Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция

Описание

Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).

Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).

Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).

Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).

Работа состоит из  1 файл

Лекции по философии для заочников.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)
 
 Федеральное   агентство  по  образованию

 Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

 Южно-Российский государственный  технический университет

 (Новочеркасский  политехнический  институт) 

                                       Волгодонский институт (филиал)

 Южно-Российского  государственного технического университета

 (Новочеркасского  политехнического  института)

 (ВИ (ф)ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ)) 
 

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин» 
 
 

ЛЕКЦИИ  по дисциплине «Философия»

для студентов заочной формы обучения 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Волгодонск  2009

 
 
 
 
 

       Обсуждено и одобрено на заседании  кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины» ВИ (ф) ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ) 

       Протокол  №  5       от        27.11.09г.             и рекомендовано к использованию в учебном процессе. 
 
 

       Составители:

       Руденко В.А.                         проф., д.с.н. кафедры «СГД»

       Силаева Т.О.                        доцент кафедры     « СГД» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛЕКЦИИ  ПО ФИЛОСОФИИ

(для  заочного отделения) 

Тема 1. Роль философии  в жизни человека и общества (2 часа).

Тема 2.  Исторические типы философии (2 часа).   

Тема  3 .  Философское  учение о мире (2 часа).

Тема  4. Человек как  философская проблема (2 часа). 

Тема 1. Роль философии  в жизни человека и общества (2 часа)

  Термин  «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo — любовь, sophia - мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (VI—V вв. до н.э.), который считал, что жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — на все это посмотреть. Для одних целью является слава, для других - нажива, а для третьих - истина. Следовательно, смысл философии, по мнению Пифагора, в поиске истины.

  Представление о сущности философии  в ходе истории менялось. Так, у Аристотеля философия — это знание общего. В средние века Сенека определял философию как учение о нравственности и правильном понимании людьми своего места в мире. Кант считал, что философия является учением об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума. А у Гегеля философия - это особый способ мышления в понятиях. Русский философ В. Соловьев отмечал, что философия - это не только знание, но и нравственное совершенствование.

  В философии люди ищут ответы на главные  вопросы своей жизни. Их наиболее четко сформулировал немецкий философ И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?

  Философы  всегда стремились выработать максимально  обобщенное знание о мире и человеке. Поэтому философию можно определить как систему знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру.

    Своеобразие философии в следующем:

  1. Она обладает всеобщностью и абстрактностью.
  2. Имеет особую рефлексивность. Она рефлексирует саму духовную (в том числе познавательную) деятельность.
  3. Содержит в себе мощный ценностный компонент, обладает значительным аксиологическим аспектом, призванным утверждать гуманистические идеалы.
  4. Важной чертой философского размышления является сомнение,что придает ей духовно-практическую направленность.

  Философия возникла примерно 2,5 тысячи лет назад, ее появлению способствовали материальные и духовные предпосылки.

  К материальным предпосылкам относится переход человечества от бронзы к железу, что обусловило скачок в развитии производительных сил, активизировало деятельность человека и, как следствие, вызвало потребность логически понять мир. Именно на этом основании Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли.

  Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность.

  Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - это исторически первый способ объяснения сущности мира и человека.

  Мифы  существовали у всех народов. В них  люди пытались найти ответы на вопросы  о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исторические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции:

  1. формировали коллективное представление о том или ином явлении;
  2. осуществляли связь поколений, передаваясь устно или письменно;
  3. закрепляли в обществе определенную систему ценностей и норм поведения;
  4. устанавливали единство человека с окружающей природой.

  Но  по мере развития общества мифологическое мировоззрение перестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии.

    Главные отличия философии  от мифологии:

  а) мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом;

  б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства;

  в) миф — это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий.

  Второй  духовной предпосылкой философии стала  преднаука, которая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам.Частью философского размышления быстро стали и астрономические знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космосе, об устройстве Вселенной.

