Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 02:00, контрольная работа

Описание

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» – любовь и «sophia» – мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?»

Содержание

Введение ………………………………………………………………….. 3
1. Познание в философии ……………………………………………….. 4
2. Проблема понимания и познание ……………………………………. 8
Заключение ………………………………………………………………. 9
Список использованной литературы …………………………………… 10

Работа состоит из  1 файл

Контрольная Познание и понимание (Философия).doc

— 140.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ………………………………………………………………….. 3
1. Познание в философии ……………………………………………….. 4
2. Проблема  понимания и познание ……………………………………. 8
Заключение  ………………………………………………………………. 9
Список  использованной литературы …………………………………… 10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ    

     Термин  «философия» происходит от греческих  слов «phileo» – любовь и «sophia»  – мудрость и означает любовь к  мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос – «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия»1.

     Цель  данной работы рассмотреть особенности  познания и понимания в философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

познаниЕ  в философии

     Все люди от природы стремятся к знанию. Все, что простирается перед нами и происходит в нас, познается  посредством наших чувственных впечатлений и размышления, опыта и теории. Ощущения, восприятия, представление и мышление, степень их адекватности тому, что познается, отграничение истинного знания от иллюзорного, правды от заблуждения и лжи – все это с древнейших времен тщательно исследовалось в контексте разных проблем философии, но прежде всего такого ее раздела, как теория познания.

     Теория  познания и «общая метафизика», рассматривающая проблемы бытия и сознания, образуют основу всей философии. На них уже зиждутся более специальные разделы, посвященные вопросам социальной философии, эстетики, этики и т.п.

     Теория  познания есть общая теория, уясняющая  саму природу, познавательной деятельности человека, в какой бы области науки, искусства или житейской практики оно ни осуществлялось. Теория  познания развивалась вместе со всей философией на протяжении всей ее всемирной истории. Нельзя назвать ни одного мыслителя, чтобы он с тем или иным успехом и оригинальностью не разрабатывал проблем познания. По теории познания написано такое множество специальных трудов, что их невозможно перечитать за годы и годы, если даже делать это дни и ночи. Но и любой самый искушенный в философии разум вопрос о знании трогает и порой необычайно глубоко, мудро2.

     Человечество  всегда стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего гордость человека и человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длительный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность окружающего мира. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли научные картины мира. Развитие научного знания происходило одновременно с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Знание образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры.

     Познание – высшая форма отражения. Раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на его предметно-чувственной, материальной, практической деятельности. Человек ничего не может знать о предметах и явлениях внешнего мира без того материала, который он получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания вообще3.

     Поскольку сущность познания заключается в  том, что оно есть отражение объективного мира, и все его формы являются снимками, копиями соответствующих  объектов, то центральным вопросом теории познания является вопрос об отношении наших знаний к объективному миру. Этот вопрос рассматривается в теории истины.

     Истина  – это соответствие, адекватность наших знаний содержанию объекта  познания. Это соответствие имеет следующие главные характеристики.

     Во-первых, это – объективность истины как  такой части знаний, содержание которой  от нас не зависит. Она существует потому, что объективен материальный мир, который в ней отражается, а отражение предполагает сходство с оригиналом. Поэтому-то в познании существует такой момент, который не зависит от нашего сознания, а всецело определен воздействием на него внешнего мира. Это независящее от нас содержание наших знаний и есть объективная истина.

     Во-вторых, по своей форме истина всегда субъективна, так как при взаимодействии объекта и субъекта всегда участвует сознание, определяя форму восприятия. На чувственной ступени познания эта форма определена предысторией человека и особенностями биохимических и физиологических процессов. На уровне абстрактного мышления субъективность проявляется в зависимости от того, какие знаковые системы мы используем и при каких условиях ведем познание.

     В-третьих, это – абсолютность истины как  той части знаний, которая не может  быть опровергнута дальнейшим развитием познавательной деятельности. Такая истина существует только как тот предел, к которому стремится наше знание.

     В-четвертых, это – относительность истины как приблизительное, верное лишь при  определенных условиях, знание. Знание относительно потому, что мир обладает бесконечной сложностью и находится в непрерывном развитии, в то время как на каждом уровне познания мы имеем дело с его конечными формами4.

     Выражение бесконечного в конечном возможно только благодаря упрощению действительности, которое и ведет к приблизительности, а следовательно, к относительности наших знаний. Отражение, которое еще недавно было адекватным, через некоторое время перестает быть таковым. Например, геоцентрическая концепция была заменена гелиоцентрической, подтвердив относительность наших знаний о мире. Точно также атомистическая теория, в которой утверждалась принципиальная неделимость атомов, просуществовала как абсолютная истина, начиная с учения Демокрита (V в. до н.э.) вплоть до XX в., когда был открыт электрон. Сегодня происходит пересмотр теории «большого взрыва» и вытекающих из нее таких проблем, как возраст нашей Вселенной, проблема мерности пространства, конечности и бесконечности мира. Если в естественных науках главная трудность познания сопряжена со сложностью и многообразием мира, то в социальных науках к этому прибавляется и изменение самих законов и общих условий социальных форм бытия.

