Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:17, контрольная работа
Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Введение____________________________________________________3
Человек, индивид, личность_____________________________________________________4
Человек в системе социальных связей ___________________________10
Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности ___________________________________________21
Заключение____________________________________________________23
Список используемой литературы_________________________________25
Следует иметь в виду, что разные социальные нормы различаются по назначению и содержанию. Их делят на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические и религиозные. Совокупности названных норм включают в себя нормы, регулирующие возникновение, развитие, упорядочение и отмирание определенных видов человеческой деятельности.
Помимо норм в регуляции поведения людей участвуют принципы и идеалы. Первые представляют собой требования обобщающего характера, опосредующие цели и стратегию человеческой деятельности. Вторые очерчивают сферу желательного и образцы совершенного, не ставшие еще общедоступными. В механизмах регуляции человеческой деятельности нормы, принципы и идеалы взаимодействуют, что обеспечивает максимальную эффективность функционирования нормативной системы общества.
Необходимость применения социальных требований в регуляции поведения людей возникает повсюду, где возможны такие воздействия на нее, которые бы могли существенно повлиять на количество и качество желаемых результатов. Многообразие требований позволяет регулировать и контролировать самые разные процессы. Осуществление контроля означает проверку соответствия действия и его результата норме со стороны субъекта действия или других людей, а также систем, организующих его деятельность. Основной процесс контроля содержит три компонента: а) установление норм; б) сопоставление фактической деятельности с принятыми нормами; в) коррекция отклонений от норм.
Эффективность контроля зависит от ряда условий. К ним относят: понимание человеком своих обязанностей, основывающееся на их освоенности; обладание способностью распознавать ситуацию, в которой уместно применение норм; наличие у действующей личности потребностей следовать нормам; обладание способностями и возможностями, обеспечивающими желательную реализацию норм на практике.
Контроль принято делить на сплошной, выборочный и смешанный, а также на постоянный и временный. Он может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль часто выступает как самоконтроль, представляющий собой способность людей оценивать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами. В повседневной практике контроль и самоконтроль выступают сторонами одного процесса упорядочения человеческой деятельности, обеспечивающего проверку соблюдения норм и эффективность их реализации на практике.
Одним из оснований упорядоченности общественной жизни выступает урегулированность формирования и реализации социальных потребностей. Потребность —это нужда в чем-либо, выражающая необходимость в условиях и предметах, среди которых важнейшее место принадлежит способствующим жизнеобеспечению. Потребность является свойством всего живого. К наиболее существенным потребностям человека относят: физиологические потребности; нужды безопасности; потребности в общении с другими людьми; потребности в деятельности; потребности в симпатии, в уважении со стороны других; в самовыражении и т.д. В специальной литературе имеются и другие подходы к классифицированию потребностей.
Потребности, будучи отражением необходимости в средствах жизнедеятельности, отражаются в интересах. Под интересом в социологической литературе понимают форму проявления потребности. Он является выражением чаяний и надежд людей на благополучную реализацию своих потребностей. Интересы выступают стимулами для реализации потребностей и могут быть причиной мотивов, намерений и социальных действий. Интересы, опосредуя мотивационные структуры, порождают установки, которые - при определенных условиях превращаются в требования. В современных обществах выработка • содержания и реализация потребностей нуждаются в целенаправленных, нормативно упорядоченных усилиях людей.
Иными словами, потребности и_,дормы находятся в тесной связи. Они в состоянии взаимодействовать друг с другом. Потребности могут не только формироваться на основе требований, но и вызывать к жизни новые требования (нормы, принципы и идеалы). Реализация социальных норм превращается в объективацию потребностей, которые в современных условиях часто приобретают значение, лишь соотносясь с нормативным содержанием, регулирующим процесс их реализации. Нормативное выражение потребностей открывает в условиях ограниченности ресурсов возможность их наиболее рационального распределения. Кроме того, такое выражение потребностей препятствует гипертрофированному разрастанию потребностей одних людей за счет снижения потребностей других. Оно же дает основания для оптимизации интересов и уменьшает возможность появления противоречий на основе такого их роста, при котором они начинают превышать возможности для их удовлетворения.
