Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).
Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).
Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).
Основоположником немецкой классической философии был И. Кант (1724-1804 гг.). Его главные философские труды - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
В творчестве И. Канта выделяют два периода:
1. Докритический, когда главное внимание философ сосредоточил на вопросах естествознания и выработке научной гипотезы о естественном происхождении Вселенвой в результате движения материальных частиц - атомов, их притяжения и отталкивания.
2. В критический период внимание И. Канта сосредоточено на проблеме познания. Всякое знание, считает мыслитель, начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть знаний порождается самой познавательной способностью человека и носит априорный, то есть доопыт-ный характер. Мир существует объективно, он воздействует на органы чувств и, таким образом, мы получаем эмпирические знания.
К априорным формам знания И. Кант относит пространство и время. С их помощью ощущения упорядочиваются, располагаются рядом друг с другом в пространстве и времени и составляют восприятие. А дальше действует рассудок, который подводит многообразие чувственного материала под единство понятия.
Но познать мир, отмечал И. Кант, до конца мы не можем. Наше знание всегда отличается от вещей, какими они являются на самом деле. Мы познаем только явления, сущность непознаваема и представляет собой «вещь в себе».
Важное место в своей философии И. Кант отводит человеку, которого он определяет как «самый главный предмет в мире». Природным свойствам человека является эгоизм, который, считает философ, несовместим с разумом. Его поведение должно зависеть не от внешних обстоятельств, а определяться внутренним законом разума - категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать принципом всеобщего законодательства». Но чтобы ориентироваться на нравственный закон, человек должен быть свободен и рассматривать другого не как средство, а только как цель.
Гегель Г. (1770-1831 гг.) - представитель объективного идеализма в немецкой философии и создатель диалектического метода познания и объяснения мира. Его основные работы — «Феноменология духа», «Наука логики». Началом и развивающей основой мира у Г. Гегеля является абсолютная идея. В своем развитии она проходит ряд этапов: 1) формирует многообразие понятий; 2) создает многообразие природы; 3) порождает человеческий дух, который проявляет себя в форме искусства, религии, философии.
Мир находится в постоянном развитии, и это развитие носит закономерный характер. Г. Гегель формулирует три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и, наоборот, закон отрицания отрицания.
Но гегелевская диалектика носила идеалистический характер: развитие выступает не как свойство мира, а как свойство абсолютного духа. Таким образом, главным противоречием гегелевской философии стало противоречие между метафизическими выводами консервативной системы и диалектическими принципами метода мышления.
Вопреки
догматическим притязаниям на абсолютную
истину, Г. Гегель, хотя и в идеалистической
форме, показал, что познание есть исторический
процесс, и поэтому истина как результат
познания постоянно развивается и изменяется.
Фейербах Л. (1804—1872 гг.) – материалист. Л. Фейербах дал критику религии» и идеализма в философском произведении «Сущность христианства». Л. Фейербах утверждал, что природа никем не создана и является причиной самой себя. А. человек - продукт и часть природы. Особенностью философии Л. Фейербаха является антропологизм. Он понимает человека как существо природное, он не видит влияния на человека противоречий общественной жизни.
Марксистская философия возникла в 40-е годы XIX века в Германии. Ее источником послужила немецкая классическая философия и, в первую очередь, философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха. Творчески переработав их идеи, К. Маркс и Ф. Энгельс создали принципиально новую философскую систему - диалектический материализм.
Диалектический материализм исходит из признания первичности материи по отношению к сознанию. Мир есть движущаяся материя, которая несотворима, вечна и неуничтожима. Всеобщими формами ее существования являются движение, пространство и время.
На основе крупных открытий в естествознании XIX века Ф. Энгельс сформулировал тезис о материальном единстве мира, охарактеризовал основные формы движения материи и показал их взаимосвязь.
К.
Маркс и Ф. Энгельс впервые
в истории философии
К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали материалистическое понимание общества. Из всего многообразия общественных отношений главными и определяющими они признали материальные, производственные отношения, которые складываются не проходя через сознание, так как прежде чем заниматься религией, искусством, наукой, политикой люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище. Все это невозможно без трудовой деятельности. Движущая сила развития общества - это трудящиеся, которые создают необходимые материальные блага. Общественное бытие определяет общественное сознание. Повседневная реальная жизнь людей находит отражение в религиозных идеях, нравственных и политических нормах, в произведениях искусства и т.д.
