Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:17, контрольная работа
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Введение____________________________________________________3
Человек, индивид, личность_____________________________________________________4
Человек в системе социальных связей ___________________________10
Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности ___________________________________________21
Заключение____________________________________________________23
Список используемой литературы_________________________________25
Упорядоченность повседневной жизни обусловлена тем, что каждый человек последовательно исполняет то одну, то другую социальную роль. Социальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. Шаблоны, стандарты поведения отличаются от группы к группе, от культуры к культуре. Успех деятельности в-группе зависит от того, насколько ее участники одинаково понимают роли друг друга. Люди, воспитанные в разных культурах, испытывают значительные трудности при совместной деятельности.
Кооперация может протекать без помех, когда роли четко распределены между участниками и разделяются ими. Во всех организованных группах существуют процедуры, с помощью которых поведение индивидов подводится к норме. Нормы принуждения — это социальные санкции, которые могут быть позитивными или негативными.
Позитивные санкции связаны с почестями, награждениями, поощрениями, негативные — с наказанием в различных формах: от открытого осуждения, презрения до тюремного заключения или даже смерти. Поведение каждого участника социальной группы ограничено, оно находится под социальным контролем, который осуществляется в различных формах, начиная от общественного мнения и кончая репрессиями.
Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данном обществе нормам и ожиданиям. Пользуясь преимуществами, которые предоставляет группа, индивид должен платить солидарностью. Личность точно реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, при этом большое значение имеет социокультурная определенность этих стандартов.
Общество располагает мощными механизмами, определяющими ролевое поведение личности. Как при этом личность сохраняет свою автономию? Безусловно, в отношении общество-личность кроется немало противоречий, которые могут порождать многочисленные конфликты. Весьма распространенными являются конфликты, вызванные различиями в трактовке социальной роли личностью и обществом. Во многих случаях личность осознанно не принимает определенные стандарты поведения, поддерживаемые обществом, государством. Этот конфликт лежит в основе диссидентства, оппозиционных движений и т.д.
Ориентация на две противоречащие друг другу роли ведет к внутренней борьбе личности, ее раздвоению, ослаблению здоровья и т.д. Конфликт ролей непосредственно выступает как борьба мотивов. В конфликте ролей берет верх более предпочтительный для личности мотив. Нередко личность оказывается в тисках социальных ролей, теряя свою автономию, индивидуальность. Таким образом, конфликт социальных ролей может быть внутриролевым и межродовым.
При конфликте ролей выбор остается за личностью, он зависит от личностных приоритетов и доминирующих ценностей. Личность почти всегда находится в напряженном поиске выбора из тех условий, которые предоставляются обществом. В зависимости от своих убеждений, воли, характера, уровня культуры, интеллекта, профессионализма в рамках предложенных обществом обстоятельств личность творит свою судьбу.1
Поскольку в современном экономическом пространстве все большее значение приобретает групповой аспект деятельности экономических субъектов, от слаженных и скоординированных усилий на всех уровнях которых зависит и успех деятельности, то представляется необходимым изучение экономистами социальных связей, действий и взаимодействий между индивидами и группами, а также групповой динамики.
Осознание ребенком своего «Я» происходит в период первой стадии социализации до 6-7 лет. Вторая стадия социализации связана с периодом обучения. В школьном возрасте дети, подростки, юноши и девушки последовательно обучаются разным дисциплинам. Происходит их физическое, социально-психологическое и интеллектуальное развитие. К концу 10-летней учебы юноши и девушки получают такое умственное и физическое развитие, которое считается в обществе достаточным для начала самостоятельной трудовой жизни или для дальнейшей учебы, связанной с приобретением профессии.
Значительную роль в деле становления личности в молодости играют, помимо учебных, еще и трудовые, армейские, спортивные коллективы, в них происходит формирование и апробация многих социальных качеств личности, необходимых для полноценной общественной жизни людей.
На третьей стадии социализации, охватывающей период социальной зрелости, процесс овладения социальным опытом не прекращается. Человек овладевает ролями подчиненного или руководителя, отца или матери и т.д. В этот период он исполняет роль и организатора . процесса социализации для подрастающего поколения. Процесс самообучения личности в зрелом возрасте соседствует с реализацией его роли как воспитателя, наставника, руководителя. Существенным сопиализующим фактором, воздействующим на молодежь, является влияние тех образцов поведения, которые демонстрируют люди зрелого возраста.
На четвертой стадии — в период завершения жизненного .цикла — процесс социализации хотя и замедляется, но совсем не прекращается. Люди и в пожилом возрасте не выключены из процесса социализации хотя бы потому, что им приходится овладевать новыми ролями — пенсионера, бабушки, дедушки.
На всех стадиях социализации в качестве средств выступают: межличностное общение, телевидение, радио, литература, кино, периодическая печать. Качество информации, идущей к личности от средств массовой информации, способно существенно повлиять на представления индивида о себе, окружающих и о мире, в котором он живет. Чрезмерное увлечение показом по телевидению сцен насилия, жестокости, бесчеловечности особенно пагубно влияет на неокрепшую духом молодежь. При этом ей могут прививаться вредные для общества склонности и привычки, неуважительное отношение к людям, пренебрежение к гражданским обязанностям, к государству и его руководителям.
Основным критерием успешности действия механизмов социализации в обществе является качество подготовки индивидов к исполнению предназначенных им социальных ролей, характер и степень их включенности в систему общественных отношений. Показателями социализированности людей, соответствующих этому критерию, являются социальные качества членов общества. К их числу принадлежат: трудолюбие, гуманность, справедливость, честность, компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, ответственность и другие. В этих и других социальных качествах реализуются социальные ожидания, связанные с надеждами окружающих людей на то, что отдельная личность будет следовать адресуемым ей обществом требованиям.
Неуспех процесса социализации может быть следствием происходящих в обществе , событий, влияющих на качество адресуемого людям знания о требованиях к поведению человека. Негативные явления в социально-экономической, общественно-политической, нравственной, религиозной и эстетической жизни могут деформировать содержание адресуемых личности требований, тормозить протекание процесса их усвоения, снижать действенность механизмов социализации и адаптации. Это может выражаться не только в замедлении социализации, но и в формировании у людей таких установок и качеств, которые противоположны желательным для общества.
Процессы социализации в пораженных кризисом обществах порождают у значительной части населения наряду с позитивными социальными качествами и умениями такие отрицательные качества, как иждивенчество, лень, рвачество, очковтирательство, недисциплинированность, неуважительность к закону и т.п. В неблагополучном обществе может наступить такой момент, когда масса людей, обладающих негативными социальными качествами и нигилистическими установками, приобретенными в ходе социализации, в состоянии стать преобладающей. Это грозит обществу серьезными потрясениями.
Для того, чтобы избежать общественных катаклизмов, порожденных неудовлетворительным действием механизмов социализации, обществу необходимы радикальные меры по их позитивному преобразованию. Причем осуществление таких преобразований в сфере социализации возможно лишь при значительном изменении механизмов социализации людей и при существенном преобразовании факторов, обусловливающих этот процесс. Направленность этих изменений должна соответствовать реальным потребностям и интересам большинства членов общества.
В наши дни система социализации не может действовать эффективно, не опираясь на организационные мероприятия со стороны государства. В условиях современности система социализации людей может эффективно действовать только в том случае, если структуры, контролирующие процесс воспитания людей, получают адекватную информацию о позитивных и негативных явлениях в сфере социализации и принимают взвешенные решения, направленные на оптимизацию положения дел в ней. При этом важно четко и последовательно реализовывать такие решения на практике.
Наиболее существенным компонентом процесса социализации является усвоение о требованиях к деятельности, связанной с жизнеобеспечением людей. Эти требования выступают в качестве регуляторов общественно значимой и жизненно важной деятельности. Они представляют собой систему предписаний, выступающую в виде образцов, упорядочивающих человеческое поведение. Требования содержат в себе не только сведения о должном поведении, определяющие выбор линии поведения, но и являются критериями оценки поступков. Эти регуляторы делятся на нормы, принципы и идеалы. Среди них наиболее часто применяемыми являются нормы, выступающие моделями должного поведения людей.
Особенностью социальных норм является то, что они выступают шаблонами будущей деятельности, но эти шаблоны складываются на базе прошлой деятельности. Возможное несовершенство последней в состоянии наложить отпечаток на содержание социальных норм. Однако оценка последствий реализации норм помогает вскрыть их недостатки и открывает возможность для корректирования их содержания и приведения его в соответствие с запросами практики.
Надо заметить, что масштабы влияния людей на содержание норм далеко не всегда являются неограниченными. Содержание их должно обладать известной стабильностью для обеспечения необходимого единообразия деятельности, без которого трудно достичь соразмерности ее результатов и обеспечить успешность сотрудничества людей. Чем объемнее социальная общность, принимающая норму к исполнению, и чем шире практика ее применения, тем значительнее у нормы социальная база для развития ее содержания.
Нормы как феномены социальной регуляции возникают как стихийно, так и устанавливаются людьми сознательно. Они в состоянии выступать не только в качестве средств формализации и упорядочивания деятельности, но и могут стать условием деструктивной или инновационной деятельности, т.е. побуждать людей преобразовывать старое и творить новое.
При необходимости социальные нормы выражаются с помощью нормативов, которые представляют собой расчетную величину затрат и ресурсов потребления и распределения. Установление нормативов способствует получению заранее заданного конечного результата деятельности. Запечатлеваясь в нормативах, нормы выступают и как средства регулирования, упорядочения, и как основа планирования, прогнозирования и проектирования деятельности людей.
Таким образом, под социальной нормой следует понимать признанный людьми за необходимый способ осуществления определенной деятельности, способ бытия тех или иных явлений окружающего мира, функционирования систем.1
Рассмотрение экономических отношений и процессов с различных точек зрения для составления объективного представления о происходящем в экономической сфере осуществляется в результате фиксации тех посылок, которые лежат в основании причинно-следственных взаимосвязей между экономическими субъектами, которые рассматриваются в социологическом аспекте как социальное поведение, социальный обмен и сравнение, как механизм социальных
В качестве структурных элементов любых социальных норм выступают гипотеза, диспозиция и санкция. Гипотеза содержит в себе сведения о том, кому и при каких • обстоятельствах адресуется норма. Диспозиция представляет формулировку самого требования к деятельности человека. Санкция заключает в себе информацию о поощрении или наказании за соблюдение или нарушение нормы.
Сущность социальных норм проявляется не только в их структуре, но и в функциях. К числу функций социальных норм относят: регулятивную, отражательную, информационную, организационную, ценностно-ориентирующую, стимулирующую. При этом регулятивная функция норм обнаруживается в их способности иметь значение императивов, фиксирующих порядок осуществления тех или иных человеческих действий. Отражательная функция показывает, что содержание норм является результатом познания человеком окружающего мира и оценки его в терминах нормы и патологии. Информационная функция выражает способность норм быть носителями сведений о порядке отношения человека к миру и другим людям. Организационная функция демонстрирует способность норм быть моделями отношения людей к окружающей действительности. Ценностно-ориентирующая функция проявляется в способности нормы, будучи усвоенной, быть средством ориентации в мире ценностей. Стимулирующая функция заключается в возможности усвоенных человеком норм побуждать его действовать в соответствии с представлениями о долге.