В цивилизованном обществе социальные нормы выступают в качестве моделей деятельности по реализации потребностей и интересов. Отдельный человек, овладевая в ходе социализации нормативными представлениями о потребностях, превращается в общественное существо, способное выполнять необходимые для поддержания жизни роли.
Воплощая социальные нормы в деятельности, связанной с выражением интересов и удовлетворением потребностей, личность получает возможность превращать свою деятельность в понятную для других людей, вступать в сотрудничество с ними и добиваться таких результатов, которые в одиночку недостижимы.
Необходимо иметь в виду, что многие усилия, направленные на оптимизацию движения совместных потребностей сегодня, могут быть успешными лишь при условии использования достижений науки, техники и технологии. Попытки оптимизации удовлетворения социальных потребностей могут достичь желаемых результатов только в том случае, если они опираются не на социальные мифы и субъективные пожелания, а на глубокое изучение тенденций развития экономики и духовной жизни общества. При этом надо принять во внимание возможное влияние на организацию движения потребностей тех противоречий, которые возникают между обществом и природой, человеком и техникой, с одной стороны, и политикой и моралью — с другой.
Обеспечение действенности нормативных основ формирования и удовлетворения потребностей в обществе осуществляется благодаря сложному механизму, соединяющему усилия контроля и самоконтроля систему санкций и поощрений. Этот механизм эффективно действует в том случае, если система потребностей и ее иерархическое построение считаются нормальными с точки зрения большинства населения, а также если потребности тех слоев населения, которые принадлежат к верхним слоям в системе социальной иерархии, сообразовываются с теми возможностями, которыми обладают нижние слои населения. В целом вся система потребностей общества может быть признана оптимальной, если она формируется с учетом общего состояния системы жизнеобеспечения' общества.
Возможность нормативной регуляции процессов движения потребностей основывается на способности людей устанавливать связи между потребностями и нормами деятельности. Размеры многих потребностей, скажем, в воде, пище, воздухе, диктуются размерами тела, характером труда, климатическими условиями, состоянием здоровья и т.п. Параметры, устанавливаемые на их основе, являются базой для количественного и качественного выражения потребностей в рамках нормы и патологии. Они же служат средством установления требований к упорядоченности процессов их возникновения, развития, удовлетворения и отмирания. Иными словами, мысль древнегреческого мудреца Протагора о том, что человек есть мера всех вещей, можно принять за отправной пункт при установлении нормы и патологии в разумном обеспечении людей благами.
Поскольку многие материальные и духовные потребности нуждаются в точном определении, постольку для их выражения используются достижения точных наук, помогающие выразить их размеры. Четкое установление размеров потребностей является основой для их удовлетворения в соответствии с заранее установленными нормативами, например, в пище, сне, транспорте, в теплоснабжении и т.п.
Конечно, мы не всегда при формировании норм имеем дело лишь с прямой связью типа потребность-норма. Здесь может иметь место и обратная связь. Так, например, норма реализации потребности обретает собственную относительно самостоятельную жизнь. Дело в том, что норма, воспринимаясь людьми как руководство к действию, сама в состоянии порождать потребности.
Будучи, следовательно, связанными как прямой, так и обратной связью, нормы и потребности взаимно обусловливают существование друг друга. Потребности и возможности их удовлетворения детерминируют содержание норм, а нормы в состоянии регулировать так- или иначе весь комплекс процедур, связанных с движением потребностей. Несмотря на то, что важность сведений о норме и патологии довольно часто в полной мере не осознается людьми, действующими по привычке, это не снижает значения нормативов, на основе которых сформировались эти привычки.
В современной научной литературе, когда речь идет о регулировании социальных потребностей, далеко не всегда четко проводится различие между нормативным регулированием и детерминацией. Между тем то и другое имеют различия. Детерминация применительно к потребностям представляет собой причинную обусловленность пределов реализации тех или иных возможностей их формирования и реализации. Нормативная регуляция основывается на отражаемой информации о детерминантах. Будучи социальным образованием, нормативная регуляция строится на научном или иллюзорном осознании детерминантов и построении на основе этого стереотипов поведения, фиксирующихся в нормах, правилах, обычаях, стандартах, технических и технологических условиях и т.п.
Нормативную регуляцию и детерминацию можно рассматривать как близкие по смыслу лишь в том случае, когда усвоенные людьми нормы становятся при определенных условиях ли не единственными детерминантами, обусловливающими их поведение.1
Фиксация соотношений между различными
элементами, определяющими характер взаимодействий
между экономическими субъектами, позволяет
определить закономерное позиционирование
данных элементов в целостную систему,
раскрывающую причинно-следственную зависимость
между экономическими явлениями. Социологический
аспект позиционирования элементов экономической
системы раскрывается через рассмотрение
социальной структуры.
3.Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности.
Став системным принципом современной жизни, рыночные отношения уже не могут не влиять на внутренние установки и ценности, представления о морали и практическое «нравственное» поведение каждого человека, выросшего в этом мире. Нарастающий вал технических достижений и потребительских товаров, в чем-то непрерывно улучшая жизнь, не решает наших душевных, психологических проблем. Скорее обостряет их - все больше углубляет пропасть между внешним благополучием и внутренней опустошенностью, усиливая то и другое одновременно. Человек вытесняется из многоцветия подлинной жизни в роботоподобное существование на искусственно выстроенной арене, где ему отводится роль стандартной и понятной части общего порядка. Духовное и творческое оскудение в такой ситуации неизбежно.
Рыночные отношения, изначально сориентированные на поддержание духа соперничества, почти неизбежно порождают в людях бессердечность, корыстность, завистливость, агрессивность, учат расталкивать других локтями, а то и идти к цели по трупам. Эти отношения вытесняют чувство стыда и греха из сознания людей, им нужны не «химеры совести», а холодный рассудок. Здесь неуместны библейские заповеди: возлюби, умей прощать, бескорыстно помогай. Конкурентная борьба – благо для прогресса. Но это благо приобретается, в том числе, за счет внутреннего мира человека, внося в него опустошение и искажение, закрепляя однобокую устремленность.
Навязывание человеку столь ущербного для его внутреннего мира существования не может остаться без последствий. Платой становится нарастание внутрипсихического дискомфорта, а затем и трудностей в отношениях с окружающим миром. Опережая успехи в преобразовании природы и накоплении материальных благ, внутри человека растут и крепнут неудовлетворенность, лживость, агрессивность, зависть, страх. Естественным продолжением такого рода личностных приобретений оказываются критическое обострение проблем со здоровьем, появление все новых и новых недугов в социально-нравственной сфере.
Материальные блага цивилизации – не
враги духовности. То, что вредит ей не
во внешнем мире, а внутри нас, в нашем
субъективном отношении к этим благам.
Можно и нужно пользоваться достижениями
цивилизации, но не следует превращать
обладание ими в смысл жизни, предавать
ради них свою внутреннюю Истину. Сторонники
приоритетного положения духовности в
нашей жизни не зовут, как это нередко
представляется, в каменный век, в пустыню,
в юрты. Контакт с духовностью можно утратить
и там. Нынче в первобытность ведет не
тот, кто напоминает о духовной природе
человека, а тот, кто ничего не хочет признавать,
кроме прогресса, и все глубже погружает
людей в потребительское бытие, делает
рабом приобретений, внешних удовольствий,
«правильного» образа жизни. И, в конечном
счете, – всего лишь тотально обманутым
покупателем. Подобно индейцам, он покупается
на блестящие безделушки, а взамен отдает
нечто подлинно принадлежащее ему, свою
главную, внутреннюю, собственность.
Заключение
Личность и общество взаимно обусловливают друг друга. Между структурой социального мира и структурой личности всегда происходит процесс взаимного приспособления. Со стороны личности — это социализация, со стороны общества — конституирование системы регулятивов, норм и принципов, с которыми личности согласовывают свое индивидуальное поведение.
Взаимоотношения личности с обществом — это основа всех сторон ее жизнедеятельности. В обществе человек рождается, растет, развивается, действует, становится той или иной личностью. Какой именно личностью он станет — это опять-таки во многом зависит от условий его жизни в данном обществе, а также от активности самого человека, направленной прежде всего на развитие и реализацию его социально значимых способностей.
Основополагающая жизненная проблема личности — адаптироваться в социальных условиях своего существования, утвердиться в них через соответствующие формы социальной деятельности и таким образом удовлетворять свои потребности и реализовать свои интересы.