Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:50, контрольная работа
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций.
Введение
Запад, восток, Россия в диалоге культур
Понятие и виды цивилизаций
Заключение
В сочинениях Р. Фергюсона, О.
Мирабо, П. Гердера и Ф. Вольтера цивилизация
выступала как порождение разума,
залог справедливости и благоденствия.
Идея прогресса цивилизации как
прогресса культуры была распространена
и в немецкой классической философии
(И. Кант, Г. Гегель). И уже тогда (Ж.-Ж.
Руссо, социалисты-утописты) цивилизация
рассматривалась как угроза гуманности,
нравственности, как насилие над
природой. Так возникла традиция противопоставления
понятий «культура» и «цивилизация».
В цивилизации подчеркивалась важность
обновления, даже насильственно отклоняющего
ход истории от пути природной
жизни. Цивилизация олицетворяла материально-технический
опыт человечества, а культура –
духовный, научный и художественный.
Цивилизация поклонялась
Распространенным в XIX в.
стало понимание цивилизации
через количественное накопление тех
факторов, которые возвышают
Ф. Энгельс вслед за Морганом представлял цивилизацию как ступень в развитии общества, следующую за дикостью и варварством. Цивилизация рассматривалась как длительный период социального развития отдельных народов и мира в целом, характер которого определяется господствующими производственными отношениями.
Ф. Гизо, французский историк, одним из первых предпринял попытку разрешить противоречие между идеей прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного историко-этнографического материала, заложил основы этноисторической концепции цивилизации, предполагая, что существуют как локальные цивилизации, так и те, которые обеспечивают прогресс человеческого общества в целом.
Впоследствии немецкий мыслитель
О. Шпенглер в своей знаменитой книге
«Закат Европы» (1916) противопоставил
культуру цивилизации, отрицая единство
и преемственность в развитии
человеческой культуры, целостность
исторического прогресса. Шпенглер
уверял, что любая культура, достигнув
зрелости, приходит в упадок, а это
неизбежно ведет к крушению общества,
которому она принадлежит. Западные
общества и их культура уже пережили
точку своего наивысшего расцвета и
находятся на последней стадии упадка.
В период зарождения культуры преобладающее
значение имели мифы, религия. Период
зрелости связан с построением философских
систем, развитием науки, искусства.
Последний этап характеризуется
усилением индивидуализма, распространением
философских систем, развитием науки.
Эту стадию Шпенглер и назвал цивилизацией,
которая знаменует собой
В России появление понятия
«цивилизация» относится к XIX в. и
связано с проблемой
Противопоставление понятий «культура» и «цивилизация» продолжил Н. Бердяев. Культура, в его представлении, заражена пороком цивилизации. Цивилизация рассматривалась им как сфера действия масс, выражала рост производительных сил, господство «экономического реализма», под которым подразумевалось материалистическое понимание истории.
В русской философии и
культуре (Г. Сковорода, Л. Толстой, В. Соловьев)
предметом острой и постоянной критики
были негативные стороны развития цивилизации
– односторонность материально-
Последователем О. Шпенглера в изучении отдельных цивилизаций стал А. Тойнби. Он также считал цивилизацию концом культуры и характеризовал ее как ограниченную во времени и пространстве культурно-историческую систему, отличающуюся относительным единством духовной общественно-политической и хозяйственной жизни. Каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать ответы на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и приходит ее гибель.
В XX столетии своеобразное восприятие
процесса цивилизации дает американский
социолог О. Тоффлер в книге «Третья
волна». Исторический процесс развития
цивилизации проходит ряд этапов,
которые подобно волнам накатываются,
сталкиваются друг с другом, порождая
противоречия и социальные трудности.
Три волны рассматриваются как
исторические типы цивилизаций –
аграрной до XVII-XVIII в., индустриальной с
эпохи возникновения
Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет,
один из крупнейших мыслителей XX в., отвергал
идеи Шпенглера, противопоставляющие
культуру и цивилизацию. В книге
«Восстание масс» он рассматривал преемственность
в развитии культуры и цивилизации
в качестве универсального закона истории.
Поэтому все культурные достижения,
накопленные европейскими народами
в прошлом, должны быть сохранены
ими в настоящем и будущем.
