Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 00:12, контрольная работа
Понятие материи конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание бытия. Неисчерпаемость рассматриваемого объекта обуславливает множество различных определений материальности, существовавших в истории философии. Достаточно распространенными в настоящее время являются: "материя – это категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания" (гносеологический аспект); "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи" (онтологический аспект).
Введение
1. Учение о материи.
1.1 Историческое развитие понятия "материя"
1.2 Определение материи
2. Формы движения материи
2.1 Движение - способ существования материи.
2.2 Диалектическое понимание движения материи
2.3 Изменчивость и устойчивость как одна из пар противоположностей, определяющих движение
2.4 Основные формы движения материи.
3. Пространство и время.
3.1.Основы концепций пространства и времени.
3.2 Философское значение специальной теории относительности.
Заключение
Федеральное агентство по образованию
Уральский Государственный Лесотехнический Университет
Кафедра философии
Контрольная работа по философии №2
Выполнил: Громов А.С.
Шифр ________
Курс 2
Специальность ________
Срок обучения 3.5 года
Екатеринбург 2011г.
Содержание
Введение
1. Учение о материи.
1.1 Историческое развитие понятия "материя"
1.2 Определение материи
2. Формы движения материи
2.1 Движение - способ существования материи.
2.2 Диалектическое понимание движения материи
2.3 Изменчивость и устойчивость как одна из пар противоположностей, определяющих движение
2.4 Основные формы движения материи.
3. Пространство и время.
3.1.Основы концепций
3.2 Философское значение
специальной теории
Заключение
Введение
Понятие материи
конкретизирует абстрактно-всеобщее содержание
бытия. Неисчерпаемость
1. Учение о материи.
1.1 Историческое развитие понятия "материя"
Материальный, природный мир является одной из основных форм бытия. Поэтому содержательный анализ понятия "материя" всегда находился в поле зрения различных философских направлений. Материя как основное понятие европейской философии возникает и активно разрабатывается еще в ранней античности. Натурфилософы первыми пытались выявить некое "первовещество", составляющее основу существующего мира. Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит последовательно утверждают в качестве такового: воду, воздух, огонь, атомы. Но попытки придать конкретным видам материального мира всеобщий характер, возложить на них функцию абсолютного субстрата всего сущего не увенчались успехом, ибо не смогли объяснить, в первую очередь, многообразие действительности. Собственно термин "материя" впервые был использован Платоном, который утверждал, что соединение идей (Эйдесов) как подлинного бытия и противостоящего ему небытия (материи) образуют мир вещей, природу, сущее. Согласно Аристотелю, отвергшему мир платоновских идей, инертная и косная материя есть лишь возможность предметного многообразия. Подлинной же действительностью является форма – самодовлеющее, активное, творческое начало: глине необходим гончар – демиург. Высшая форма мира – Бог–создатель всего сущего, действительного. Аристотелевская концепция соотношения формы и материи, преобразованная в соответствии с принципами монотеизма, заняла господствующее положение в философских системах христианства и мусульманства. В механистическом материализме Нового времени в основе определения материи лежит не вещество, а некие всеобщие свойства (протяженность, непроницаемость, фигура, тяжесть и другие). Чаще всего, носителем этих свойств признаются атомы как последние неделимые элементы мира. В философских учениях Бруно и Спинозы материя отождествляется с природой. Если все вещи определены внешней причиной, то природа (субстанция) в отличие от них есть причина самой себя (causa sui).Французские материалисты XVIII в. (Гельвеций, Гольбах и другие) продолжили и развили далее механистические воззрения на развитие мира. Материя представлялась им как вечная и несотворимая, постоянно движущаяся по законам механики, основа реального мира. Опираясь на материалистический сенсуализм, они утверждали первичность материи и вторичность всех форм сознания.
Гегель рассматривал
материю в качестве "инобытия"
абсолютной идеи, необходимого периода, одного из этапов развития
бытия мирового духа.
Маркс и Энгельс в понятие материи включали
всю постоянно изменяющуюся и развивающуюся
картину мира. Они считали содержанием
философского понятия материя не какой-либо
"общий признак", а противоречивый
процесс определения сознания бытием
в ходе практической деятельности человека.
Материя понималась как единственно существующая
субстанция.