     Понятием  истинности знаний пользуются все, но в разных философских направлениях ему придают различный смысл. Идеалистическая философия, в отличие от материалистической, отрицает истину. Так в объективном идеализме она рассматривается как соответствие вещей их понятиям (Гегель, современный неотомизм). Для субъективного идеализма соответствие понятий с вещами не может существовать, так как самих объектов либо вообще не су­ществует, либо это соответствие никак нельзя установить. Поэтому вопрос об истинности сводится здесь к правильности тех методов и процедур, которые применяются, или к абстрактным критериям простоты, удобства или даже красоты теории (К. Поппер, неопозитивисты и др.)5.

     В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о критериях, которые  позволяют установить истинность. Основным критерием истинности является практика, но ее понимание в различных философских направлениях тоже различно. Так, для неопозитивизма практика – это чувственный опыт, для экзистенциализма – чувственные восприятия, оторванные от объективной реальности. Для материализма практика – это целесообразная, чувственно-предметная деятельность человеческого общества, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Она существует в трех главных формах: как производственная, социально-политическая деятельность и научный эксперимент. Основной формой практики является производственная, так как она определяет содержание всех остальных ее форм.

     Практика  играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает  все его формы. Так чувственное  познание основано на непосредственном взаимодействии человека с внешним миром и объект такого взаимодействия всегда определен целями практической деятельности. Абстрактное мышление основано на познании объективных законов, но эти законы закрепляются в сознании только благодаря повторению в практике. Познание, таким образом, через практику связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать истинность своих знаний. Но она не создает эту истинность, а только позволяет ее установить. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность оказывается успешной, то эти знания истинны. 
 

2. Проблема понимания  и познание

     Человек живет в мире. В этом факте необходимый исходный пункт человеческого познания, философского, психологического анализа. Познание, в первую очередь, направлено «вовне», первым его предметом становится «Иное». Плоды, результаты соприкосновения с «Иным», оказывают, явно и неявно, воздействие на жизнь отдельного человека, группы, а через них - и человечества. В этом обратном влиянии – основа второй стороны познания, именуемой пониманием. Познание приносит определенные сведения о природе и жизни, понимание определяет связь этих сведений с реальностью, их место в жизни и деятельности человека. Диалектически противоречивое единство познания и понимания является объективной основой появления второго вектора человеческого познания, самопознания.  Самопознание имеет результатом систему представлений о себе, как о «Другом», попытка интегрировать эти результаты с непосредственным ощущением себя и своего присутствия в Бытии, - относятся к проблематике самопонимания. Понимание и познание оказываются связанными и в жизни отдельного человека, и в качестве теоретических понятий: одно невозможно без другого.

     «Толковые словари» русского языка определяют «понимание» как способность  осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-либо.  Это слово производно от глагола «понимать», следовательно, эта способность рассматривается в структуре языка как результат некоторой деятельности субъекта, способность приобретаемая, а не данная. Таким образом истолковываемое «понимание» субъективно, связано с индивидуальным опытом человека, и подвижно, поскольку связывается с деятельностью, а не с отдельным действием. Второе значение слова «понимание» связывается не с отдельным индивидом, субъектом, а с группой, например, говорят о достигнутом понимании, консенсусе на переговорах по урегулированию конфликта (семейного, политического и т.п.). Эта форма «понимания» рассматривается как результат общения, взаимодействия, спора. Жизнь коротка, и тратить все время на споры неэффективно, поэтому периодически заключаются, явно и неявно, перемирия, договоренности, позволяющие найти относительную стабильность в понимании изменчивой жизни. Результатом такого перемирия является  достигнутая, в результате, договоренность, конвенция. Индивидуальное изменчивое понимание, становящееся на какое-то время стабильным и общим, есть «понятие», логически и конвенциально оформленное представление о неком предмете, процессе. 

       «Понимание» несет в себе отпечатки  греческого корня «оним» (имя), и  латинского - «аним» (анима – душа, анимус – дух). В «понимании»,  таким образом, метафорически  присутствует «имя» предмета, процесса, признается в нем наличие «души», «духа», что  говорит о всех предметах и процессах, как изменчивых, подвижных, обладающих, по крайней мере, равным онтологическим статусом с познающим субъектом: и познающий и познаваемое в равной степени принадлежат одному миру, соприкасаются в одном Бытии.  А с равным следует «познакомиться», узнать его «имя», признать в нем «душу», «дух». Платон говорит об Эросе, как характеристике взаимоотношений познающего и познаваемого. В «понятии» эта одушевленность уступает место логической категоризации, конвенции. Эрос уступает место не столько Логосу, сколько «логическому» и «правовому». Живое и непосредственное общение принимает форму логически выверенной последовательности манипуляций и контр-манипуляций в соответствии не только с обычаем, традицией, но и с утвержденными правом процедурами. Из таковых выросли не только процессуальная составляющая в судебном разбирательстве, но и «классические» методы научного познания, осуществляемого в научных понятиях; методы преподавания в учебных заведениях; взаимоотношения сторон в процессе психологического консультирования.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"