Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).
Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).
Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).
Федеральное
агентство по
образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский
политехнический
институт) |
Обсуждено
и одобрено на заседании
кафедры «Социально-
Протокол
№ 5
от 27.11.09г.
и рекомендовано к использованию
в учебном процессе.
Составители:
Руденко В.А. проф., д.с.н. кафедры «СГД»
Силаева
Т.О.
доцент кафедры
« СГД»
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ
(для
заочного отделения)
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).
Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).
Тема
4. Человек как
философская проблема (2
часа).
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа)
Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo — любовь, sophia - мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (VI—V вв. до н.э.), который считал, что жизнь подобна игрищам: одни приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — на все это посмотреть. Для одних целью является слава, для других - нажива, а для третьих - истина. Следовательно, смысл философии, по мнению Пифагора, в поиске истины.
Представление о сущности философии в ходе истории менялось. Так, у Аристотеля философия — это знание общего. В средние века Сенека определял философию как учение о нравственности и правильном понимании людьми своего места в мире. Кант считал, что философия является учением об отношении человеческого знания к существенным целям человеческого разума. А у Гегеля философия - это особый способ мышления в понятиях. Русский философ В. Соловьев отмечал, что философия - это не только знание, но и нравственное совершенствование.
В философии люди ищут ответы на главные вопросы своей жизни. Их наиболее четко сформулировал немецкий философ И. Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что есть человек?
Философы всегда стремились выработать максимально обобщенное знание о мире и человеке. Поэтому философию можно определить как систему знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру.
Своеобразие философии в следующем:
Философия возникла примерно 2,5 тысячи лет назад, ее появлению способствовали материальные и духовные предпосылки.
К материальным предпосылкам относится переход человечества от бронзы к железу, что обусловило скачок в развитии производительных сил, активизировало деятельность человека и, как следствие, вызвало потребность логически понять мир. Именно на этом основании Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли.
Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность.
Мифология (от греческого mifos - предание, logos - слово) - это исторически первый способ объяснения сущности мира и человека.
Мифы существовали у всех народов. В них люди пытались найти ответы на вопросы о происхождении и устройстве мира, возникновении различных явлений природы, общества и человека. Мифы содержали в себе зачатки знаний, религиозные верования, моральные нормы, исторические свидетельства и выполняли в обществе следующие функции:
Но по мере развития общества мифологическое мировоззрение перестало удовлетворять потребности людей в познании и объяснении окружающего мира и уступило место философии.
Главные отличия философии от мифологии:
а) мифы все объясняли с помощью божества, а философия обращается к самой природе вещи, ищет причины явления в нем самом;
б) творцы мифов не доказывали своих утверждений, философы же стремились представить доказательства;
в) миф — это эмоционально-психологическое, художественное объяснение мира, тогда как философия — рациональное объяснение с помощью понятий.
Второй духовной предпосылкой философии стала преднаука, которая начинается со счета. Еще Платон обратил внимание на то, что число и счет учат человека размышлять. Именно математика способствовала тому, что философия перешла к доказательствам.Частью философского размышления быстро стали и астрономические знания. Глядя на звездное небо, люди начали размышлять о космосе, об устройстве Вселенной.
Третьей духовной предпосылкой философии стала обыденная нравственность, которая включала в себя традиции, запреты, нормы и ценности, регулирующие повседневное поведение людей. В философии произошло их более глубокое осмысление, и выделился важный раздел, получивший название этика — наука о нравственности.
В философии сложилось множество школ и течений, которые разделились на два больших направления в зависимости от решения вопроса о том, что первично — материя или сознание. Материалисты за основу признали материю, природу. Идеалисты объясняли мир из духа, сознания, считая их достоверной реальностью. При этом объективные идеалисты первичным признают независимое от человека начало - дух, волю, бога. А субъективные идеалисты полагают, что вне сознания человека реального мира нет. Мир такой, каким мы его себе представляем.
При
решении вопроса о
Философия выполняет в обществе ряд функций:
Структура философского знания включает в себя:
.
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа)
Античная философия возникла на рубеже VII-VI веков до н.э. В это время в Греции происходили важные социально-экономические и политические изменения. Из преимущественно аграрной страны она превращалась в центр ремесла и торговли, что привело к росту городов, появлению новых сословий — ремесленников, торговцев, которые, в свою очередь, стали оказывать влияние на политическую жизнь.
Началась борьба греков за преобразование аристократических форм правления в демократические. Преобразования социально-экономической и политической сфер привели к изменениям и в духовной жизни греков: вырос интерес к познанию окружающего мира (природного и общественного), появился целый ряд философских школ и течений.
Характерные черты античной философии:
Первыми философами Греции принято считать представителей Милетской школы. Ее основателем был Фалес (около 625—545 гг. до н.э.), который утверждал, что «все из воды происходит и в воду обращается». Вода — разумная, божественная сила, поэтому мир одушевлен. Так, магнит имеет душу, потому что притягивает железо.
Учеником Фалеса был Анаксимандр (611—545 гг. до н.э.), который основой всего считал апейрон - неопределенное некачественное материальное начало.
Ученик Анаксимандра Анаксимен первоначалом мира определил воздух, так как он подвижен и постоянно рождает различные формы природы. Охлаждаясь, воздух превращается в землю и воду, а нагреваясь — в огонь.
Близко
к Милетской школе стоит Геракл
Проблема многообразия мира, поднятая милетцами, находит свое развитие в философии Эмпедокла, Левкипа и Демокрита.