Кризис, охвативший Европу в начале
XX в., не означает завершения европейской
культурной традиции. Он свидетельствует
не о «закате Европы», а о необходимости
для нее нового исторического
возрождения. Понятием «Европа» Ортега-и-Гассет
объединяет все те регионы, которые
в своем развитии усвоили плоды
европейской культурной традиции. Кризис
цивилизации и культуры он видит
в наступлении «массовой
В современной отечественной
культурологии можно выделить два
основных направления в вопросе
о соотношении понятий «
Другое понимание соотношения
культуры и цивилизации характерно
для В. Межуева, Э. Баллера, Н. Злобина
и др. Культуру они рассматривают
как процесс творческой деятельности
личности, как творческое начало исторического
процесса, а цивилизацию – как
форму организации социальной жизни,
создающей предпосылки для
Таким образом, понятия «цивилизация»
и «культура» отличаются сложностью
и многозначностью. Нам представляется
более правильным считать эти
понятия взаимодополняющими. Если культура
характеризует человека, меру его
развития, способы самовыражения
в различных видах
Запад, восток, россия в диалоге культур
В исторической и философской
литературе, в публицистике вот уже
полтора века оживленно обсуждается
вопрос о характере русской культуры
и русского менталитета в контексте
их взаимодействия с культурами Запада
и Востока. Вспомним «славянофилов»
и «западников», обратим внимание
на аналогичные им идеологические группировки
сегодня и мы без труда поймем,
что спорящие стороны, как правило,
не стремятся ограничить себя узкими
рамками теории: их концепции устремляются
в политику и находят свое прямое
отражение в стратегии и
«Запад» и «Восток», противопоставляемые России и сопоставляемые с ней, выступают в этих спорах не как географические регионы, а как два особых типа цивилизованного и культурного развития. Под Западом имеется в виду техногенная цивилизация, сложившаяся первоначально в Европе (XV–XVII веков) и распространившаяся позднее на Северную Америку, Австралию, а с конца прошлого века — и на Японию. Для западного типа цивилизационного и культурного развития характерны безудержное стремление к овладению силами и богатствами природы, влекущее за собой ускоряющиеся прогрессивные изменения технико-технологического базиса общества и связанных с ним наук, непрерывное изменение социальных связей и отношений. Восток это так называемые традиционные общества и традиционные культуры, характеризующиеся позицией невмешательства в протекание природных процессов; установкой на адаптацию индивида к сложившейся социальной среде, а не на ее преобразование; коллективистским менталитетом в противовес индивидуалистической доминанте на Западе.
Что же представляет собой русская культура, русский менталитет (и, следовательно, к какому типу цивилизационного развития тяготеет Россия)?
Если иметь в виду «славянофилов» и «западников», то вырисовываются, казалось бы, две альтернативные концепции:
1. Россия идет совершенно самобытным путем, узловые точки ее культуры, менталитета, исторического поведения не имеют ничего общего ни с западным, ни с восточным вариантами. Поэтическое выражение эта концепция нашла в знаменитом четверостишии ф. Тютчева:
Умом Россию не понять.
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать
В Россию можно только верить.
Обнаружив несомненную самобытность отечественной культуры и менталитета, эта концепция бескомпромиссно абсолютизировала их «русскость».
2. Россия по своим социокультурным истокам и своему менталитету, безусловно, тяготеет к Западу и должна ориентироваться только на него, когда речь заходит о попытках модернизации, о догоняющем развитии страны. Историческая приобщенность России ко многим духовным ценностям западной цивилизации и культуры не подлежит сомнению. С Запада в Россию пришло христианство (правда, в его юго-восточном, византийском варианте); в течение веков мыслящая Россия впитывала в себя элементы западного рационализма, просветительства, романтизма, социального утопизма, авангардизма и пр.; со времен Петра I было перенято западное уважение к научной рациональности. Однако в концепции «западников», также как у «славянофилов», присутствует абсолютизация. Во-первых, она сказывается в стремлении к всеохватывающему, в том числе и к механическому, «дурному» заимствованию западного опыта, что мы наблюдаем сегодня и в экономике, и в искусстве, и в других сферах жизни, когда наряду с целесообразным, высокодуховным перенимается устаревшее в социально-экономическом плане, безнравственное в плане духовном и т. п. Во-вторых, сбрасывается со счетов колоссальное обратное воздействие русской культуры на Запад (художественной литературы, музыки, балета, политических и нравственных концепций, системы образования). В-третьих, игнорируются восточные моменты и мотивы в русской культуре.
Как реакция на категоричность
«славянофильства» и «
3. Россия представляет собой специфический тип культуры — евразийский, связанный с ее географическим местоположением, историческими перипетиями судьбы, взаимодействием с восточными и западными соседями. Евразийство как особая концепция социокультурного места России возникло в начале 20-х годов нашего века в среде русской эмиграции, пытавшейся разобраться, с одной стороны, в истоках и смысле происшедших потрясений, и, с другой, — в перспективах дальнейшего развития родной страны. В отличие от западников евразийцы не хотели, по их словам, смотреть на Россию как на культурную провинцию Запада, с запозданием повторяющую ее «зады». Более того: по их мнению, «богиня культуры», чья палатка столько веков была раскинута среди долин и холмов европейского Запада, перемещается на Восток[205]. В то же время в отличие от славянофилов евразийцы учитывали воздействие на русскую культуру и западной, и южной (по преимуществу византийской), и восточной культур. На разных этапах исторического развития России на авансцену выступала одна из трех линий социокультурной ориентации: в период Киевской Руси — византийская, в столетия татаро-монгольского ига — восточная, со времен Петра — западная. При этом русская культура не просто впитывала все эти элементы, но синтезировала их в целостность.