Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:17, контрольная работа
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Введение____________________________________________________3
Человек, индивид, личность_____________________________________________________4
Человек в системе социальных связей ___________________________10
Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности ___________________________________________21
Заключение____________________________________________________23
Список используемой литературы_________________________________25
Федеральное агентство по образованию
Всероссийский
заочный финансово-
кОНТРОЛЬНАЯ работа
по дисциплине «Философия »
на тему «Личность и общество»
Вариант
№19
Содержание
Введение______________________
Заключение____________________
Список используемой
литературы____________________
Введение
Индивидом – рождаются,
Личностью – становятся,
Индивидуальность
– отстаивают.
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Человек
- это высшая ступень живых организмов
на Земле, субъект общественно-
Понятия:
человек, индивид, личность относятся
к числу сложных, комплексных. Невозможно
дать их исчерпывающее толкование,
которое нельзя было бы уточнить или
оспорить в каких-то деталях. Вместе
с тем эти понятия широко используются
в самых разных областях знаний о
человеке.
1.Человек, индивид, личность
С философской точки зрения постичь сущность чего - либо — значит выявить одну или несколько его главных, определяющих черт. Иногда такие черты очевидны, но чаще они скрыты за многими внешними проявлениями. Чтобы их установить, приходится сопоставлять изучаемый предмет с другими, похожими на него. Определяя сущностные черты человека, его неизбежно сравнивают с животными, пытаясь таким путем выявить в нем подлинно человеческое.
Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией, хотя между ними и появляются сегодня точки соприкосновения. Согласно научным взглядам человек телесно принадлежит к млекопитающим, а именно к гоменидам (т. е. к человекоподобный существам). О причинах, способствовавших выделению человека из животного мира, высказываются различные гипотезы. Многие науки (антропология, палеонтология, физиология и др.) обсуждают эту проблему. Ученые считают, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции. (Вспомните, что вы узнали о процессе становления человека из курса биологии.)
Изучая человека, исследователи сходятся в том, что более высокий уровень его развития по сравнению с животными проявляется в прямохождении, совершенстве руки как производящего орудия", а особенно в усложнении строения мозга. С развитием этих качеств человека происходило ослабление некоторых его физических свойств: притупилась острота чувств, уменьшились физические силы, ослабели защитные свойства организма по отношению к неблагоприятным внешним факторам.
Если мы обратимся к другой стороне человека — его сознанию, то здесь отличия от животных будут еще разительнее. В то время как поведение животного неразрывно связано с окружающей средой и направляется инстинктами, деятельность человека не является жестко запрограммированной, в ней всегда есть место свободному выбору. Эта значительно меньшая, чем у животных, зависимость человека от среды обитания позволила специализировать его органы чувств и расширить их функции, создала условия для развития самостоятельного мышления, чувствования, волеизъявления, появления памяти и фантазии. Человек обладает не только сознанием, но и самосознанием.
По мнению ряда философов, над душой человека возвышается индивидуальный дух, который устанавливает связь не столько с внешним материальным миром, сколько с сущностью (идеями) вещей. Это еще больше возвышает человека над миром животных и человека над природой.
Душа и тело человека,
его духовная и физическая стороны неразрывно
связаны (правда, представители разных
наук, изучающие человека, далеко не всегда
учитывают эту связь: биологи и медики
нередко не обращают внимания на социально-
культурные характеристики, гуманитарии
часто упускают из виду физиологические
и нейробиологические основы человеческой
деятельности). Благодаря своей особенной
телесно-душевной организации человек
становится личностью, способной к целенаправленным,
планомерным действиям, к творческим достижениям,
среди которых на первом месте стоит создание
человеческих форм общения. На этой основе
развиваются речь и письмо, способность
называть вещи и обобщать их свойства
в понятиях, трудиться сообща не только
для освоения природных богатств, но и
для создания новой социально-культурной
среды.
БЫТИЕ
ЧЕЛОВЕКА
В философии есть такие понятия, с помощью которых пытаются охватить как можно больше явлений, сторон реального мира. Это множество настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии удается обобщить лишь одну черту, свойство предметов, его образующих. Такие предельно общие понятия называют категориями. К их числу относится понятие «бытие». Им обозначают все, «имеющее место быть», все существующее в мире.
Эту категорию использовали древнегреческие философы. Одни из них (Парменид) писали о бытии как непрерывном, цельном, неделимом. Другие характеризовали его как становящееся, изменчивое. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»,— утверждал Гераклит.
Проблема бытия человека также издавна занимала философов.
В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек — как сочетание разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Между Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне.
Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех — в представителя низшей касты, за словесный — в животное, за греховный поступок — в неодушевленный предмет.
Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что даст возможность достичь величия. $
Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления».
Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета.
Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными».
Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним из путеводных в развитии наук о человеке.
Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом сущность и существование, смысл и символ.
Своеобразие христианского библейского представления о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.
Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа Пико делла Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку причастен ко всему земному и небесному от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, творческому началу.
Философы XVII—XVIII вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает.
Наряду с этой натуралистической линией в новоевропейской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия: подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». В дальнейшем эта идея получила развитие в немецкой идеалистической философии. Так, философ И. Фихте утверждал, что подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие — продукт осознания и самосознания «Я». Такие взгляды, отрывавшие категорию бытия от внешнего мира, вскоре были подвергнуты справедливой критике.
И. Кант вопрос «Что такое человек?» формулирует как основной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII—XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала — духа или разума.
Велик был интерес к проблеме человека и в конце XIX— XX вв. Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых на таких проявлениях, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке начали различать понятия «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность — это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.
В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования.
В учении немецкого философа XX в. М. Хайдеггера бытие — «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит согласно Хайдеггеру «смысл бытия».
Французский философ и писатель Ж.-П. Сартр разграничивает бытие материальное и человеческое. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию. Основная характеристика человеческого бытия, по мнению Сартра,— свободный выбор возможностей.
Итак, бытие человека — специфический способ его уникального, неповторимого существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше понять самого себя.
Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия человека для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира».