Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).
Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).
Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).
Демокрит (V в. до н.э.) происходил из г. Абдеры. Используя свои математические знания, он применил предел деления к миру и пришел к выводу, что его первоначалом является атом (в переводе с греческого «неделимый»).
Атомы имеют бесконечное число форм и обладают важным свойством - движением. Сталкиваясь, они образуют различные вещи.
Демокрит
считал, что атомы вечны и
Основоположником объективного идеализма в античной философии был Платон (428-347 гг. до н.э.), ученик афинского философа Сократа, чьи идеи, жизнь и смерть оказали на Платона большое влияние и во многом определили его собственную философию.
Сочинения Платона написаны в форме диалогов Сократа с его учениками. Наиболее известные из них «Федон», «Федр», «Тимей», «Государство», «Законы».
У Платона подлинным миром является мир идей, который существует вне времени и пространства, совершенен, вечен и неизменен. Мир вещей является отблеском мира идей, он несовершенен, временен и изменчив.
Важное место в философии Платона занимает учение об идеальном государстве.
Учеником Платона был Аристотель (384/3-322 гг. до н.э.). Он оставил огромное наследие - более 150 трудов. Наиболее известные из них «Органон», «Метафизика», «Политика», «Никомахова этика» и другие.
Основой всякого бытия Аристотель считал первоматерию, которая является предпосылкой всего существующего. Реальный мир есть единство материи и формы. Формой всего является Бог — «перводвигатель», который задает цель дальнейшему движению и развитию вещей и явлений.
Значительное место в философии Аристотеля занимает учение о человеке, отличительной чертой которого является разум. Поэтому и все нравственные действия человека основаны на разуме. Человек есть общественное животное, жить в государстве для него естественно.
Главное назначение государства Аристотель видит в обеспечении максимальной меры счастья для наибольшего числа людей.
Аристотель выделяет три правильные формы правления (монархию, аристократию и политию) и три неправильные (тиранию, олигархию и демократию).
Творчество Аристотеля явилось вершиной развития древнегреческой философии, так как он обобщил, систематизировал и развил взгляды своих предшественников. Не случайно Ф. Энгельс назвал его «самой универсальной головой среди древнегреческих философов».
Если античная философия возникла и развивалась в условиях рабовладельческого общества, то средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V—XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью (обоснование бытия Бога.
В эволюции средневековой философии выделяют два периода:
Характерными чертами средневековой философии являются:
Ярким представителем периода патристики был Августин Блаженный (354—430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».
Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатоников.
Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, пространство и время, но сам он вне времени.
Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разумная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому человек отвечает за зло, а добро только от Бога.
В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции провиденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю — «все, что человек делает, делает через него Бог». Он впервые представил исторический процесс как линейный, протяженный во времени, и дал периодизацию истории по аналогии с шестью днями творения. История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному.
Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225—1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии».
В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Любая вещь есть сумма пассивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог.
В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с помощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Разум человека несовершенен, он не может охватить все, истины христианства доступны лишь вере, поэтому философия должна служить ей и доказывать с позиций разума существование Бога.
Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога.
Учение Ф. Аквинского было высоко оценено церковью. Томизм (от лат. - Фома) был признан официальной идеологией католицизма.
Одной
из центральных проблем
Эпоха Возрождения представляла собой процесс идейного и культурного развития Западной Европы накануне ранних буржуазных революций (XV-XVI вв.). В экономической и политической сферах это был переход от феодализма к капитализму, который в духовной сфере сопровождался обращением к лучшим ценностям античной культуры.
Характерные черты эпохи Возрождения:
Возрождение начинается в Италии и затем распространяется на всю Западную Европу.
В философиии Возрождения выделяют два периода — период гуманизма и период натурфилософии.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) в широком смысле слова оэзначает стремление к человечности, создание условий для достойной з жизни. В узком смысле слова гуманизм — это идейное движение, изучающее и распространяющее античные языки, античную литературу и искусство.
«Отцом» итальянского гуманизма был Ф. Петрарка (1304-1374 гг.). Свои философские идеи он изложил в трактате «О собственном незнании и незнании, других».
Ф. Петрарка отверг культ авторитета церкви, ее отцов и учителей, схоластический! способ ведения споров. Он проповедовал идею активной самореализации человека и на первое место ставил внутренние этические проблемы.
Во втором периоде эпохи Возрождения на первое место выходит философия природы или натурфилософия, которая опиралась на новое естествознание,, получившее в это время широкое развитие. Ученые Возрождения большое значение придавали опытному изучению природы и экспериментальному методу исследования. Возрастала роль математики, так как принцип математизации науки соответствовал основным тенденциям ее развития.
Эти прогрессивные изменения нашли отражение в творчестве Н. Коперника, И. Кеплера, Г, Галилея.
Ярким представителем натурфилософии является Д. Бруно (1548-й 1600 гг.). Основные его работы «О причине, принципе и едином» - «О бесконечности, Вселенной и мирах».
Согласно Д. Бруно, Вселенная бесконечна, так как Космос есть Бог, а он вечен и бесконечен. Эта позиция получила в философии название пантеизм (от греч. pan ~ все, teos — бог).
Новое время (XVII-XVIII вв.) было периодом формирования буржуазных общественных отношений. В 1609 году произошла первая буржуазная революция в Нидерландах, а в 1640 году — в Англии.
Экономические интересы нового класса требовали развития естественных наук, исследования природы с помощью опыта и эксперимента. Это привело к накоплению большого количества фактического материала, который, в свою очередь, необходимо было привести в систему, создать целостную картину мира. Эти тенденции в развитии научного познания способствовали формированию двух направлений в философии - эмпиризма и рационализма.
Основоположником эмпиризма был Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). Основные его труды - «Новый органон», «Новая Атлантида».
В познании решающую роль философ уделяет чувствам, опыту и эксперименту: «Нет ничего в разуме, чтобы не прошло через чувства». Главным методом научного познания он считает индукцию, когда на основе наблюдения большого количества фактов делается общий вывод. Чтобы овладеть этим методом, необходимо преодолеть предрассудки {идолы), препятствующие правильному отражению мира в сознании человека.
Основоположником рационализма был Р. Декарт ((1596-1650 гг.). Его главные философские работы - «Правила для руководства разума», «Рассуждение о методе».
Центральным понятием в учении Р. Декарта о мире является «субстанция», под которой философ понимает сущее, не нуждающееся для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Это е есть Бог.
Сотворенный мир он делит на два рода субстанции - материальную, главным признаком которой является протяженность, и духовную, главный признак которой мышление.
Основным видом познания философ считает рациональное. «Мыслю, следовательно, существую» — главный тезис его гносеологии.
Немецкая классическая философия хронологически охватывает небольшой исторический период (80-е гг. XVIII-1-я четверть ХIХ вв.) и связана с именами И. Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля и Л. Фейербаха.
Характерные черты немецкой классической философии: