Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция

Описание

Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).

Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).

Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).

Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).

Работа состоит из  1 файл

Лекции по философии для заочников.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

  Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. Используя свои математические знания, он применил предел деления к миру и пришел к выводу, что его первоначалом является атом (в переводе с греческого «неделимый»).

  Атомы имеют бесконечное число форм и обладают важным свойством - движением. Сталкиваясь, они образуют различные вещи.

  Демокрит  считал, что атомы вечны и неуничтожимы, а единичные вещи временны и распадаются. Душа человека тоже есть сочетание  атомов. А сам он является «микрокосмом», в котором есть огонь и тепло. Он познает окружающий мир посредством чувств и разума.

   Основоположником  объективного идеализма в античной философии был Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию.

  Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его учениками. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Государство», «Законы».

  У Платона подлинным миром является мир идей, который существует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и изменчив.

   Важное  место в философии Платона  занимает учение об идеальном  государстве.

  Учеником  Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оставил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие.

  Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог — «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений.

  Значительное  место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно.

  Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.

  Аристотель  выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию, олигархию  и демократию).

  Творчество  Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».

    Средневековая философия

  Если  античная философия возникла и развивалась в условиях рабовладельческого общества, то средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V—XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью (обоснование бытия Бога.

  В эволюции средневековой  философии выделяют два периода:

  1. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона.
  2. Период схоластики, в котором философские идеи во многом определялись взглядами Аристотеля.

    Характерными чертами средневековой философии являются:

    • теоцентризм, признающий источником всякого бытия, блага и красоты Бога;
    • креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог творит мир свободно и дает начало всему чистым актом воли;
    • провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее задуманного Богом плана спасения человека;
    • идея историзма, согласно которой история человечества линейна и изменяется во времени, проходя определенные этапы: жизнь в раю, грехопадение, страшный суд, царство Божие;
    • антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу;
    • идея веры, которая имеет познавательную ценность, но отлична от разума тем, что значима только для верующих. Именно с помощью веры человек познает истины и ценности христианства;
    • христианская этика, проповедующая наряду с античными ценностями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покорность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь;
    • номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, разделяя учение Платона об идеях. Номиналисты, наоборот, не допускали существования общего до вещей, признавая первичным единичное.

  Ярким представителем периода патристики был Августин Блаженный (354—430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».

  Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатоников.

  Согласно  Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством  своей воли. Он сотворил первоматерию, пространство и время, но сам он вне времени.

  Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разумная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому человек отвечает за зло, а добро только от Бога.

  В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции провиденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю — «все, что человек делает, делает через него Бог». Он впервые представил исторический процесс как линейный, протяженный во времени, и дал периодизацию истории по аналогии с шестью днями творения. История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному.

  Период  схоластики представляет Фома Аквинский (1225—1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии».

  В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Любая вещь есть сумма пассивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог.

  В познании Ф. Аквинский выделяет три  уровня: 1) познание с помощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Разум человека несовершенен, он не может охватить все, истины христианства доступны лишь вере, поэтому философия должна служить ей и доказывать с позиций разума существование Бога.

    Ф. Аквинский  формулирует пять доказательств  бытия Бога.

  Учение Ф. Аквинского было высоко оценено церковью. Томизм (от лат. - Фома) был признан официальной идеологией католицизма.

  Одной из центральных проблем средневековой  философии была проблема соотношения  общего и единичного. Реалисты (от лат. realis — реальный, действительный) приписывали существование лишь общему, а номиналисты (от лат. потеп — имя, название) видели в универсалиях лишь название вещей.

    Философия Возрождения и  Нового времени

   Эпоха Возрождения представляла собой  процесс идейного и культурного  развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере сопровождался обращением к лучшим ценностям античной культуры.

    Характерные черты эпохи Возрождения:

    • происходит переход от теоцентризма к антропоцентризму, который поставил в центр внимания человека, его разум и творческую деятельность;
    • изменяется отношение к человеческой деятельности. Труд стал рассматриваться не г как наказание за грехи, а как важное качество, с помощью которого чееловек меняет мир и самого себя;
    • человек вновь (как и во времена античности) обращается к природе, стремится исследовать ее законы и поставить их на службу обществу;
    • возрастает интерес к социальной проблематике, формируется утопический социализм, который выдвинул идеал нового и справедливого общества, где ■ человек может развиваться свободно и гармонично (Т. Мор «Утопия», Т. Кампанелла «Город солнца»).

  Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.

  В философиии Возрождения  выделяют два периода — период гуманизма и период  натурфилософии.

  Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство.

  «Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незнании и незнании, других».

  Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею активной самореализации человека и на первое место ставил внутренние этические проблемы.

  Во  втором периоде эпохи Возрождения  на первое место выходит философия  природы или натурфилософия, которая  опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое  развитие. Ученые Возрождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль математики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития.

  Эти прогрессивные изменения нашли  отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея.

  Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах».

  Согласно  Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так  как Космос есть Бог, а он вечен  и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог).

  Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржуазных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии.

  Экономические интересы нового класса требовали развития естественных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического материала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в философии - эмпиризма и рационализма.

  Основоположником  эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Основные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».

  В познании решающую роль философ уделяет  чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом  научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека.

  Основоположником  рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе».

  Центральным понятием в учении Р. Декарта о  мире является «субстанция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог.

  Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком  которой является протяженность, и  духовную, главный признак которой  мышление.

      Основным  видом познания философ считает  рациональное. «Мыслю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии.

    Немецкая  классическая философия

  Немецкая  классическая философия хронологически охватывает небольшой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.

Характерные черты немецкой классической философии:

Информация о работе Лекции по "Философии"