Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:06, реферат
Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается “компромиссное” определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения. Конфуций - создатель нравственно-религиозного учения - оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни - политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии.
Конфуцианство
- одно из ведущих идейных течений
в древнем Китае. В ряде публикаций
дается “компромиссное” определение
конфуцианства одновременно как
религии и как этико-
Будучи практической
философией,философией-
В конфуцианстве последнее происходит достаточно рано, хотя конфуцианцев нельзя назвать представителями теоретической философской антропологии.Но ученики Конфуция вполне определенно делятся на тех,кто отстаивает тезис о благой природе человека,приближаясь во многом к своим оппонентам– даосам, и тех,кто отстаивает тезис о дурной природе человека и выдвигает идеи, частично совпадающие со взглядами легистов и моистов, также противостоящих конфуцианству.
Одним из известных последователей Конфуция,придерживавшихся тезиса о благой природе человека,был Мэн-цзы. Он считал, что«человечность– это сердце человека. Долг– это путь человека.Как жаль, что люди бросают свой путь и не идут по нему,теряют свое сердце, и не знают, как отыскать!»Все беды Поднебесной от того, что человек забывает о своей естественной нравственности.
Беседующий с ним Гао-цзы говорит: «Человеческая природа подобна иве, а чувство долга подобно деревянной чаше. Воспитать в человеке человечность и долг – все равно, что вырезать чашу из ивы».На это Мэн-цзы возражает:«Разве вы можете вырезать чашу из ивы, не насилуя природу ивы.Ведь чтобы вырезать чашу нужно прежде искалечить иву. Стало быть,изувечив дерево,вы смастерите из него чашу,а, изувечив человека, сделаете его человечным и справедливым?Если вся Поднебесная станет отныне считать человечность и долг злом, то виною тому –только ваши речи».
Лишь подлинное естественное милосердие человека, к которому человек может, потеряв его, вернуться,возвращаясь к себе, является основой благополучия человека и общества. Природа человека, в сущности благая,определяет общественное устройство.
Противоположного
тезиса о дурной природе человека придерживался
Сень-цзы. Он считал, что общественное
устройство важнее природы человека, поскольку
только оно может компенсировать его исходную
порочность.Всё доброе в человеке может
быть лишь благоприобретенным.Люди по
природе стремятся только к выгоде,неуступчивы
и ненавистны.Послушное следование природе
человека,повиновение чувствам неизбежно
порождает соперничество.В этом случае
люди будут нарушать укоренившийся порядок
и благонравие,что приведет к хаосу в государстве.Поэтому
необходимо путем воспитания человека
изменить его природу,обучая его правилам
(«ли»),справедливости(«и») и долгу.При
этом все правила и само представление
о справедливости создаются совершенно
мудрыми и не возникают из человеческой
природы.
Конфуций основал свою школу в 50 лет. У него было много учеников. Они записали мысли как своего учителя, так и свои. Так возникло главное конфуцианское сочинение “Лунь Юй” (“Беседы и высказывания”) - произведение совершенно несистематическое и часто противоречивое, сборник в основном нравственных поучений, в котором, по мнению некоторых авторов, очень трудно увидеть философское сочинение. Эту книгу всякий образованный китаец учил наизусть еще в детстве, ею он руководствовался всю жизнь. Древнекитайский мыслитель Кун-Цзы (Конфуций - 551 - 479 до н.э.) жил в эпоху, когда вопросы стабильности государства вышли на первый план. Как правильно управлять государством, чтобы сохранить в нём неизменный порядок - вот что волнует Конфуция в первую очередь. Человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место. Поэтому учение о человеке неотделимо от учения об управлении государством. Цель конфуцианского учения о человеке - показать, как должен вести себя человек в различных ситуациях, т.е. учение имеет ярко выраженную практическую направленность, а теоретический аспект является подчиненным: обосновать вечность и неизменность рекомендуемых правил поведения и отношений между людьми. Достаточно познакомиться с произведением “Лунь-Юй” (Беседы и высказывания), которое все исследователи считают наиболее достоверным выражением взглядов Конфуция, чтобы убедиться, что для него нет проблемы человека, а есть набор практических советов, которые подает учитель (Цзы) Кун.
Мировоззренческую основу учения о человеке Конфуций не обсуждает. Кун-Цзы предлагает свои рекомендации, исходя из традиционных китайских взглядов на устройство мира. Из контекста его высказываний становится понятно, что человека он рассматривает как особый предмет природы, подчиняющийся ей, но и умеющий ей противостоять. Это объясняется срединным положением человека относительно Неба и Земли: с одной стороны, человек вписывается в мироздание, составляя с ним единое целое и, выступая связующим звеном между Небом и Землей, а с другой - человек занимает в мироздании уникальное место, позволяющее ему соотнести себя как с Небом, так и с Землей. Традиционные для китайских мировоззренческих систем категории - дао (истинный путь) и дэ (одаренность) - также используются в “Лунь-Юй” без обсуждения и дополнительных комментариев. Вообще, Конфуций предпочитал не заниматься вопросами мироздания и мировоззрения, в частности, отказывался высказываться о духах, сосредоточившись на учении о правильном поведении.
Обсуждать вопрос
о природе человека, как свидетельствует
“Лунь-Юй”, Конфуций избегал, ограничившись
расплывчатым высказыванием: “По своей
природе (люди) близки друг другу, по своим
привычкам (люди) далеки друг от друга”.