  Третьей духовной предпосылкой философии стала  обыденная нравственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика — наука о нравственности.

  В философии сложилось множество  школ и течений, которые разделились на два больших направления в зависимости от решения вопроса о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, сознания, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеалисты первичным признают независимое от человека начало - дух, волю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания человека реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем.

  При решении вопроса о познаваемости мира философы разделились на три направления:

    • познавательный оптимизм, сторонники которого считают, что мир познаваем;
    • скептицизм - философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира;
    • агностицизм - учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.

    Философия выполняет в обществе ряд функций:

  1. Мировоззренческая.  Философия дает человеку систему общих теоретических взглядов на мир в целом и место человека в нем.
  2. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает наиболее общие методы исследования, познания, которыми пользуются не только философия, но и наука.
  3. Прогностическая функция философии в том, что она формирует гипотезы об общих тенденциях развития природы, человека, его сознания и общества.
  4. Критическая функция предполагает поиск истины посредством конструктивной критики заблуждений и ошибок предшественников.
  5. Аксиологическая функция философии состоит в исследовании природы ценностей, а также в оценке явлений, событий с точки зрения добра, справедливости, красоты и т.д.

Структура философского знания включает в себя:

    • онтологию — учение о бытии.
    • гносеологию — учение о познании.
    • антропологию - учение о человеке.
    • логику - учение о формах правильного доказательного мышления.
    • этику - науку о нравственности.
    • эстетику - науку о прекрасном.
    • социальную философию - учение об обществе
    • аксиологию – философское учение о ценностях.

.

Тема 2.  Исторические типы философии (2 часа)

  Античная  философия возникла на рубеже VII-VI веков до н.э. В это время в Греции происходили важные социально-экономические и политические изменения. Из преимущественно аграрной страны она превращалась в центр ремесла и торговли, что привело к росту городов, появлению новых сословий — ремесленников, торговцев, которые, в свою очередь,  стали оказывать влияние на политическую жизнь.

  Началась  борьба греков за преобразование аристократических  форм правления в демократические. Преобразования социально-экономической  и политической сфер привели к  изменениям и в духовной жизни  греков: вырос интерес к познанию окружающего мира (природного и общественного), появился целый ряд философских школ и течений.

    Характерные черты античной философии:

  1. Главным вопросом философии становится вопрос о том, что есть начало всех вещей.
  2. Античные мыслители стремятся объяснить всеобщее с помощью разума, аргументов, логики, не довольствуясь только фактами и опытом.
  3. Главной целью становится достижение истины. Аристотель отмечал, что люди, философствуя, ищут знания ради самого знания, а не ради какой-то практической пользы.
  4. Античная философия космоцентрична, направлена на осмысление космоса, природы и даже человек рассматривается в ней как его часть.

  Первыми философами Греции принято считать  представителей Милетской школы. Ее основателем был Фалес (около 625—545 гг. до н.э.), который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода — разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, магнит имеет душу, потому что притягивает железо.

  Учеником  Фалеса был Анаксимандр (611—545 гг. до н.э.), который основой всего считал апейрон - неопределенное некачественное материальное начало.

  Ученик  Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагреваясь — в огонь.

  Близко  к Милетской школе стоит Гераклит из Эфеса. Основой всего существующего у него является огонь. Определяющей в мировоззрении Гераклита является идея развития, всеобщей текучести вещей, изменяемости явлений. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды  по причине неудержимости и быстроты изменения». Гераклит делает глубокий вывод о том, что вечное течение и становление вещей есть гармония противоположностей: холодное нагревается, горячее остывает, молодое стареет и т.д. Смысл одной противоположности можно понять только через другую, так как «болезнь делает здоровье сладостным, голод сообщает приятность сытости, а тяжкий труд дает вкусить отдых».

  Проблема  многообразия мира, поднятая милетцами, находит свое развитие в философии Эмпедокла, Левкипа и Демокрита.

Информация о работе Лекции по "Философии"