабочих на всех предприятиях - национализированных и частных. «Веди аккуратно и добросовестно счет денег, хозяйничай экономно, не лодырничай, не воруй, соблюдай строжайшую дисциплину в труде»9 - эти простые требования должны проводиться в жизнь и массой трудящихся, и Советской властью, ее законами и методами. Для повышения производительности труда следует использовать все, что есть научного и прогрессивного у буржуазии (например, в системе Тейлора), и энергично использовать новые возможности, открываемые социализмом, прежде всего организовать соревнование между рабочими, предприятиями, коммунами. По отношению же к сохраняющейся буржуазии Ленин считает необходимым заменить разовые контрибуции постоянным и правильно взимаемым по имущественным и подоходным налогом. Пройдет немного времени, и, анализируя новый опыт, он будет говорить уже о переходе от рабочего контроля к рабочему управлению промышленностью, при активном участии профессиональных союзов как школы воспитания масс, под контролем Советов как органов власти. Встанет вопрос и об общегосударственном плане развития народного хозяйства, первым образцом которого явится план ГОЭЛРО.
В сфере распределения продуктов обобществление означает создание сети потребительных обществ, кооперативов. В первоначальном варианте статьи «Очередные задачи Советской власти» Ленин отмечает, что в условиях пролетарского государства в корне меняется положение кооперативов, и делает вывод исключительной значимости: «Кооператив, если он охватывает все общество, в котором социализирована земля и национализированы фабрики и заводы, есть социализм»10. Идея единого, общегосударственного потребительского кооператива и даже единых территориальных кооперативов встретила сопротивление со стороны самих кооператоров (буржуазных и рабочих) и нашла компромиссное выражение в декрете, утвержденном в апреле 1918 г. По мнению Ленина, одним из критериев работы Советов теперь становится степень охвата населения сетью потребительских кооперативов.
Наконец, общим условием свободного творчества масс в период перехода от капитализма к социализму является «железная рука» диктатуры пролетариата: прочные формы повседневной дисциплины, беспрекословное повиновение масс единой воле руководителей трудового процесса. Это, однако, не исключает, а предполагает «митинговый демократизм» масс вне рабочего времени, дальнейшее развитие Советов как высшей формы демократизма с целью поголовного привлечения бедноты к практическому участию в управлении. Ленин подчеркивает: «Чем решительнее мы должны стоять теперь за беспощадно твердую власть, за диктатуру отдельных лиц для определенных процессов работы, в определенные моменты чисто исполнительских функций, тем разнообразнее должны быть формы и способы контроля снизу, чтобы парализовать всякую тень возможности извращения Советской власти, чтобы вырывать повторно и неустанно сорную траву бюрократизма»11.
Таким образом, уже на начальном этапе революции В. И. Ленин разрабатывал концепцию строительства социализма как живого творчества самих масс, которое постепенно, в течение сравнительно длительного периода вытесняет капиталистические уклады жизни социалистическим. Вождь ориентировал партию, Советскую власть на постепенный переход к новому общественному строю.
Но при этом Ленин способствовал утверждению однопартийной политической системы, стремившейся подчинить себе многоукладную экономику огромной страны. РКП (б) оказалась одна против всех политических партий и течений России. Начавшееся с весны 1918 г. их контрнаступление сорвало политику мирного постепенного строительства социализма. Гражданская война и интервенция стран Антанты на два с лишним года ввергли страну в новую военную драму и стоили народам России новых сотен тысяч жертв. В этой обстановке партия и государство стали проводить политику «военного коммунизма», основу которой составляли внеэкономические, военно-административные методы принуждения всех граждан к труду и нищенски уравнительное распределение среди городского населения продуктов, отбираемых у крестьян путем продовольственной разверстки, силою рабочих продотрядов и деревенских комитетов бедноты. В целом, согласно ленинской оценке, это была хотя и вынужденная, но глубоко ошибочная политика, противоречившая «тому, что мы раньше писали о переходе от капитализма к социализму...»12. К весне 1921 г. она поставила Советскую власть перед самым глубоким политическим кризисом - кризисом союза рабочих и крестьян.
Осознав нависшую опасность, X съезд партии в марте 1921 г. принял по инициативе Ленина новую экономическую политику. Она означала, с одной стороны, возвращение к старой, осторожной и осмотрительной политике первого периода революции, а с другой — качественно новый подход к построению социализма в стране с преобладанием мелких производителей. Последующая история показала, что нэп имел стратегическое значение для строительства социализма в нашей стране. Но его возможности были искажены и свернуты проводившейся Сталиным политикой насаждения административно-командной системы управления.
В
условиях современной перестройки
партия вновь обратилась к творческому
потенциалу нэпа, использует политическое
и методологическое богатство его идей.
Остановимся на одном из важнейших вопросов
социалистического строительства, получавшем
эффективное решение на путях нэпа.
1.3. Многообразие
путей включения личных интересов в строительство
социализма.
Речь идет об эволюции взглядов В.И. Ленина от унификации к многообразию путей включения интересов трудящихся в процессы социалистического строительства. Накануне Октября в книге «Государство и революция» Ленин писал о социалистическом обществе как об одной фабрике с равенством труда и равенством оплаты13. В 1921 г., преодолевая негативный опыт «военного коммунизма», он выдвигает в центр внимания проблему новых, разнообразных форм соединения личных интересов трудящихся, прежде всего крестьян, с общими задачами социалистического строительства, решаемыми пролетарским государством.
Во-первых,
он безошибочно определил
Предпринятые меры обеспечили восстановление и укрепление союза рабочих и крестьян. По мере осуществления нэпа выдвигалась новая задача - задача перехода крестьян, кустарей, других слоев мелкой буржуазии к новым, социалистическим порядкам. Как решать эту задачу, в какие реальные; не в кабинетах придуманные объединения вовлекать их, чтобы «всякий мелкий крестьянин» мог практически участвовать в построении социализма? Напряженно размышляя о перспективах социализма, Ленин в своих последних статьях нашел принципиально новое решение этой исторической задачи: необходимо соединить нэповский принцип свободной торговли с кооперативным принципом, который в условиях Советской России является вполне социалистическим! Тем самым была найдена та степень соединения частных интересов различных слоев трудящихся с общими интересами социалистического государства, которая составляла камень преткновения для многих социалистов 14.
Исходное
значение термина «кооперация» - сотрудничество
работающих (от латинского слова соорегаtio).
Конкретно-историческое содержание этого
понятия включает производственно-
Прежде всего, кооперация выступает как форма организации труда, при которой то или иное число людей совместно участвует в одном и том же или в разных, но взаимосвязанных между собой процессах труда. При этом достигается экономия от совместного использования общих условий труда, а также «самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц...»15. Если все занятые выполняют однородную работу, то налицо простая кооперация; сложная же кооперация основана на разделении труда и обеспечивает наиболее высокий рост его производительности.
Кооперативный характер организации труда - объективная потребность любого совместного труда. В этом смысле кооперация возникает уже в глубокой древности и существует во всех общественно-экономических формациях, неся в себе тенденцию возрастания общественного характера труда. А в условиях машинного производства она становится технической необходимостью, определяемой природой самих средств труда, при этом обнаруживая удивительную способность адаптироваться к различной социально-экономической среде. Как отмечает Маркс, на начальных ступенях человеческой культуры кооперация покоилась на общей собственности на условия производства и неразрывной связи индивида с родом или общиной. В античном мире и в средние века - на отношениях непосредственного господства и подчинения, чаще всего на рабстве. В новое время она составила исторически и логически исходный пункт капиталистического производства 16.
С другой стороны, кооперативный характер труда порождает у работников, достаточно развитых как индивиды, юридически и экономически свободных и в то же время занятых совместным трудом, потребность в совместной, групповой собственности. В ответ на эту потребность и возникает одновременно с капитализмом новая социально-экономическая форма бытия кооперации - кооператив как объединение людей, основанное на групповой собственности его членов, используемой для совместного производства и сбыта продукции, закупки и потребления товаров, услуг и т. д. Характерно, однако, что отношения, складывающиеся внутри кооперации как социально-групповой общности, в условиях капитализма не образуют какого-то особого исторического типа, а воспроизводят тот тип отношений, который присущ окружающей их социальной среде, обществу в целом, то есть капиталистические отношения. «Подобно тому, как повысившаяся благодаря кооперации общественная производительная сила труда представляется производительной силой капитала,— так и сама кооперация представляется специфической формой капиталистического процесса производства...» 17
Но уже, как называл их В. И. Ленин, «старые кооператоры» из числа социалистов-утопистов осмыслили не идентичность, более того, прямую противоположность принципов, лежащих в основе, с одной стороны, капиталистического предприятия, а с другой - кооперации как социально-групповой общности. Добровольное объединение людей в ассоциации (фаланстеры Фурье, общины Оуэна и др.) на основе использования общей, групповой собственности представлялось достаточным, чтобы освободить их совместный труд от эксплуатации и сделать всю их жизнь счастливой. В кооперативном принципе был угадан основной принцип соединения индивидуальных и общих интересов в грядущем социалистическом обществе.
Однако способ утверждения этого принципа в качестве всеобщего, предложенный «старыми кооператорами», оказался утопичным. Они мечтали о том, что социалистические кооперативы мирным путем, лишь силой примера преобразуют капиталистическое общество. Эти мечтания марксисты всегда называли смешными фантазиями, наносящими политический вред революционной борьбе пролетариата. Как показал Ленин в борьбе с общинными и артельными иллюзиями народников, в условиях капиталистически развивающейся России даже семейная кооперация является «основанием капиталистической кооперации»18.
Опыт первых пяти лет Советской власти выявил как исторические достижения, так и опасные проблемы, препятствовавшие построению общества реального гуманизма. Уже будучи тяжело больным, в конце 1922 - начале 1923г. В. И. Ленин в своих последних письмах и статьях, известных как его политическое завещание, сформулировал ряд принципиально новых положений и выводов, направленных на достижение гуманистических целей социализма.
Стержневым, волновавшим Ленина всегда, но особенно на этом драматическом этапе подведения итогов жизни был вопрос о роли и месте человека в созидании нового общества. Перед своим мысленным взором Владимир Ильич удерживает оба полюса этого архисложного вопроса: с одной стороны, интересы простых людей - миллионов рабочих и крестьян (именно на их соединение с общими интересами направлен ленинский кооперативный принцип), а с другой - личные качества политических; лидеров страны, сохранение и упрочение влияния тонкого слоя закаленных большевиков на судьбы социализма в России. Оба полюса неотделимы друг от друга, их связь проходит через культуру, уровень цивилизованности населения, особенности переживаемых им исторических процессов.
Информация о работе Концепция социализма в экономическом наследии Ленина и сталина