Лекции по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция

Описание

Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).

Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).

Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).

Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).

Работа состоит из  1 файл

Лекции по философии для заочников.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

  Индивид - это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства.

  Индивидуальность  - это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека.

  Личность  — это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта.

  Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.

  Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их постоянное углубление, расширение и совершенствование. Объектом познания является реальная действительность, а субъектом сам человек.

  Познание  развивается и совершенствуется в связи с общественной практикой - материальным освоением человеком  окружающего мира. Практика является основой познания, целью познания и критерием истинности наших знаний о мире.

В познании можно выделить две формы: чувственное и рациональное познание. К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это элементарное отражение отдельных сторон и свойств предметов. Восприятие — это целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ряда ощущений. Представление — чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий.

  Рациональное  познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятие — это логически обобщенный образ предмета. Из понятий строятся все логические рассуждения. Суждение есть логическая связь понятий. Это мысль, выраженная в форме предложения. Умозаключение ~ это вывод нового знания на основе сопоставления двух или более суждений.

  Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны  и взаимообусловлены. Содержание знаний, не зависящее ни от субъекта, ни от человечества, называется объективной истиной.

Ведущим критерием истины является практика — материальное освоение человеком окружающего мира.

  Важное  место в духовно-практической деятельности людей занимает научное познание, которое отличает использование специально разработанных методов.

  Метод - это система приемов, правил и требований, которые применяет исследователь в ходе познавательной деятельности.

   В зависимости от уровня познания выделяют эмпирические и теоретические методы.

  Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, сравнение и эксперимент.

  К методам теоретического уровня познания относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, моделирование, гипотеза и т.д.

  Диалектика  — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

В развитии диалектики можно выделить несколько этапов:

  1. Наивно-созерцательная диалектика древних греков (см. разд. Античная философия).
  2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.
  3. Материалистическая диалектика К. Маркса.

  Первый  закон диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) указывает на источник развития. Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового.

  Второй  закон диалектики - закон перехода количества в качество и наоборот. Он указывает на то, как происходит развитие и возникает новое.

  Третий  закон диалектики - закон отрицания отрицания показывает, в каком отношении находятся старое и новое.

    Категории диалектики:
    • Сущность  и явление
    • Единичное, особенное, общее
    • Причина и следствие
    • Случайность и необходимость
    • Возможность и действительность
    • Форма и содержание

  В ходе своей деятельности люди вступают в общественные отношения — относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Все общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Их принципиальное отличие в том, что материальные отношения складываются непосредственно в ходе практической деятельности людей, не проходя через общественное сознание. Духовные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.

  Общество  представляет собой сложную саморазвивающуюся систему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жизни людей:

    • экономическую — сферу отношений людей в процессе производства, обмена, распределения и потребления;
    • социальную сферу, которая представляет собой взаимосвязи социальных групп, слоев и общностей;
    • политическую - сферу взаимодействия отдельных людей и социальных групп по вопросу государственной власти;
    • духовную сферу, включающую в себя религиозные, нравственные, правовые и другие идеи, соответствующие им отношения и организации.

  Все сферы общественной жизни взаимосвязаны  и взаимодействуют между собой.

  Наиболее  популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека:

    • божественная, сторонники которой считают, что «Бог создал человека» и дал ему весь материальный мир и нравственный закон;
    • космическая, по которой «инопланетяне создали людей» и манипулируют человечеством в своих лабораторных целях;
    • естественная, согласно которой «труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей. Этой позиции придерживается сегодня большинство ученых.

  В решении проблемы развития общества можно  выделить натуралистический, материалистический, идеалистический и плюралистический подходы.

  Натуралистический подход состоит в том, что развитие общества целиком и полностью определяется природными факторами (климатом, плодородием почв, богатством ресурсов и т.д.). Его сторонники - Ш. Монтескье, Л. Мечников и др.

  Идеалистический подход основан на признании первичности  идей (религиозных, нравственных, правовых и др.) по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Сторонниками этого подхода были, в частности, немецкие философы-классики И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.

  Материалистический  подход к пониманию общественного  развития был сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они исходили из того, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности (есть, пить, одеваться, иметь жилище). Поэтому материально-производственные отношения определяют все другие отношения в обществе.

  И, наконец, сторонники плюралистического  подхода, который получил сегодня большое распространение, полагают, что в основе развития общества лежит не один (материальный или духовный), а множество факторов. Например, природные условия, технико-технологический базис, этнические особенности, культура, религия и т.д.

  Все многообразие обществ, существовавших в прошлом и сейчас, ученые разделили  на определенные типы. Несколько типов  образуют типологию.

  Одной из самых разработанных и известных в социальной философии является типология К. Маркса (формационный подход)

  Формационный  подход предполагает признание следующих положений:

  1. История общества есть закономерный процесс, который носит всемирно-исторический характер.
  2. Решающая роль в жизни общества принадлежит материальному производству и экономическим факторам.
  3. Для гармоничного развития общества необходимо соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил.
  4. Переход от одной формации к другой является неизбежным и происходит в результате социальной революции.

  Сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.

  В настоящее время доминирующим становится представление о цивилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация- - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.

  Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя  их в некоторую синтетическую  модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.

  В вопросе о направленности истории  в науке сложилось два варианта его решения: пессимистический и оптимистический.

  Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.).

  Идея  регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.

  Оптимистический вариант общественного процесса состоит в признании того, что в истории господствует прогресс — тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.

   Духовная  сфера жизни общества это деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.

   Ядром духовной жизни общества является общественное сознание. Общественное сознание - это совокупность взглядов, представлений, идей и теорий, в которых отражается общественное бытие людей.: Это многообразие форм общественного сознания обусловлено многообразием самой человеческой деятельности.

Формы общественного сознания:

    • нравственное,
    • религиозное,
    • научное,
    • правовое,
    • политическое,
    • философское,
    • эстетическое.

     Духовную  сферу жизни общества часто обозначают понятием культура. Культура ~ это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе производства и включает в себя технику, производственный опыт и все материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.

Духовная культура - это процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д.

     Одной из форм духовной культуры является наука, главная задача которой состоит в выработке объективных знаний о мире. Наука — это система знаний о мире и его законах.

     Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются  между собой тем, какую сторону  действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гуманитарные науки).

     Древнейшей  формой духовной культуры является религия. Существует множество определений религии

Информация о работе Лекции по "Философии"