Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 19:14, контрольная работа
В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.
Введение
1. Мировоззрение и его исторические типы
1.1 Понятие мировоззрения
1.2 Исторические типы мировоззрения
2. Специфика философских проблем
3. Основные разделы философского знания
3.1 Философия – наука
3.2 Философия – идеология
3.3 Философия – гуманитарное знание
3.4 Философия – искусство
3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта
3.6 Философия – любовь к мудрости
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1. Мировоззрение и его исторические типы
1.1 Понятие мировоззрения
1.2 Исторические
типы мировоззрения
2. Специфика философских проблем
3. Основные
разделы философского знания
3.1Философия – наука
3.2 Философия – идеология
3.3
Философия – гуманитарное знание
3.4 Философия – искусство
3.5 Философия – трансцендирующее постижение объекта 23
3.6 Философия – любовь к мудрости
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
На протяжении многих веков философская теоретическая мысль направлена на осмысление проблем бытия системы «мир – человек».
В бытии природного мира философию интересуют не частности, а принципиально мировоззренческие вопросы о возникновении и организации мира, что выразилось в древности в поисках мироздания, а позднее – исходных структурных элементов. Поиск же единства в многообразии мира выражает характерную для философского познания задачу синтеза человеческих знаний. Принципиальными для философии выступают вопросы о развитии мира. Окружающий человека мир, как обитель человеческой жизни – это не только природа, но и общество. Вне общества нет человека, поэтому основные принципы бытия общественной жизни, ее функционирования и развития – эпохальный интерес философии.
1.1 Понятие мировоззрения
Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе. А также сложившиеся на основе этих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Человек не существует иначе, как в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении природе, к миру вообще.
У человека всегда существовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека. Такое представление принято называть универсальной картой мира.
Универсальная карта мира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытом людей. Человек всегда задумывался о том, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следует относиться к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждая общественная группа, следовательно, каждый человек имеют более или менее ясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которые волнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрение эпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире, об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжении мировоззрения вырабатывают картину мира, которая дает обобщенное значение о строении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, что так или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями о своем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общие и частные свои цели в соответствии с определенном мировоззрением. Эта деятельность и эти цели есть выражение тех или иных интересов целых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь с мировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же она затемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями его характера. Мировоззрение играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.
В центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношении человека к внешнему миру, его способности понять это мир и целесообразно действовать в нем.
Мировоззрение – это фундамент человеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли, чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определенную систему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрение в сознании человека – это определенные воззрения. Взгляды на мир и свое место в нем.
Мировоззрение является образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это, во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной, практической деятельности; во-вторых, духовные ценности, способствующие формированию нравственных, эстетических идеалов.
Мировоззрение - это представление о мире в целом и об отношении человека к этому миру.
1.2 Исторические типы мировоззрения.
Существуют разные взгляды на то, по каким признакам можно выделить самостоятельные или относительно автономные типы мировоззрения. Существенным оказывается также вопрос о главных и неглавных формах мировоззрения. За основу разграничения форм и их разновидностей могут быть взяты такие признаки:
- способы духовного освоения мира;
- уровни субъекта мировоззрения;
- этнические и расовые особенности;
- социально-технологические признаки;
- социально-классовые градации;
- общая мировоззренческая ориентация;
- уровни научного освоения объектов;
- характер практики;
- отношение к направленности развития общества;
- характер мироощущения;
- формы познания.
Нередко имеются сочетательные формы, когда одновременно используются разные признаки деления мировоззрения. Иногда при этом возникают гармоничные связи. Чаще всего к основным типам относят: мифологическое, религиозное, натуралистское (сциентистское) и философское мировоззрение.
Мифологическое мировоззрение основано не на теоретических доводах и рассуждениях, или на художественно-эмоциональном переживании мира, или на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижении людей: добывание огня, изобретение ремесел, развитие земледелия, приручения диких животных.
Задача мифа не состоит в том, что бы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.
Миф – это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.
Обычно миф совмещает в себе два аспекта – диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим и это обеспечивало духовную связь поколений.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Важной стороной мифологической формы мировоззрения была магия. Она охватывала часть бытия мира первобытного человека и в максимальной мере проявлялась во взглядах и действиях особых личностей или групп людей (магов, колдунов, шаманов), выделившихся из остальных членов племени или рода своими важными функциями, главными из которых были способности установления связей с миром мифов, тесного с ними общения и получение благодаря такому общению реального воздействия на других людей и на природу. Считалось, что маг несет в себе тотем своего племени, который связывает его с мифологическими силами, является его частью и в то же время имеет связь с родом, с обычными членами рода. Даже внешний вид мага призван напоминать всем остальным о священном животном (птице, насекомом), находящемся не только вовне, но и внутри мага. Этот тотем призван помогать племени, но только маги способны вызвать через него нужные последствия. Тотемом считалось особое животное (птица, насекомое, растение и т.п.) на него нельзя было охотиться, нанести вред или убить.
В подготовку мага к его деятельности входило овладение магическими принципами мышления. Первый принцип гласит: подобное производит подобное, или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, второй - закон соприкосновения, или заражения.
В магическом знании отражалось как фундаментальная ограниченность примитивной практики, так и стремление выйти из нее. Магия оказалась социально значимой.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала религия. Как и мифология, религия обращается к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса на мир естественный и сверхъестественный.
В религии главное место занимает сверхъестественный мир, а его центром является творческая всемогущая сила - Бог. Он-то и определяет все другие структуры сверхъестественного мира и оказывается также творцом мира естественного. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
На протяжении истории человечества религия, религиозное сознание, религиозное отношение к миру развивались, приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные исторические эпохи. В центре любого религиозного мировоззрения стоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни. Все дела и поступки человека и даже его помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по высшему, абсолютному критерию.
В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие – «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику.
Специфика религии обуславливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.