Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2011 в 19:28, лекция
Тема 1. Роль философии в жизни человека и общества (2 часа).
Тема 2. Исторические типы философии (2 часа).
Тема 3 . Философское учение о мире (2 часа).
Тема 4. Человек как философская проблема (2 часа).
Индивид - это каждый отдельный человек, которому, наряду с родовыми, присущи и индивидуальные черты. Например, природные задатки, психические свойства.
Индивидуальность - это совокупность свойств и способностей, отличающих одного индивида от других, неповторимость каждого отдельного человека.
Личность — это социальная характеристика человека. Она определяется мерой усвоения и развития человеком социального опыта.
Личностью становятся в процессе социализации, которая осуществляется на протяжении всей жизни и представляет собой процесс воздействия на человека общества и его социальных структур.
Познание - это процесс приобретения и развития знаний, их постоянное углубление, расширение и совершенствование. Объектом познания является реальная действительность, а субъектом сам человек.
Познание развивается и совершенствуется в связи с общественной практикой - материальным освоением человеком окружающего мира. Практика является основой познания, целью познания и критерием истинности наших знаний о мире.
В познании можно выделить две формы: чувственное и рациональное познание. К основным формам чувственного познания относятся ощущение, восприятие, представление. Ощущение — это элементарное отражение отдельных сторон и свойств предметов. Восприятие — это целостный образ внешнего мира, формирующийся на основе ряда ощущений. Представление — чувственный образ предмета, возникающий на основе предшествующих ощущений и восприятий.
Рациональное познание осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений. Понятие — это логически обобщенный образ предмета. Из понятий строятся все логические рассуждения. Суждение есть логическая связь понятий. Это мысль, выраженная в форме предложения. Умозаключение ~ это вывод нового знания на основе сопоставления двух или более суждений.
Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Содержание знаний, не зависящее ни от субъекта, ни от человечества, называется объективной истиной.
Ведущим критерием истины является практика — материальное освоение человеком окружающего мира.
Важное место в духовно-практической деятельности людей занимает научное познание, которое отличает использование специально разработанных методов.
Метод - это система приемов, правил и требований, которые применяет исследователь в ходе познавательной деятельности.
В зависимости от уровня познания выделяют эмпирические и теоретические методы.
Основными методами эмпирического уровня являются наблюдение, сравнение и эксперимент.
К методам теоретического уровня познания относятся анализ, синтез, индукция, дедукция, идеализация, моделирование, гипотеза и т.д.
Диалектика — это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.
В развитии диалектики можно выделить несколько этапов:
Первый закон диалектики (закон единства и борьбы противоположностей) указывает на источник развития. Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешающихся на определенном этапе исчезновением старого и появлением нового.
Второй закон диалектики - закон перехода количества в качество и наоборот. Он указывает на то, как происходит развитие и возникает новое.
Третий закон диалектики - закон отрицания отрицания показывает, в каком отношении находятся старое и новое.
В ходе своей деятельности люди вступают в общественные отношения — относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами. Все общественные отношения можно разделить на материальные и духовные. Их принципиальное отличие в том, что материальные отношения складываются непосредственно в ходе практической деятельности людей, не проходя через общественное сознание. Духовные отношения возникают и формируются под влиянием общественного сознания. К ним относятся политические, правовые, нравственные, религиозные, эстетические отношения.
Общество представляет собой сложную саморазвивающуюся систему — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, которая включает в себя четыре основные сферы жизни людей:
Все сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Наиболее популярными являются три гипотезы происхождения общества, а следовательно, и человека:
В решении проблемы развития общества можно выделить натуралистический, материалистический, идеалистический и плюралистический подходы.
Натуралистический подход состоит в том, что развитие общества целиком и полностью определяется природными факторами (климатом, плодородием почв, богатством ресурсов и т.д.). Его сторонники - Ш. Монтескье, Л. Мечников и др.
Идеалистический подход основан на признании первичности идей (религиозных, нравственных, правовых и др.) по отношению к другим сторонам человеческой деятельности. Сторонниками этого подхода были, в частности, немецкие философы-классики И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах.
Материалистический подход к пониманию общественного развития был сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они исходили из того, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои материальные потребности (есть, пить, одеваться, иметь жилище). Поэтому материально-производственные отношения определяют все другие отношения в обществе.
И, наконец, сторонники плюралистического подхода, который получил сегодня большое распространение, полагают, что в основе развития общества лежит не один (материальный или духовный), а множество факторов. Например, природные условия, технико-технологический базис, этнические особенности, культура, религия и т.д.
Все многообразие обществ, существовавших в прошлом и сейчас, ученые разделили на определенные типы. Несколько типов образуют типологию.
Одной
из самых разработанных и
Формационный подход предполагает признание следующих положений:
Сегодня все более утверждается цивилизационный подход к анализу исторического процесса.
В настоящее время доминирующим становится представление о цивилизации как о локальной социокультурной системе. Цивилизация- - это целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах.
Современная наука об обществе - обществознание - использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель, одним из авторов которой является социолог Д. Белл, выделивший во всемирной истории три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
В вопросе о направленности истории в науке сложилось два варианта его решения: пессимистический и оптимистический.
Согласно первому, общество движется по пути регресса, который означает деградацию, переход от высшего к низшему. Одним из первых эту точку зрения выразил древнегреческий поэт Гесиод (VIII в. до н.э.).
Идея регресса нашла свое отражение во многих религиях, а также в трудах таких известных философов, как Ф. Ницше, О. Шпенглера, К. Поппера. Последний писал, что прогресс — это движение к какой-либо цели и он возможен только для отдельного человека, но не для истории.
Оптимистический вариант общественного процесса состоит в признании того, что в истории господствует прогресс — тип развития, который означает переход от низшего к высшему, от несовершенного к более совершенному. Впервые эта точка зрения была четко сформулирована французским философом XVIII века Кондорсе, который выделил в истории человечества 10 эпох, изменяющихся под влиянием совершенствования человеческого разума. Идею прогресса разделяли Кант, Гегель, Маркс.
Духовная сфера жизни общества это деятельность людей по производству, потреблению и передаче духовных ценностей.
Ядром духовной жизни общества является общественное сознание. Общественное сознание - это совокупность взглядов, представлений, идей и теорий, в которых отражается общественное бытие людей.: Это многообразие форм общественного сознания обусловлено многообразием самой человеческой деятельности.
Формы общественного сознания:
Духовную сферу жизни общества часто обозначают понятием культура. Культура ~ это все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты.
Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе производства и включает в себя технику, производственный опыт и все материальные ценности, которые составляют искусственную среду обитания человека.
Духовная культура
- это процесс духовного
Одной из форм духовной культуры является наука, главная задача которой состоит в выработке объективных знаний о мире. Наука — это система знаний о мире и его законах.
Наука разделяется на множество отраслей знаний (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе — естествознание, и обществе — обществознание (гуманитарные науки).
Древнейшей формой духовной культуры является религия. Существует множество определений религии