Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:59, реферат

Описание

Работа «Principia Mathematica» («начала математики», 1910 г.) Б. Рассела в соавторстве с А. Уайтхедом, доказывающая соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики, стала самым значимым вкладом в математическую логику со времен Аристотеля. Именно эта работа инициировала идею «Венского кружка».
Логический позитивизм — основное направление неопозитивизма, возникшее в 20-х годах ХХ века в «Венском кружке» (представители: М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское «Общество эмпирической философии» (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.).

Содержание

Введение……………………………………………………………..….….……...3

1. Логический позитивизм. Основные положения.……………………...……...5
2. Людвиг Витгенштейн. Биография………………………………..……….......8
3. Логико-философский трактат…………………………………….………..…12
3.1. Часть первая. Мир, структура мира………………………….…..…….......12
3.2. Часть вторая. Восприятие. Язык..……...…………………….………….....13
3.3. Часть третья. Философия………….……………………...….…..………....17
3.4. Часть четвертая. О мире и границах…………………...…….…..………...18
4. Идеи Витгенштейна о философских исследованиях……………………….20
4. «Конец» логического позитивизма……………...……………...……………28

Заключение…………………………………………………………………...…..30

Список используемой литературы………………………………….………..…32

Работа состоит из  1 файл

Логический позитивизм конечная версия.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Логико-философский  трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм.

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………..….….……...3

 

1. Логический позитивизм. Основные положения.……………………...……...5

2. Людвиг Витгенштейн. Биография………………………………..……….......8

3. Логико-философский трактат…………………………………….………..…12

3.1. Часть первая. Мир, структура  мира………………………….…..…….......12

3.2. Часть вторая. Восприятие. Язык..……...…………………….………….....13

3.3. Часть третья. Философия………….……………………...….…..………....17

3.4. Часть четвертая. О мире и границах…………………...…….…..………...18

4. Идеи Витгенштейна о философских  исследованиях……………………….20

4. «Конец» логического позитивизма……………...……………...……………28

 

Заключение…………………………………………………………………...…..30

 

Список используемой литературы………………………………….………..…32

 

Введение

 

Неопозитивизм – обобщенное название философских учений XX века, развивающих идеи позитивизма и считающих единственно научным типом знания лишь то, которое соответствует требованиям опыта и логики. (Сциентистское крыло философии).

Основателями движения неопозитивизма являются деятели логики и математики Г. Фреге, Б. Рассел и Д. Мур. Их основные идеи:

    • Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным или ложным, а это - задача логики.
    • По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Часть логической путаницы заключается в отождествлении значения имени и его  смысла.
    • Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет избежать, считал Рассел, ложных представлений. Предметное содержание следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще чего-либо.
    • Мур выступал в защиту «здравого смысла» в философии; а неясные, спорные суждения переформулировать в более ясные.

Работа «Principia Mathematica» («начала математики», 1910 г.) Б. Рассела в соавторстве с А. Уайтхедом, доказывающая соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики, стала самым значимым вкладом в математическую логику со времен Аристотеля. Именно эта работа инициировала идею «Венского кружка».

Логический позитивизм — основное направление неопозитивизма, возникшее в 20-х годах ХХ века в «Венском кружке» (представители: М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское «Общество эмпирической философии» (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.).

Философов Венского кружка и берлинского Общества эмпирической философии объединял интерес к научному постижению мира, прежде всего на основе математики, логики и физики. Центральное место в философии логического позитивизма занимала фундаментальная работа Л. Витгенштейна «Логико-философский трактат» (1921 г.).

 

 

 

 

Логический позитивизм. Основные положения.

 

В качестве основных положений  можно выделить:

Отрицание философии  как учения о первых принципах. По мнению Карнапа, истинность философских  предложений невозможно обосновать. От философии следует отказаться в пользу науки, лишь она представляет собой обоснованное знание. Представители логического позитивизма представляли себе философию не как особую форму знания, а как род деятельности, которая заключена в анализе искусственных и естественных языков. Предметом философии должен становить язык науки как способ выражения знания. Главной задачей философии в логическом позитивизме становится устранение из науки псевдопроблем, которые появляются из-за неправильного употребления языка, и построение моделей осмысленного рассуждения с использованием математической логики, которые будут являться идеальными моделями.

Строгое деление предложений  на аналитические и синтетические. Это различение имело важное значение в неопозитивистском понимании  предложения, истинность которого определяется его собственным содержанием, чего нет в случае синтетического предложения. Примеры аналитических предложений: «В квадрате все углы прямые», «Тела протяженны». По определению в квадрате все углы прямые, а тела представляют собой нечто протяженное. Эти предложения логически необходимы (если я утверждаю, что существуют тела, то я должен также утверждать, что эти тела обладают протяженностью). Примеры синтетических предложений: «На столе лежит книга», «Студенты смеются чаще, чем их преподаватели». По определению стол не является чем-то таким, на чем непременно лежит книга. Истинность синтетических предложений устанавливается эмпирическим путем, они отражают экспериментальные данные. В соответствии с этим делением можно разделить все науки на экспериментальные (физика, химия, психология, история, социология и т.д.) и неэкспериментальные (логика и математика).  Предложения философии не аналитичны и не синтетичны, они бессмысленны; философия толкует о реальных явлениях, но не имеет собственной экспериментальной базы.

Таким образом, вопрос существования  псевдопроблем в науке и разработка принципа определения достоверности  синтетических предложений  (верификации) стали ведущими направлениями философии  логического позитивизма. Принцип  верификации заключается в том, что достоверность синтетических предложений выявляется эмпирическим путем. Сложный текст следует разложить на элементарные предложения (протокольные предложения). Элементарное предложение проверяется фактами. Синтетическое предложение имеет значение «истина» («ложь») тогда и только тогда, когда оно может быть проверено на истинность (ложность) посредством опыта. Таким образом, у синтетического предложения кроме значений «истинно» или «ложно» было введено еще одно значение – «бессмысленно». В результате все метафизические вопросы философии попадали в категорию бессмысленных и отбрасывались, т.к. они не могут быть посредством логической цепочки рассуждений сведены к эмпирическим фактам. Реализация идеи убрать из философии «бессмыслицу» пошла по пути замены метафизических вопросов логическими проблемами и проблемами языка.

 

Логический позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь  от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально. Философия, по неопозитивизму, – это аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий конкретных наук. Это направление – аналитическая философия. Она распадается на:

1. Логический анализ  философии – где формальная  логика является методом позитивной  философии, способствуя созданию единого научного метаязыка для формализации науки;

2. Лингвистическая философия – исследование обыденного языка, оттенков значений и устранение двусмысленности. Это семантическая философия Карнапа.

«Языковый каркас» Карнапа  – форма «языка», представляющая науку как язык.

Науку и реальность Карнап разводит, предлагая «различить два  вида вопросов о существовании»:

1. Вопросы о существовании объектов нового вида – это внутренние вопросы. Ответы можно найти логическими или эмпирическими методами: «Являются ли единороги и кентавры реальными или воображаемыми?» и т.п. Признать что-либо реальной вещью – значит включить эту вещь в имеющуюся систему вещей в соответствии с правилами.

2. Вопросы о существовании системы объектов в целом – это внешние вопросы. Эти вопрос поднимаются не рядовым человеком и не учеными, а только философами. Этот вопрос нельзя разрешить, потому что он поставлен неправильно.

Качественное отличие  теоретических законов заключается  в том, что они используют теоретические термины, в то время как эмпирические законы включают лишь термины наблюдения. Ответ на вопросы о том, как могут быть получены теоретические законы, Карнап считает «одной из основных проблем методологии науки». Процесс их создания ему видится следующим образом: «Теоретические законы более общими, чем эмпирические. Но нельзя прийти к теоретическим законам, если просто взять обобщить эмпирические законы. Теоретические законы отличаются от эмпирических тем, что содержат термины другого рода.»

Мы наблюдаем камни, и деревья, замечаем разные регулярности и описываем их с помощью эмпирических законов. Но независимо от того, как долго мы наблюдаем вещи, мы никогда не достигнем пункта, когда мы увидим молекулу. Термин «молекула» никогда не возникнет как результат наблюдений. По этой причине никакое количество обобщений из наблюдений не может дать теории молекулярных процессов.

Людвиг Витгенштейн. Биография.

 

 

Людвиг Йозеф Иоганн Витгенштейн (1889–1951 гг.) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии и один из самых ярких мыслителей

Родился в Вене (Австрия) 26  апреля 1889г., окончив школу в  Линце, поступил в высшую техническую  школу в Манчестере (Великобритания), где занимался конструированием математической модели пропеллера. Одним  из истоков ранней философии Витгенштейна послужили логико-математические концепции Готлоба Фреге и Бертрана Рассела, под руководством которых он работал в Йенском и Кембриджском университетах.