В начале XX века, в связи с открытием английским физиком Дж. Томсоном электрона – первой внутриатомной частицы, некоторыми философами и учеными был сделан вывод об "исчезновении материи", так как существование последней связывалось с неделимостью атома. На смену вещественно-субстрактному представлению о материи приходит гносеологическое, одним из первых сформулированное В.И.Лениным в его работе "Материализм и эмпириокритицизм". Эта концепция получила свое дальнейшее развитие в рамках марксистского мировоззрения и прежде всего в СССР. Но оно оказалось лишь периодом в развитии понятия материи. О чем и пойдет речь в последующем.
Даже краткое рассмотрение истории возникновения и развития понятия материи со всей очевидностью показывает, что оно является результатом длительного и противоречивого процесса мироосмысления, основанного на деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира.
1.2 Определение материи
Какое же определение является адекватным материи? Ответ на этот вопрос постоянно является предметом острых споров и дискуссий. Это и не случайно, потому что сам определяемый предмет (объективная реальность) неисчерпаем и содержит множество возможных определений. Понимание этого обстоятельства позволяет наметить реальный выход из, казалось бы, непреодолимого лабиринта различных значений. Он заключается в выявлении предельно общего содержания этих значений, что позволило бы за различиями усмотреть всеобщее, единое. В этом смысле анализ различных определений материи обеспечивает все более глубокое понимание целостности рассматриваемого понятия.
Существуют различные аспекты философского осмысления материи. Достаточно распространенным определением является: "материя – это философская категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях и существующей независимо от сознания". Это определение носит ярко выраженный мировоззренческий характер и определяет отношение человека к миру, содержит в себе возможность для индивида сопоставлять свое существование с существованием других людей, различными сторонами природного и социального бытия, познавать и практически использовать общие понятия, представления, ценности, знание в целом, общечеловеческий опыт, регулирующие его отношение с окружающей реальностью. Выше приведенное определение исходит не из понятия вещества или набора его свойств, а делает главный акцент на возможности познания мира, воспроизводит теоретико-познавательную ситуацию и поэтому его относят к гносеологическим.
Одним из опорных
понятий в рассматриваемом
В онтологическом смысле "материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения; в мире нет ничего кроме движущейся материи". Подобный подход к определению материи показывает относительную противоположность между материей и сознанием, природой и духом. Так, индивидуальное сознание через свою субстратную основу осуществляет нераздельную связь духовного и материального. Современная наука выявляет все более глубокие связи сознания, психики с биохимическими и биофизическими процессами в нервных клетках, устанавливаются экспериментальным путем энергетическая и информационная связь с биосферой и космосом.
Существуют многочисленные гипотетические теории о возможности разумной жизни на других планетарных системах. Сознание в онтологическом смысле рассматривается как один из атрибутов материи. А так как атрибуты извечно присущи определяемому, то сознание также вечно. Можно говорить только о различных его проявлениях как актуальных, так и потенциальных. Это вовсе не означает одухотворение природы. Так, невозможно говорить о наличии сознательной жизни в неорганической природе. Но в онтологическом смысле сознание есть коренное, неустранимое свойство материи, означающее возможность самосознания природы. Причем это коренное атрибутивное свойство актуализируется природой в своей наивысшей форме – социальной, а человек выступает в качестве субъекта этого всеобщего свойства материи.
В контексте изложенного понятно стремление внести в содержание основного вопроса философии личностный аспект. Речь идет не о субъективистских воззрениях с присущим им релятивизмом и агностицизмом. В данном случае личностный аспект исходит из необходимости определения материи с учетом всех ее известных уровней от простейших до высшей – социальной, обладающей различными формами проявления сознания, самосознания, духа.
В современной эволюции философских взглядов просматривается формирование новой концепции материи, в которой материя будет понята "с точки зрения категории личности" (выражение А.Ф.Лосева). Каковым будет содержание этой концепции покажет будущее, но главное в том, что человеческая мысль движется к синтезу самых разных стратегий исследования материи
2. Формы движения материи
2.1 Движение - способ существования материи.
