Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание

В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.

Содержание

Введение
1. Мировоззрение и его исторические типы
1.1 Понятие мировоззрения
1.2 Исторические типы мировоззрения
2. Специфика философских проблем
3. Основные разделы философского знания
3.1 Философия – наука
3.2 Философия – идеология
3.3 Философия – гуманитарное знание
3.4 Философия – искусство
3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта
3.6 Философия – любовь к мудрости
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия 1.doc

— 151.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

              Введение                                                                                                   3

          1. Мировоззрение и его исторические типы                                             4

             1.1 Понятие мировоззрения                                                                     4

            1.2 Исторические типы мировоззрения                                                  6

          2. Специфика философских проблем                                                       12

          3. Основные разделы философского знания                                           18

             3.1Философия – наука                                                                            18

             3.2 Философия – идеология                                                                   20

             3.3 Философия – гуманитарное знание                                                21

             3.4 Философия – искусство                                                                   22

             3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта               23

             3.6 Философия – любовь к мудрости                                                   25

              Заключение                                                                                           27

Список использованной литературы                                                 28 
Введение

 

          На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».

          В бытии природного мира философию  интересуют не частности, а принципиально  мировоззренческие вопросы о  возникновении и организации  мира, что  выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее –  исходных    структурных     элементов.      Поиск    же    единства     в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии. 

 

  1. Мировоззрение и его исторические типы

 

1.1 Понятие  мировоззрения

 

          Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

          Мировоззрение -  это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и  самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.

          У человека всегда существовала потребность выработать общее представление  о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картой мира.

          Универсальная карта мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывался о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.

          Каждая эпоха, каждая общественная группа, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают картину мира, которая дает обобщенное значение о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.

          Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.

          В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

          В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, его способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.

          Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.

          Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.

          Мировоззрение - это представление о мире в целом и об отношении человека к этому миру.

 

 

 

 

 

1.2 Исторические типы мировоззрения.

 

          Существуют разные взгляды на то, по каким признакам можно выделить самостоятельные или относительно автономные типы мировоззрения. Существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения. За основу разграничения форм и их разновидностей могут быть взяты такие признаки:

             - способы духовного освоения мира;

             - уровни субъекта мировоззрения;

             - этнические и расовые особенности;

             - социально-технологические признаки;

             - социально-классовые градации;

             - общая мировоззренческая ориентация;

             - уровни научного освоения объектов;

             - характер практики;

             - отношение к направленности развития общества;

             - характер мироощущения;

             - формы познания.

          Нередко имеются сочетательные формы, когда одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.

          Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

          Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.

          Задача мифа не состоит в том, что бы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

          Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

          Обычно миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим и это обеспечивало духовную связь поколений.

          Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

          Важной стороной мифологической формы мировоззрения была магия. Она охватывала часть бытия мира первобытного человека и в максимальной мере проявлялась во взглядах и действиях особых личностей или групп людей (магов, колдунов, шаманов), выделившихся из остальных членов племени или рода своими важными функциями, главными из которых были способности установления связей с миром мифов, тесного с ними общения и получение благодаря такому общению реального воздействия на других людей и на природу. Считалось, что маг несет в себе тотем своего племени, который связывает его с мифологическими силами, является его частью и в то же время имеет связь с родом, с обычными членами рода. Даже внешний вид мага призван напоминать всем остальным о священном животном (птице, насекомом), находящемся не только вовне, но и внутри мага. Этот тотем призван помогать племени, но только маги способны вызвать через него нужные последствия. Тотемом считалось особое животное (птица, насекомое, растение и т.п.) на него нельзя было охотиться, нанести вред или убить.

          В подготовку мага к его деятельности входило овладение магическими принципами мышления. Первый принцип гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, второй -  закон соприкосновения, или заражения.

          В магическом знании отражалось как фундаментальная ограниченность примитивной практики, так и стремление выйти из нее. Магия оказалась социально значимой.

          На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия обращается к фантазии и чувствам.        Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.

          В религии главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является творческая всемогущая сила - Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также творцом мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.

          На протяжении истории человечества религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.

          В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику.

          Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"