«Дневники» 1914-1916 гг., в которых Витгенштейн выражает уверенность в безграничных возможностях новой логики, послужили основой для его главной работы раннего периода — «Логико-философского трактата», который он завершил в конце Первой мировой войны, находясь в качестве австрийского военнопленного в Италии. (Перед началом войны он вернулся в Австрию, где в 1914 г. отправился добровольцем на фронт, а в 1917 г. он оказался в плену). В 1921 г. «Логико-философский трактат» был издан в Германии, а в 1922 г. — в Англии, со вступительной статьей Рассела. Именно английское издание быстро сделало Витгенштейна европейской философской знаменитостью.

В «Логико-философском  трактате» Витгенштейн стремился  выявить границы выражения мыслей в логике языка, причем границы языка  для него одновременно и границы  мира. Правильная логическая символика, по мысли Витгенштейна, сама должна показывать структуру языка и мира. Смысл может быть присущ только предложению, которое является образом (картиной, моделью) некоторой фактической ситуации. «Имена» же обладают только значением, они — простые знаки, обозначающие объекты. Объекты неизменны и поэтому образуют «субстанцию мира», изменяются лишь их элементарные комбинации — «положения дел». Несколько «положений дел» составляют «факт», и в этом смысле «мир есть лишь совокупность фактов».

Сложные предложения Витгенштейн трактовал как функции истинности элементарных, независимых друг от друга предложений. Элементарные предложения отражают возможные «положения дел» и придают осмысленность как истинным, так и ложным предложениям естественных наук. Наиболее характерными видами осмысленных предложений являются те, которые использует естествознание. В отличие от них логические противоречия и тавтологии лишены смысла, ибо не обозначают фактов, а только «показывают» структуру мира фактов и его пределы. В отличие от естественных наук, философия, согласно Витгенштейну, не есть теория, стремящаяся к истине; она является аналитической деятельностью по прояснению логической структуры языка (прежде всего языка науки), устранению неясностей в обозначении.

Этические, эстетические и религиозные предложения, равно как и предложения метафизики, признаются бессмысленными, хотя и важными в экзистенциальном отношении попытками выразить невыразимое. Своеобразный панлогизм приводит Витгенштейна к мировоззренческой позиции, созвучной «философии жизни». Мир фактов окружен «мистическим», то есть тем, что невыразимо и представляет собой интуитивное созерцание мира «в целом», «с точки зрения вечности». Научными, рациональными средствами постигнуть эту сверхъестественную сферу невозможно.

После публикации «Логико-философского трактата» в 1921 г. Витгенштейн на несколько лет отошел от философии, работая простым школьным учителем в отдаленных деревнях Нижней Австрии. Позже Витгенштейн пересматривает свою теорию, отказывается от выявления априорной структуры языка и мира, от идеи независимости элементарных предложений и от некоторых других положений. Теперь он подчеркивает многообразие способов употребления слов и выражений естественного языка, их вплетенность в человеческую практику. Только использование слов в определенном контексте («языковой игре») и в соответствии с принятыми в «лингвистическом сообществе» правилами придает им значение.

В 1939 г. Витгенштейн занял должность профессора философии в Кембриджском университете. Во время Второй мировой войны он покинул университет и работал санитаром в лондонском госпитале. Осенью 1944 г. вернулся в Кембридж, где преподавал на кафедре философии до конца 1947 г. Умер Людвиг Витгенштейн 29 апреля 1951 года, Кембридж.

В своем главном произведении позднего периода – «Философские исследования» (1953 г., посмертно) Витгенштейн трактует философию как активность, направленную на прояснение языковых выражений. Смысл же философии сугубо «терапевтический» — устранение путем анализа естественного языка не только философских, но и иных обобщений, оцениваемых им как своего рода заболевания. Философ не должен пытаться выявить внутреннюю сущность языка, ибо таковой не существует. Его задача — описывать и выявлять границы «языковых игр». Для позднего Витгенштейна принципиально важно различение «поверхностной» (синтаксические правила естественного языка) и «глубинной» (относящейся к способам употребления слов, к «языковым играм» как «формам жизни») грамматики, оказавшее влияние на современную лингвистическую прагматику.

Одной из причин радикального изменения позиции Витгенштейна в конце 1920-х годов послужило  его знакомство с математическим интуиционизмом. Развивая некоторые  идеи в духе математического конструктивизма, Витгенштейн основное внимание уделяет  творческому характеру процесса математического доказательства, рассматривает математику как своего рода «языковую игру». В своих «Заметках по основаниям математики», которые с середины 1930-х годов писались параллельно с «Философскими исследованиями», он разрабатывал своеобразный кодекс «лингвистического поведения» математиков, считая ошибочными «традиционные» концепции значения математических понятий и выражений.

В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы  и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и ученых со всего мира.

Информация о работе Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм