Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:50, контрольная работа
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций.
Введение
Запад, восток, Россия в диалоге культур
Понятие и виды цивилизаций
Заключение
Вопрос о России и ее месте в истории решается следующим образом: во-первых, указанием на христианский характер ее духовно-культурной традиции и европейскую принадлежность этноса, общества и государственности (этим она отличается от цивилизаций Востока); во-вторых, указанием на православие и совпадение государственности и цивилзации в силу геополитической специфики, что отличает Россию от стран Западной Европы. Чисто исторически Россия (вместе с Византией и Западной Европой) – это вторичная и наиболее молодая христианская цивилизация западного мира.
Культура России – это культура русского народа, сложившаяся вначале на восточнославянской основе в виду культуры древнерусской народности (примерно в VIII–XIII вв.), а с XIV в. и по настоящее время представленная украинской, белорусской и великорусской культурами. Для русского культурного самосознания определяющей является мысль о временном, локальном и существенном единстве российской культуры и о ее определенном своеобразии. Существуют и два иных подхода в определении понятий «культура России» обособительный и расширительный. Первый настаивает на резком противопоставлении Руси-Украины и гораздо более позднего и смешанного культурного образования, сложившегося в собственно России. Второй представляет культуру России как совокупность множества различных национальных культур, так или иначе связанных с собственно русской культурой. Оба подхода – и обособительный, и расширительный – в известной мере объясняются спецификой самой русской культуры и путей ее исторического развития, своеобразием природных условий и социокультурного окружения, а также общим колоритом исторической эпохи.
Культура России и православие
– один из аспектов, выражающих специфику
и важнейшие особенности
Понятие и виды цивилизаций
Цивилизация — это высшая ступень организации и раз/
вития человеческого общества,
высшая и в логическом, и в историческом
плане. Общество как совокупность взаимосвязанных,
взаимодействующих личностей
Первичной ячейкой организации общества, клеточкой, кирпичи-
ком, из которых строится вся его структура, является семья. Именно
здесь осуществляется воспроизводство главного атома всего общественного мироздания — человека, формируется его био социальный генотип, потребляется большая часть созданного конечного продукта.
Распад семьи, уменьшение ее роли в обществе является важнейшим
признаком кризиса, поразившего общество, всю цивилизацию.
Второй уровень представляют объединения людей. Они могут
создаваться либо для совместного проживания (деревни, города),
либо для совместной производственной деятельности (предприятия, учреждения) или же совместной общественно политической
деятельности (профсоюзы, политические партии и т.п.).
Третий уровень составляют этносы, нации. Хотя по характеру эти формы взаимодействия людей, проживающих на более или
менее обширной территории, различны, но они имеют схожие
структурирующие признаки — общность языка, уклада жизни,
традиций, исторического опыта, верований.
Четвертый уровень — государства, объединяющие несколько
этносов или наций и имеющие характерные, общепризнанные институты — границы, государственную власть, гражданство, экономическое и культурное пространство, свою историю.
Наконец, пятым, высшим элементом в структуре общества является цивилизация, объединяющая все человечество, находящееся на
определенной ступени развития, или его крупную составную часть.
Цивилизации могут совпадать с границами государства, но происходит это не всегда. Главное в цивилизации — определенная система
ценностей, выработанная и подкрепленная историческим опытом,
общими или близкими условиями существования и развития.
Цивилизации, в свою очередь, мы рассматриваем в трехмерном
Пространственно временном разрезе:
➦ глобальная цивилизация — часть (или все) человечество, достигшая уровня цивилизационного развития и проходящая определенные ступени, фазы жизненного цикла;
➦ локальные цивилизации как важнейшие составные части
глобального сообщества, различающиеся по системе цивилизация
➦ мировые цивилизации как крупные этапы развития глобальной цивилизации и циклы поколений локальных цивилизаций, эпохи в развитии человечества как единой мегасистемы.
Каждый из перечисленных видов цивилизаций выполняет свою
функцию в процессе формирования
и динамики цивилизаций. В начальной
стадии (после неолитической
поле глобальной цивилизации. Оно постепенно расширяется, происходит его дифференциация на локальные цивилизации. С течением
времени их число возрастает, а состав в общем историческом потоке
динамики глобальной цивилизации меняется. Система цивилизаций
непрерывно эволюционизирует,
периодически происходят качественные
скачки в ее развитии, находящие
выражение в смене мировых
цивилизаций и поколений
Структура цивилизаций
Цивилизация — сложный, многослойный социальный
организм высшего порядка.
Его структуру можно
в виде «пирамиды» цивилизаций, состоящей из нескольких «этажей» и множества «квартир» (рис. 1.1).
Вершину этой пирамиды занимает духовная сфера, формирующая и передающая от поколения к поколению систему ценностей — главное, что отличает одну цивилизацию от другой.
