Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:59, реферат

Описание

Работа «Principia Mathematica» («начала математики», 1910 г.) Б. Рассела в соавторстве с А. Уайтхедом, доказывающая соответствие принципов математики принципам логики и возможность определения основных понятий математики в терминах логики, стала самым значимым вкладом в математическую логику со времен Аристотеля. Именно эта работа инициировала идею «Венского кружка».
Логический позитивизм — основное направление неопозитивизма, возникшее в 20-х годах ХХ века в «Венском кружке» (представители: М. Шлик, Ф. Франк, О. Нейрат, Р. Карнап, К. Гедель и др.), с которым тесно сотрудничало берлинское «Общество эмпирической философии» (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.).

Содержание

Введение……………………………………………………………..….….……...3

1. Логический позитивизм. Основные положения.……………………...……...5
2. Людвиг Витгенштейн. Биография………………………………..……….......8
3. Логико-философский трактат…………………………………….………..…12
3.1. Часть первая. Мир, структура мира………………………….…..…….......12
3.2. Часть вторая. Восприятие. Язык..……...…………………….………….....13
3.3. Часть третья. Философия………….……………………...….…..………....17
3.4. Часть четвертая. О мире и границах…………………...…….…..………...18
4. Идеи Витгенштейна о философских исследованиях……………………….20
4. «Конец» логического позитивизма……………...……………...……………28

Заключение…………………………………………………………………...…..30

Список используемой литературы………………………………….………..…32

Работа состоит из  1 файл

Логический позитивизм конечная версия.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Логический позитивизм ориентируется в основном на перепроверку знаний, не позволяя успешно их наращивать. Но реальный путь познания не таков. Неопозитивизм не смог разделить философию и науку, четко классифицировать знания. Это и вызвало его внутренний кризис.

 

Заключение

 

Влияние «Логико-философского трактата» на философию (и даже в некоторой мере на культуру и искусство XX в.) весьма значительно. Фраза «О чем нельзя говорить, о том надлежит молчать» и ее истолкования прочно вошли в современную культуру.

В то же время у раннего Витгенштейна не нашлось настоящих учеников и последователей. В сущности, «Трактат» не был воспринят во всей целостности. Поэтому можно говорить о влиянии каких-то отдельных моментов «Трактата», пусть даже и сильном. Но не оказалось философов, которые бы осмыслили и приняли «Трактат» целиком, во взаимопереплетении его логического и «мистического» содержания.

Стоит отметить, что отождествлять  Витгенштейна с логическим позитивизмом не совсем верно. Витгенштейн, в отличие  от логических позитивистов и Рассела  в частности, не был эмпиристом. Они были сциентистами: для них естественная наука — образец осмысленных утверждений, а философия, религия, мистическое относились к тому, о чем не стоит говорить. Витгенштейн же считал, что об этом нельзя говорить. Тут видно глубочайшее уважение к тем вещам, о которых надо хранить молчание. Этим его установка принципиально отличалась от установок логических позитивистов. Витгенштейн оказал значительное влияние на Шлика, Карнапа и др. Однако члены Венского кружка создали собственное понимание «Трактата» и отталкивались именно от него.

Говоря о воздействии  «Логико-философского трактата» на философию XX в., надо прежде всего отметить представленную в нем концепцию  философии и идею, что философия  должна стать деятельностью по прояснению мыслей и проблем. Безусловно, большое влияние оказал круг собственно логических и семантических идей «Трактата». Они вызывают неослабевающий интерес исследователей; идеи Витгенштейна интерпретируются и активно разрабатываются.

«Логико-философский  трактат» — уникальное философское произведение. Оно уникально по стилю, тональности, сочетанию тем, по тому заряду энергии, которое в себе несет. Этот заряд Витгенштейн привнес в философию и культуру XX в. Но «Трактат» остался без подлинных последователей и продолжателей, что, может быть, и не случайно Возможно, что это — работа такого жанра, который исключает ученичество и последователей в прямом смысле слова.

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М.: Мысль, 2000.
  2. Зотов А.Ф., Буржуазная философия середины XIX — начала XX века. М.: Высшая школа, 1988.
  3. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К., Западная философия XX века. М.: Высшая школа, 2004.
  4. Философия науки: учеб. пособие под ред. А. И. Липкина
  5. Сокулер З.А., Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX в.: Курс лекций. Долгопрудный: Алегро-Пресс, 1994.
  6. Спиркин А.Г., Философия: учебник. М.:Гардарики, 2006.
  7. Витгенштейн Л., Логико-философский трактат, 1921.
  8. Витгенштейн Л., Философские исследования, 1953.
  9. Философия: учебник для вузов под ред. В. В. Миронова. М.: Норма, 2005.
  10. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г., Тематический философский словарь: Учебное пособие. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008.
  11. Канке В.А., Философия. М.: Логос, 2001.

 


Информация о работе Логико-философский трактат Л. Витгенштейна. Логический позитивизм