Конфуций четко разграничивает людей, обладающих различным социальным статусом в зависимости от моральных качеств, которым он приписывает надчеловеческое, вселенское значение и тем самым утверждает неизбежность и незыблемость социального расслоения. По его мнению, небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства.
Моральные качества составляют 5 взаимосвязанных начал или постоянств:
“жэнь” - гуманность, человеколюбие;
“синь” - искренность, прямота, доверие;
“и” - долг, справедливость;
“ли” - ритуал, этикет;
“чжи” - ум, знание.
Основа человеколюбия - почтение к родителям и уважение к старшим братьям, взаимность и забота о людях - основная заповедь конфуцианства - “Не делай другим того, чего не желаешь себе”.
Конфуций обращается к доверию (Синь) как к политической и нравственной категории. “Управляя царством, имеющим 1000 боевых колесниц, следует серьезно относиться к делу и опираться на доверие, соблюдать экономию в расходах и заботиться о людях; использовать народ в соответствующее время”. Идею Доверия он проводит сквозь все свое учение.
Все эти начала опираются на знания в конфуцианском смысле. Имеются в виду не теоретические знания, а знания правил поведения с обязательным применением их на практике. Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Знать - “значит знать людей”. Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, которым обладают те, кто непосредственно общается с природой - земледельцы, ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко: “Те, кто обладает врожденным знанием, стоят выше всех, а за ними следуют те, кто приобрел знание благодаря учению”. Учение у Конфуция должно обязательно дополняться размышлением. Отсюда вытекает, что отождествлять конфуцианскую ученость с книжной премудростью не совсем справедливо. Хотя в конфуцианстве авторитет мудрецов древности и изложенного ими учения был всегда высок, на первый план выходит правильное поведение, а не знание само по себе. Ценность знания в том, чтобы способствовать правильному поведению.
Конфуцианцы- прежде всего общественники и человековеды.В школе Конфуция преподавались:мораль, язык,политика и литература.Главная характеристика школы и направления Конфуция может быть определена как принципиальный традиционализм.Сам Конфуций говорил о своем учении: «Излагаю старое и не создаю нового».
Из природных явлений конфуцианцев интересует лишь небо, как высшая сила,управляющая земной жизнью.Причем характеристика«быть управляющей силой» - несопоставимо более значимая для конфуцианцев характеристика неба, чем его природность.Эта управляющая сила мало походит на бога-творца религий Запада.Небо не вне мира, а над миром,который, несмотря на все тяготы,не «юдоль скорби и греха», а Поднебесная.Небо – это судьба,рок, Дао Поднебесной.Небо – это закон.
Главной проблемой для Конфуция является рационализация общего для всей китайской культуры культа предков. Конфуций предпринимает парадоксальную с точки зрения европейца и естественную для китайца попытку сохранить традицию, сделав ее немножко меньше традицией и несколько больше обоснованным убеждением.То, что заповедано традицией,должно быть глубоко укоренено в человеке посредством тщательного личного размышления над ней. Важно осознанное,а не слепое следование установленным в Поднебесной порядкам. Человек должен жить достойно, и это будет лучшим способом следовать предкам. И, наоборот,ради своей достойной жизни нужно следовать издревле заповеданному.
Эта проблема звучит
у Конфуция в виде вопроса:«Не
научившись служить людям,можно
ли служить духам?» Человеку предопределено
всё сугубо человеческое,и неестественно«
Жизнь– это
служба людям. Это является важнейшей
и фундаментальнейшей этической идеей
конфуцианства,определяя как его достоинства,так
и недостатки.Сосредоточившись на подробном
рассмотрении«службы людям»,как нравственной,так
и государственной,конфуцианство не испытывает
потребности к отвлечениям,абстракциям
и т. п. Их место занимает тщательность«анализа»
Область размышлений
Конфуция – по преимуществу практическая
нравственность.Основные этические
понятия-заповеди,на которые опирается
это размышление:«взаимность»,«
«Взаимность»- это
любовь к людям, как исходная приветливость,открытость,
Эти заповеди могут
быть выполнены с помощью пяти«
Милосердие– суть
человеколюбия.Оно имеет место
тогда, когда у человека«сердце
как у людей», сердце,живущее по
правилам людей и потому «милое».Милосердие–
необычная форма любви,«
Через понятия милосердия этические координаты человеческой жизни естественно перетекают в координаты социальные.Политическая структура человеческой жизни определяется степенью осуществления милосердия в жизни людей.По мнению конфуцианцев,лишь избранные и полноценные люди способны на милосердие,т. е. обладают«сердцем как у людей», сердцем тех, кто достоин называться человеком.Именно на этих людях держится социальный порядок и иерархия Поднебесной.
Человек,способный
на милосердие и следующий заповедям,
–«благородный муж», и он резко отличается
от «низкого человека», для которого милосердие
недостижимо.«Благородный муж» и «низкий
человек» - это одновременно этические
и политические понятия. Только тот, кто
выполняет заповеди и осуществляет милосердие,может
быть достойным высшим сановником и государем,поскольку
точно соответствует имени «государь».«Если
государь должным образом относится к
родственникам,то в народе процветает
человеколюбие».Мораль благородного мужа
дает ему право на власть.Если верхи будут
вести себя должным образом, то «со всех
четырех сторон к ним будут идти люди с
детьми за спиной».