В духовную сферу (или сферу духовного воспроизводства)
включаются следующие элементы:
➦ наука — уровень познания закономерностей природы и общества и умения их использовать для развития технологического,
экономического и
➦ культура — эстетическое восприятие природы и общества,
их гармония в динамике, чувство прекрасного;
➦ образование — способы передачи накопленных знаний
и опыта, научного и культурного наследия, позволяющие подрастающему поколению воспринять социальный генотип, адаптироваться к окружающему миру и переменам в нем;
➦ религия — миро представление человека и общества, системы целей и мотиваций деятельности людей, исходя из их этических норм и взаимоотношений с другими концессиями.
Все эти элементы тесно связаны, переплетены, различаются от
цивилизации к цивилизации, меняются от эпохи к эпохе.
Ниже «этажом» находится социально/политический строй,
характеризующий формы и
способы объединения и
стратификация), этнической и национальной принадлежности,
формам политической деятельности, государственно правовому
устройству. Этот строй регулярно изменяется в результате войн
и революций.
«Пирамида» цивилизаций
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ (ДУХОВНЫЙ МИР)
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА
ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ, НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ
наука культура образование мораль религия социальные национальные политические государственные правовые структура воспроизводства формы собственности обмен распределение экономическое управление средства труда источники энергии предметы труда природные ресурсы технологии организация производства потребности способности знания навыки (умения) интерес (желания) воля.
➦ формы собственности, присвоения средств производства
и произведенных продуктов;
➦ способы распределения произведенного продукта (включая
прибавочный) между различными социальными группами;
➦ формы обмена, развитие рынка со всеми его категориями
(деньги, цена, кредит и т.п.);
➦ динамика структуры экономики по функциональному на-
значению производимой продукции (воспроизведенная структу-
ра) и по другим критериям;
➦ формы и методы управления экономической деятельностью.
Состав и характер этого «этажа» во многом определяются
следующим за ним технологическим способом производства.
Последний включает следующие элементы:
➦ средства труда, система орудий труда (машин), зданий, сооружений, транспортных путей и т.п.;
➦ источники энергии — как в производственной деятельности,
так и в быту;
➦ предметы труда — природные и прошедшие переработку;
➦ технологии, способы соединения рабочей силы со средства-
ми и предметами труда с помощью энергетических источников;
➦ общественное, отраслевое и профессиональное разделение
труда в процессе производственной деятельности;
➦ формы организации производства, его специализации, концентрации, кооперации, диверсификации.
От взаимодействия всех этих
элементов зависит уровень
Фундаментом «пирамиды» цивилизации является народонаселение — его численность, темпы динамики (рождаемость, смертность, естественный прирост), состав семей, половозрастная структура, миграция, объем потребностей и степень их удовлетворения
(уровень и качество жизни). На нижнем «этаже» проявляются конечные результаты функционирования и динамики цивилизаций.
Однако под этим «этажом»
находится еще один, определяющий
внешние условия
природа и экология: масштабы территории цивилизации, климатические условия, плотность населения (демографическая нагрузка на природную среду), обеспеченность разнообразными видами
природных ресурсов, уровень загрязнения окружающей среды
и вмешательства в биосферные процессы. Именно здесь располагается
зона взаимодействия природы и цивилизации, зона их к эволюции.
Как видно, каждый из «этажей» цивилизации выполняет свои
функции и имеет свою структуру. Но они постоянно взаимодействуют и согласованно, сбалансировано трансформируются,
выражая тем самым сущность закона пропорциональности
в структуре и динамике цивилизации, строгой гармонии в их
развитии. Нарушения данного
закона, особенно в переходные эпохи,
снижают эффективность
Заключение
Культура – явление целостное и органичное. Она искусственно не конструируется и не трансформируется, подобные эксперименты ведут только к ее разрушению. С большим трудом в сознании многих людей, в том числе и ученых, утверждается идея специфичности и многообразия развития разных культур, каждая из которых по-своему встраивается в общемировой цивилизационный процесс, опираясь на свои глубинные духовно нравственные архетипы, которые не могут быть распределены по рангам на прогрессивные и реакционные.
В мире существуют различные культуры, но они не могут быть хорошими, плохими, правильными, неправильными. Ошибкой является стремление их исправить, улучшить, цивилизовать по какому-то образцу, идеализировать какую-то модель. Подлинные общечеловеческие ценности могут возникнуть только в диалоге всех земных обществ и цивилизаций. Весьма современно звучат слова Ф.М. Достоевского: «Пусть кто-нибудь из теоретиков укажет нам тот общечеловеческий идеал, который выработать из себя должны всякая личность. Целое человечество еще не выработало такого идеала… А если тот общечеловеческий идеал, который у них есть, выработан одним только Западом, то можно ли назвать его настолько совершенным, что решительно всякий другой народ должен отказаться от попыток принести что-нибудь от себя в дело выработки совершенного человеческого идеала и ограничиться только пассивным усвоением себе идеала по западным книжкам».