Личность и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:17, контрольная работа

Описание

Споры о природе человека имеют многовековую историю. Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.

Содержание

Введение____________________________________________________3
Человек, индивид, личность_____________________________________________________4
Человек в системе социальных связей ___________________________10
Покажите, каково влияние рыночных отношений на формирование и развитие личности ___________________________________________21
Заключение____________________________________________________23
Список используемой литературы_________________________________25

Работа состоит из  1 файл

Копия !!!философия .doc

— 152.00 Кб (Скачать документ)

    ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

     Как часто о человеке заметном, выделяющемся среди других, приходится слышать: «Он индивидуальность!» Близко по звучанию и происхождению к этому слову и понятие «индивид». В бытовой речи эти слова употребляют как равнозначные. Однако наука различает их по смыслу. Рассмотрим эти различия.

     Понятие индивид впервые использовал в своих сочинениях древнеримский ученый и политик Цицерон. Так он перевел с греческого слово «атом», что означало «неделимый» и относилось к мельчайшим и неделимым, по мнению древних философов, слагаемым окружающего мира. Термин «индивид» характеризует человека как одного из людей.

     Этот термин означает и то, насколько типичными являются признаки определенной общности для разных ее представителей (жрец Амона Анен, царь Иван Грозный, пахарь Микула Селянинович).

     Оба значения термина «индивид» взаимосвязаны и описывают человека с точки зрения его самобытности, особенностей. При этом имеется в виду, что особенности зависят от общества, от условии, в которых формировался тот или иной представитель рода человеческого.

     Термин индивидуальность дает возможность характеризовать отличия человека от других людей, подразумевая не только внешний облик, но и всю совокупность социально значимых качеств. Индивидуален каждый человек, хотя степень этой самобытности может быть различной. Яркими индивидуальностями были многосторонне одаренные люди эпохи Возрождения. Вспомните живописца, скульптора, архитектора, ученого, инженера Леонардо да Винчи, живописца, гравера, скульптора, архитектора Альбрехта Дюрера, государственного деятеля, историка, поэта, военного теоретика Никколо Макиавелли и др. Их отличали своеобразие, оригинальность, яркая самобытность. Всех из можно отнести и к индивидуальностям, и к личностям. Но близкое по значению слово «личность» обычно сопровождается эпитетами «сильная», «энергичная», тем самым подчеркивается ее самостоятельность, способность проявлять энергию, не терять своего лица.

     Понятием «индивидуальность» в биологии обозначают специфические черты, присущие определенной особи, организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии под индивидуальностью понимают целостную характеристику определенного человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности.

     Философия  рассматривает индивидуальность  как неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая и природное, и общественное. В этом смысле могут обладать индивидуальностью не только люди, но и исторические эпохи (например, эпоха классицизма). Если индивид рассматривается как представитель общности, то индивидуальность — как своеобразие проявлений человека, подчеркивающее неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности. Таким образом, в человеке воплощается в единстве типичное и неповторимое.

     Итак, чтобы еще раз уяснить различие между терминами «индивид» и «индивидуальность», обратимся к примеру.

     20 марта 1809 г. в Сорочинцах в семье помещика Василия Гоголя-Яновского родился сын, крещенный именем Николай. Это был один из родившихся в этот день помещичьих сыновей, нареченных Николаями, т. е. индивид. Если бы он скончался в день рождения, то так и остался бы в памяти своих близких как индивид.

     Новорожденного отличали признаки, характерные только для него (рост, цвет волос, глаз, строение тела и др.). По свидетельству знавших Гоголя с рождения, он был очень худ и слаб. Позднее у него появились черты, связанные с взрослением, обучением, индивидуальным стилем жизни: он рано начал читать, с 5 лет писал стихи, прилежно учился в гимназии,

стал литератором, за творчеством которого следила  читающая Россия. В нем проявилась яркая индивидуальность, т. е. те черты, свойства, признаки, которые отличали именно Гоголя.

     Однако личность Гоголя проявилась не только в своеобразии индивидуальных черт. Он воплощал определенный тип личности и сам был личностью незаурядной. В письме современника, написанном в связи со смертью писателя, читаем: «Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, назвать великим; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших». 

ЛИЧНОСТЬ 

     Понятие личность неразрывно связано с общественными свойствами человека. Вне общества индивид не может стать индивидуальностью (ибо тогда не с чем и не с кем сравнивать его свойства), а тем более личностью.

     Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое значение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

     В обоих определениях подчеркиваются связи индивида, личности и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

     В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает сущностные (наиболее важные для понимания человека) характеристики. Здесь личность выступает как активный участник свободных действий, как субъект познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Другие люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. Человек, обладающий разумом, постоянно сам себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

     Второе направление изучения личности рассматривает ее через набор функций, или ролей. Человек, действуя в обществе, проявляет себя в самых разных обстоятельствах в зависимости не только от индивидуальных черт, но и от общественных условий. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от старших ее членов одних действий, в современном обществе — других.

     Человек может одновременно осуществлять действия, выполняя разные роли — работника, семьянина, спортсмена и др. Он совершает поступки, проявляет себя деятельно и сознательно. Он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи, упорным или ленивым спортсменом и др. Для личности характерно проявление активности, тогда как безличное существование допускает «плавание по воле случая».

     Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Сравните, например, роль труженика, правителя, воина, ученого в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий чертами личности. Через нее, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстает как Человек.

     Таким образом, понятие «личность» связано с понятием «общество». 

2. Человек в системе  социальных связей

     Человеческие существа всюду и всегда живут в ассоциации друг с другом. Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам — таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, .профессиональная, этническая и др. группы.

     Социальная группа — это устойчивая совокупность индивидов. Для совместных действий в социальной группе необходимы разделение труда и координация деятельности.

     Во всех групповых действиях различные участники выполняют определенные функции. Все участники взаимозависимы в противном случае социальное единство разрушается.

     Гибкая координация внутри группы обеспечивает высокую степень ее приспособляемости к особенностям момента и переменам, происходящим с изменением ситуации. Как бы -ни отличались одна от другой человеческие группы, в любой из них люди, преследуя свои собственные цели, вынуждены учитывать интересы других людей. Каждой группе присущ некоторый шаблон деятельности, который проявляется в согласованных действиях. У членов группы вырабатываются шаблонные представления, которые являются групповыми нормами. Любая группа, которая существует достаточно длительное время, вырабатывает систему норм. Эти нормы лежат в основе культуры данной группы. Люди с общим культурным прошлым легко кооперируются между собой, и координация внутри группы основывается на самоконтроле.

     Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии, функция связана с деятельностью, последствия которой важны для общества. Если эти последствия направлены против общества, то имеет место дисфункция.

     При выполнении конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные обязанности — функциональные обязанности. При этом он наделяется правами по отношению к другим участникам группы, которые обязаны что-то делать ради него. То, что составляет право для одного партнера, является обязанностью для другого.

     Функции индивида и вытекающие из них обязанности и права определяют социальный статус. В статусе фиксируется определенный набор функций, которые выполняет человек, живя в данном обществе.

     Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.

     Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т.д.

     Статус, приобретенный от рождения, называют предписанным. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т.д.

     Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, пианист, поэт, инженер, шофер, профессор и т.д.

     Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода (формальный лидер), лидер компании друзей (неформальный).

     Множественность статусов не означает их равнозначности. Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится прежде всего профессиональный статус. В качестве главных обычно большое значение имеют статусы, связанные с имущественным положением, этническими, половыми и возрастными признаками. Принятая в обществе иерархия статусов лежит в основе социальной стратификации данного общества.

     Престиж функций, закрепленных за данным статусом, отражает иерархию ценностей, принятых в культуре и общественном мнении данного общества. В обществах бюрократизированных, где роль государства непомерно высока, статус начальника, руководителя необоснованно завышен, а статус ученого, врача, учителя занижен. В таких обществах утрачено равновесие статусов. Наличие необоснованно высокого престижа статуса означает наличие серьезного социального неравенства.

     В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии.

     Один из основоположников ролевой теории Р.Линтон определил социальную роль как ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. Если статус — это сами функции, права и обязанности, то социальная роль — это ожидание поведения, типичного для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль дает достаточно полную характеристику поведения личности. Социальная роль включает норму поведения личности определенного статуса. В рамках социальной роли происходит преломление нравственных ценностей, норм и мотивов поведения в соответствии со специфическими требованиями, стандартами, необходимыми для той или иной функции.

     Социальная роль — это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами. Поэтому социальную роль нельзя полностью уподоблять личностной характеристике. Ролевые ожидания, закрепленные за статусом, требуют чрезмерной унификации, одинаковости человеческого поведения, оставляя за рамками роли уникальность, творческую неповторимость личности.

     Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий.. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим. Принятие роли — важное условие ее исполнения. Выполнение роли требует организации поведения в соответствии с групповыми нормами. Принятие роли требует, чтобы каждое действующее лицо вообразило, как оно само выглядит с точки зрения другого человека.

Информация о работе Личность и общество