Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:50, контрольная работа
Рассматривая вопрос о месте России во всемирной истории, специфике ее собственной истории и культуры, о своеобразии ее государственности, пытаясь понять и объяснить причудливые узоры политической истории страны и народа, очень часто обращаются к старой философско-исторической схеме Восток-Запад. Как бы при этом ни понимались исходные понятия – элементы этой классической схемы, Россию считают либо принадлежащей Западу или Востоку, либо имеющей собственную специфику, а поэтому не совпадающей ни с Западом, ни с Востоком. В последнем случае, возможно несколько самостоятельных позиций.
Введение
Запад, восток, Россия в диалоге культур
Понятие и виды цивилизаций
Заключение
Особое место в культурно-
Читатель, несомненно, обнаружит
в концепции евразийства
1. Отношение философов-историков к понятию восток-запад
Восток издавна осознавался
европейцами как заманчивый и
чужой, его восхваляли и порицали,
говорили о его стабильности или
неисторичности, о глубинной духовности,
поднимающей человека над его
эмпирическим существованием, или, напротив
о косности и рабстве. Эти и
многие другие противоречивые определения
нашли отражение и в
Но что же мы имеем в
виду, когда оперируем этими
Под именем «Восток» этот мыслитель объединяет древние цивилизации Азии и примыкающей к ней Северной Африки: Китай, Индию и Персию, а в составе последней – зендский народ (народ Заратустра), Ассирию, Вавилонию, Мидию, Иран, Сирию, Финикию, Иудею и Египет. Кроме того, имея в виду христианскую эпоху всемирной истории, он причисляет к Востоку исламский мир. Таким образом, Восток выступаету Гегеля в виде трёх культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Двигаясь дальше на Запад, мы попадаем из Западной Азии (Ближний Восток) в Европу. В древности в ее южной части, на островах и полуостровах северного Средиземноморья сложились две цивилизации (из числа известных во времена Гегеля): греческая и римская. Этот античный мир и возникшая уже в христианскую эпоху западноевропейская цивилизация составляют у Гегеля собственно «Запад». Заметим, что ни Россию, ни современные ему американские государства немецкий философ не включил в состав Запада, ибо вообще не нашел им места в своей философии всемирной истории.
Итак, в гегелевской трактовке, по существу, есть два понятия Запада: 1) расширительное, соединяющее античность и христианскую культуру заподноевропейских народов; 2) узкое, подразумевающее лишь последнюю. Каждая из трактовок имеет своих сторонников. Так, «локалисты» (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби), отвергающие и всемирную историю как целое, и саму философско-историческую антитезу Восток-Запад, допускали использование термина «западный» для обозначения именно заподноевропейского культурного мира как особой самостоятельной цивилизации. А универсально, по-европейски мысливший Э. Гуссерль, как и множество других авторов, называл Древнюю Грецию «духовной родиной» Запада. Компромиссная точка зрения, также имеющая много сторонников, представлена К. Ясперсом в его «Духовной ситуации времени», Он, подобно Шпенглеру, помещает западную культуру среди прочих локальных цивилизаций, но выделяет ее, указав на мировой характер истории, приданный ею в эпоху Нового времени, и на собственные исторические корни Запада, связанные с наследием греков, иудеев и римлян.
Зрелому Ясперсу принадлежит
наиболее значительный опыт культурфилософского
осмысления всемирной истории, понятий
Запада и Востока. Ясперс резко критически
воспринимает идеи Гегеля относительно
единства всемирной истории и
использования понятий мировой
«оси». Поскольку христианство осталось
фундаментом только западной цивилизации,
поскольку христианский рубеж не
может считаться «осевым
В эту эпоху человек впервые осознал себя самого и осуществил прорыв за рамки всякого локального (цивилизационного, национального, кастового, профессионального, полового, возрастного) существования. Но этот прорыв не завершился действительным объединением людей в масштабе их общего сущетсвования. Создалось лишь несколько «мировых» ориентаций в религии и политике.
Интересно, что Ясперс, активно использующий понятие Запада, почти избегает понятие Востока. Он говорит о Китае и Индии как о двух самостоятельных сферах культурно-исторической традиции наряду с третьей – Западом. Последний выступает у него в нескольких значениях. Это – и западная культура П тыс. н.э. (узкое значение термина). Но этот и гигантский культурно-исторический мир, начатый Египтом, Месопотамией и крито-микенской цивилизацией, продолженный персами, иудеями, греками римлянами в античную эпоху и завершаемый Византией, Россией и Западной Европой с Америкой в христианскую эпоху (с добавлением исламской цивилизации). Данное понятийное новообразование охватывает предельное значение термина «Запад». Наконец, в концепции Ясперса присутствует и представление о Западе как европейской культурно-исторической традиции, начатой греками – с их идеями и реальностями свободы и демократии, философии и науки.
2. Проблема восток-запад-россия в диалоге культур
Какое же место занимает Россия в в понятийной парадигме «Восток – Запад»? Проблема Восток – Запад – Россия была впервые заявлена П.Я. Чаадаевым в «Философических письмах». В полемике западников и славянофиллов была предпринята попытка «прописать» российскую историю и культуру во всемирно-историческом духовном наследстве. Первые утверждали, что Россия принадлежит европейской культурно-исторической традиции. Вторые рассматривали Россию как самобытное духовное образование, максимально подготовленное к адекватному восприятию истин христианского мировоззрения. Третьим вариантом европейско-христианской «прописки» русской истории, культуры, общества и государства явилась концепция византизма К.Н. Леонтьева.
Аспект российской самобытности
в теории славянофилов был резко
усилен «почвенником» Н.Я.
Почти на протяжении всего XIX в. в научно-историческом изучении русской истории господствовало представление о ее глубоком, принципиальном отличии от истории западноевропейских народов.
Данное убеждение может
быть названо одной из важнейших
черт и, пожалуй, наиболее характерными
свидетельством процесса становления
русского национального, а шире –
российского цивилизационно-
Высказав мысль, что Россия могла бы стать мостом между Западом и Востоком, так как она имеет возможность сочетать в своей культуре оба великих начала духовной природы – разум и воображение, Чаадаев тем самым поставил вопрос о «третьей силе» во всемирной истории.
Опора на гегелевскую диалектическую
триаду (Китай, Индия, Ближний Восток)
и одновременно введение в мировую
историю России как ее нового необходимого
звена допускали число
По этой же причине западники
помещали на третьей всемирно-исторической
ступени не только германские народы,
но и славянские (вместе и прежде
всего с Россией). Славянофилы
тяготели непосредственно к православию,
особенно в его «русском» варианте,
поэтому противопоставляли
Вторая возможность – теоретическая – дала существенно новый (после Гегеля) результат: формулу Восток – Запад – Россия, предложенную Вл. Соловьевым. Новизна его теоретического результата состоит в следующем.
Отвечая на вопрос, для чего
существует человечество, Вл. Соловьев
отталкивается от идеи развития и
необходимости ее тройственного
расчленения. Поэтому он выделяет три
ступени всемирно-
В «Философских началах цельного
знания» Вл. Соловьева мы находим
готовую теоретическую формулу
Восток – Запад – Россия. Она
может быть представлена и в ином
виде. Например, под Западом в
противоположность Востоку
3. Специфика россии в мировой культуре
В современной науке Восток,
Запад, Россия воспринимаются как важнейшие
социокультурные образования в
процессе исторического развития. Традиционно
время цивилизациив истории органичивается
5–6 тясячелетиями, начиная с появления
развитых, техногенных обществ в
долинах больших рек (Шумер, Египет,
Китай, индская цивилизация), заложивших
социально-экономический и