В
марксистской философии было сформулировано
и диалектико-
Таким образом, марксистская философия стала важным этапом в осмыслении бытия и познания, выработала принципиально новые подходы к пониманию общества, человека и их взаимодействия.
Русская
философская мысль тесно
Первый этап - древний. Религозно-философские представления этого периода нашли отражение в былинах, исторических песнях, сказаниях. Одним из первых источников исследователи считают «Велесову книгу» (IX в. н.э.).
Второй этап соответствует эпохе русского средневековья (XI-XY1 вв.). В это время происходит выработка новых христианских представлений о мире и человеке, что было связано с принятием в 988 году на Руси христианства.
Митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» (XI в.) излагает богословско-историческую концепцию, согласно которой Русская земля является частью мирового процесса и так же, как и весь мир, ведет борьбу «света» (христианства) против «тьмы» (язычества).
В XII веке Владимир Мономах пишет свои «Поучения», ставшие нравственно-этическим кодексом поведения христианина, который должен вести праведную жизнь, то есть совершать праведные дела:
покаяние, смирение, милостыню. «Лжи остерегайся, пьянства и блуда — от этого душа шогибает и тело» — отмечал автор «Поучений».
В начале XVI века монах Филофей в послании Ивану III изложил концепцию «Москва — третий Рим». Первый Рим пал под нашествием варваров, вторюй (Константинополь) изменил истинной вере, и только третий Рим — Москва — представляет истинное православие.
Таким образом, во втором периоде происходит выработка христианских представлений о мире и человеке (в противоположность языческим), и именно в русле этих представлений формируются и разрабатываются философские идеи.
Третий этап эволюции русской философии хронологически охватывает XVII — первую четверть XIX века и начинается с реформ Петра I, который ставил целью европеизировать Россию.
Идеал «православной святой Руси» уступает место сильному светскому государству, а проведенные реформы церкви и образования дают возможность развиваться философии относительно самостоятельно. Кроме того, «прорубив окно в Европу», Петр I способствовал быстрому проникновению в Россию западных идей.
В это время развитие получают преимущественно два направления - материализм в форме деизма и религиозный идеализм.
Религиозно-идеалистическое
направление этого периода
В учении о мире Г. Сковорода дуалист, так как мир у него состоит из двух «натур»: видимой - твари и невидимой - Бога. Бог пронизывает всю природу и является «тайной пружиной всему».
Человек отличается от всего живого тем, что обладает не только телом, но и сердцем - «искрой Божьей». Он противоречив, так как склонен к добру и злу. Разрешить это противоречие его природы человек способен сам, для этого он должен «жить согласно природе», то есть осознать свою сущность и строить жизнь соответственно своему характеру, склонностям, дарованиям. Именно на этом пути он может достигнуть счастья. Счастье следует искать не во внешних факторах - власти, богатстве, положении, а в себе самом: своем внутреннем мире, душевном согласии, спокойствии и веселье.
Четвертый этап развития русской философии хронологически охватывает II четверть Х1Х-начало XX века.
В 30-40 годы XIX века формируются два направления: западники (П. Чаадаев, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов и др.) и славянофилы (И.Киреевский, братья Аксаковы, А. Хомяков и др.). Славянофилы отстаивали идею о том, что исторический путь России самобытен и принципиально отличается от западноевропейского. Самобытность России они видели в отсутствии в ее истории острой классовой борьбы, в существовании как основного элемента общества поземельной общины, артели, a также в православии как истинном христианстве. Западники же доказывали, что Россия должна стать частью процесса развития европейской культуры и усвоить достижения стран
Европы.
В
80-е годы происходит расцвет религиозно-
Пятый этап в истории русской философской мысли начинается в 20-е годы XX века и характеризуется господством материалистической философии марксизма. Ее последователями и продолжателями в России стали Г. Плеханов и В. Ленин.
Характерные черты русской философии:
6. Отсутствие жесткой философской системы, четкого деления на онтологию, гносеологию, антропологию и т.д. Все элементы системы подчинены решению главной проблемы - проблемы человека.