Мир, в котором мы живем и частью которого являемся – это материальный мир. В этом мире очевидно наличие движущейся материи. Однако проблемы взаимосвязи форм движения материи еще не решены и не могут быть решены по одной причине – бесконечная сложность реального мира и его процессов приводит к бесконечности их познания. Нельзя создать "вечную" и "окончательную" классификацию форм движения. Хотя в прошлом столетии это пытался сделать Евгений Дюринг. Предпринимаются попытки уточнить положения энгельсовского учения о формах движения и их классификации. Выдвигаются гипотезы о существовании ранее неизвестных форм движения – наличие космологической (Б. Я. Пахомов, И. Д. Панцхава), кибернетической (Б. М. Кедров), ландшафтной (Л. Н. Самойлов) форм движения. В этой работе будет рассмотрена схема классификации, разработанная Ф. Энгельсом. Познание сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Однако, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.
2.2 Диалектическое понимание движения материи
В основе диалектико-
Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. "Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи".
Во-вторых, движение определяется как любое изменение. "Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще".
В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. "Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий".
Рассмотрим более подробно эти положения. Итак, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Иными словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником). В. И. Ленин показал, что "отрыв" движения от материи по сути дела означает признание существования лишь движения мысли, ибо движения "самого по себе", движения "ничего" не существует. "…Попытка мыслить движение без материи, – писал В. И. Ленин, – протаскивает мысль, оторванную о материи, а это есть философский идеализм".
Первое из рассматриваемых
положений говорит о
Последнее положение констатирует, что источником изменений является взаимодействие. В. И. Ленин подчеркивал гегелевские слова о том, что противоречие, т.е. отношение между противоположностями, "есть корень всякого движения и жизненности; лишь, поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью". Действие закона единства и борьбы противоположностей вызывает изменение, переход от одного состояния к другому, является внутренним импульсом совершающихся процессов, причиной самодвижения. Положение о противоречивости движения обязывает к определению его противоположных сторон (моментов). Ограничимся рассмотрением одной из пар противоположностей, определяющих собой движение – изменчивость и устойчивость.
2.3 Изменчивость и устойчивость как одна из пар противоположностей,
определяющих движение
Под изменчивостью мы понимаем смену свойств, состояний и отношений, принадлежащих материальным и идеальным системам. Устойчивость есть сохранение свойств, состояний и отношений этих систем. Движение включает в себя и изменчивость, и устойчивость одновременно. Наличие изменчивости в движении очевидно. Но и устойчивость обязательно включается в движение. Она "входит" в него даже в том смысле, что смена свойств, состояний и отношений (изменчивость) всегда присуща движению, т.е. сама смена (наличие изменчивости) является определенной устойчивостью. В реальном мире нет ни "чистой изменчивости", ни "чистой устойчивости", а есть движение, в котором изменчивость и устойчивость взаимодействуют и взаимопереплетаются. Поэтому понятия изменчивости и устойчивости являются результатом идеализации. Это предельные понятия. Не изменчивость и не устойчивость, а их взаимодействие, единство и взаимоисключение, "борьба" – источник процесса движения. Это проявление можно наблюдать в природе. Эволюция (движение) жизни не есть лишь изменчивость, которая с точки зрения теории генетической информации выступает как способность организма к изменениям (удлинением или сокращением) нитей ДНК и, таким образом, к образованию и изменению признаков, служащих основой для отбора. Однако эволюционный процесс нельзя понять без учета устойчивости, формой которого является наследственность (способность организма к накоплению, сохранению и передаче информации потомству). Эволюционный процесс живой природы – итог взаимодействия, "единства и борьбы" изменчивости (приспособления) и устойчивости (наследственности). Ф. Энгельс биологическую эволюцию рассматривал как результат взаимодействия между приспособлением и наследственностью. Процессы в мире неживых объектов также определяются именно взаимодействием изменчивости и устойчивости. "Поведение" (движение) любой элементарной частицы определяется типом физического взаимодействия (слабым, электромагнитным, сильным). Но различия в "поведении" частицы неразрывно связаны с устойчивостью – наличием законов сохранения. Развитие общества также связано с взаимодействием изменчивости и устойчивости. Исторические эпохи отличаются друг от друга тем, "как" производятся материальные блага (изменчивость), но то "что" производится (пища, одежда, жилища) в конечном итоге не изменяется (устойчивость). Однако, без последнего, как и без процесса производства, невозможно не только развитие, но и само существование общества. А процесс производства всегда имеет сохраняющиеся элементы (труд человека, предмет труда, средства труда). Конечно, каждый из элементов имеет свою (и общую) историю развития. Но наличие таких элементов сохраняется.