Марксисткая философия в России в ХХ веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:21, курсовая работа

Описание

Целью представленной работы является анализ марксистской философии, в частности, изучение процесса развития марксистской философии В.И. Лениным, как крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса.
Данная цель работы реализуется через решение следующих задач:
- рассмотреть тему философии в творчестве В.И. Ленина, его философские взгляды о государстве, культуре, нравственности;
- рассмотреть состояние философской мысли в сталинский период, в частности, подавление философии в СССР;
- охарактеризовать основные тенденции развития философии в послесталинский период.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . 3
1. Тема философии в творчестве В.И. Ленина. Философские
взгляды о государстве, культуре, нравственности. . . . 7
2. Состояние философской мысли в сталинский период.
Подавление философии в СССР. . . . . . . 17
3. Основные тенденции развития философии в
послесталинский период . . . . . . . 24
Заключение. . . . . . . . . . 29
Список использованной литературы. . . . . . 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по философии.docx

— 76.81 Кб (Скачать документ)

МВД России

Дальневосточный юридический  институт

Владивостокский филиал

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по философии

Вариант №14

Тема: «Марксисткая философия в России в ХХ веке»

 

 

 

 

 

Выполнил: слушатель

1-го курса (набор 2011 ЗФО)

Тишкевич И.А.

(г. Большой Камень,

ул. Прим. Комсомола, 1-27,

т. 89532164584)

№ зачетной книжки 6124

 

Научный руководитель

_____________________________

_____________________________

_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

ВЛАДИВОСТОК 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение. . . . . . . . . . . 3

1. Тема философии в творчестве В.И. Ленина. Философские

взгляды о государстве, культуре, нравственности. . . . 7

2. Состояние философской мысли в сталинский период.

Подавление философии  в СССР. . . . . . . 17

3. Основные тенденции развития философии в

послесталинский период . . . . . . . 24

Заключение. . . . . . . . . . 29

Список использованной литературы. . . . . . 32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В центре исследования данной работы является марксистская философия  в России в ХХ веке. Актуальность темы работы обусловлена, во-первых, необходимостью более глубокого и беспристрастного анализа теоретического наследия марксизма в России. Во-вторых, данное философское течение лежит в основе официальных идеологических представлений достаточно долгого периода существования советского государства. Обращение к марксизму, помогает глубже понять проблемы, стоявшие перед советской философией и суть дискуссий, развернувшихся по ним. В-третьих, понимание философии марксизма дает возможность извлечь уроки из опыта предшествующих поколений.

Философия, созданная К. Марксом (1818–1883) при участии Ф.Энгельса (1820–1895), является наследницей многих высших достижений европейской философской мысли, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями конца ХVIII – начала ХIХ века. Сами Маркс и Энгельс неоднократно отмечали то серьезное влияние, которое Л. Фейербах и особенно Гегель оказали на формирование их философских взглядов. Однако созданная Марксом философия существенно отличается от традиционных доктрин, систем и учений. Этим отличием является теснейшее содержательное единство философских идей с политико-экономической и научно-социальной сторонами марксистского мировоззрения. Целостность, многосторонняя взаимообоснованность «составных частей», универсальность марксизма во многом объясняют широту распространения и влияния этого учения в быстро меняющемся мире ХIХ – ХХ веков.

Учение Маркса вышло на общественную арену в 40-х годах, стало  значительным идейно-политическим течением в Европе в 70 – 90-х годах ХIХ века. В России марксизм появился и укрепился в конце ХIХ века. К середине ХХ века он развивается в различных регионах Азии, получает распространение в Африке, Латинской Америке. Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и организации, рассматривающие марксизм, как свою теоретическую базу, действуют в большинстве стран мира. Несомненно, также значительное воздействие марксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное сознание  практическую жизнь людей.

Историческое значение марксизма  было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей – пролетариев, интересы которых защищает и выражает эта общественная теория. Вместе со всемирной индустриализацией, следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах, распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и марксизм в целом, и философия как его составная часть.

Высшая цель марксизма  – разработка и теоретическое  обоснование освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей. Этот высший смысл исторического процесса реализуется в философии посредством изучения, анализа, исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества и, с другой – всеобщего духовного опыта человечества. Или, как неоднократно высказывает эту мысль Маркс, философское рассмотрение начинается на уровне всемирно-исторического подхода к интерпретации действительности. Этот подход – по необходимости весьма обобщенный, абстрактный и отнюдь не всегда соотносим с задачами сиюминутной практики.

Сердцевину, суть философии  марксизма образуют исследования фундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношений человека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (или сущности) человека вообще. Это – мировоззренческое «ядро» любой философии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется ряд концепций более конкретного характера (о законах истории, о значении материального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальной революции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической и исторической науками, выработкой программ практических действий в политике, общественной жизни, культуре.

В разработке положений марксистской философии, в её пропаганде и защите, в борьбе против буржуазной идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Меринга, П. Лафарга и др.

Новый этап творческого развития марксистской философии связан с именем В.И. Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма – выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в том числе диалектику абсолютной и относительной истины и т.п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской философии от ревизионизма и натиска буржуазной идеологии, творческое развитие философии были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Руководствуясь ленинскими заветами, придавая большое значение воспитанию трудящихся в духе марксистско-ленинского мировоззрения, коммунистической партии развернули интенсивную деятельность, направленную на пропаганду и дальнейшее творческое развитие диалектического и исторического материализма. Проблемы марксистско-ленинской философии получили развитие в документах съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС и братских коммунистических и рабочих партий, в произведениях философов-марксистов. Марксистско-ленинская философия стала основой формирования научного мировоззрения широчайших масс трудящихся.

Целью представленной работы является анализ марксистской философии, в частности, изучение процесса развития марксистской философии В.И. Лениным, как крупнейшим представителем марксизма после Маркса и Энгельса.

Данная цель работы реализуется  через решение следующих задач:

- рассмотреть тему философии  в творчестве В.И. Ленина, его философские взгляды о государстве, культуре, нравственности;

- рассмотреть состояние философской мысли в сталинский период, в частности, подавление философии в СССР;

- охарактеризовать основные тенденции развития философии в послесталинский период.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Тема философии  в творчестве В.И. Ленина. Философские взгляды о государстве, культуре, нравственности.

 

Ко времени начала творческой биографии В.И. Ленина в развитии мирового марксизма признанными авторитетами были лидеры II Интернационала – А. Бебель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г.В. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации, пропаганды марксизма в целом.

Однако философские основы взглядов Маркса в этот период чаще всего понимались и изображались упрощенно. С одной стороны, это  было вызвано целями популяризации, но, с другой – снижением в этот период высокого уровня философской культуры классического марксизма. Некоторые из теоретических лидеров II Интернационала вообще считали марксизм экономической теорией и отрицали наличие у Маркса какой-либо философии. Распространенным сделалось также негативное отношение к диалектическому методу Маркса, который считали пережитком устарелой «гегельянщины». Правда, русская ветвь европейской социал-демократии, в основном усилиями Г.В. Плеханова, сохранила в значительной мере понимание ценности философии марксизма, однако упрощения и вульгаризация не миновали и ее. Поэтому В.И. Ленин впоследствии имел полное право считать, что «нельзя вполне понять «Капитала» Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей Логики Гегеля. Следовательно, никто из марксистов не понял Маркса 1/2 века спустя!!»1.

Преодоление вульгарных упрощений  и развитие философских основ  марксизма в радикально изменившихся исторических условиях начала XX века было осуществлено В.И. Лениным (1870 — 1924). Уже в ранних работах В.И. Ленина, в полемике с народниками, легальными марксистами и т.д. разрабатываются некоторые общие философские вопросы. Однако специальные и углубленные исследования в области философии В.И. Ленин начинает вести несколько позднее. Первым значительным вкладом в философскую теорию марксизма стали идеи знаменитого труда «Материализм и эмпириокритицизм».

 

«Материализм  и эмпириокритицизм»

Наибольшее место в  «Материализме и эмпириокритицизме» отведено полемике с идеалистической философией. В.И. Ленин отстаивает позиции материализма по ряду существенных проблем теории познания – по проблеме ощущений, истины, практики как критерия истины. Противниками его взглядов являются преимущественно субъективные идеалисты, то есть последователи и поздние эпигоны великих философов XVII–XVIII веков.

Но В.И. Ленин не только опровергал, но и анализировал источники неожиданного расцвета субъективно-идеалистических взглядов в конце XIX–начале XX века. Источники имелись достаточно серьезные. Достижения естествознания того времени вызвали трудности в философском их осмыслении. Это приводило к общим сомнениям, состоянию неуверенности, что всегда сопутствует субъективно-идеалистическим истолкованиям познания. («Новая физика, найдя новые виды материи и новые формы ее движения, поставила по случаю ломки старых физических понятий старые философские вопросы»2.) Так, например, делимость атома, открытая в физике, вызывала представления о том, что «материя исчезла». Мысль об атомарном строении материи в XIX веке упрочилась до степени догмы в сознании ученых-естественников. Ставшая очевидной необходимость уточнения этого положения привела к резкому росту скептицизма, неверию в возможности научного познания вообще. В.И. Ленин обосновывал позицию, согласно которой степень познания реальности всегда есть величина относительная – углубление исследований приводит к пересмотру даже самых устоявшихся представлений. Однако это вовсе не причина сомневаться ни в объективности существования мира, ни в объективности научных представлений о мире, которые никогда не становятся полными истинами, однако всегда в определенной степени отражают именно этот мир. Отказ от догматического понимания атома — вовсе не отказ от самой материи, то есть от «объективной реальности», существующей независимо от человеческого сознания '3.

В.И. Ленин связал анализ философских заблуждений с исследованием их естественнонаучных источников; показал, что выводы из результатов развития науки при правильном к ним отношении совсем не обязательно должны приводить к философско-идеалистическим взглядам. Это означает, что философский анализ результатов развития наук есть необходимое и постоянное дело для философов, что В. И. Ленин впоследствии называл союзом философов и естествоиспытателей. По Ленину, это союз, необходимый обеим сторонам, так как естественные науки без помощи философии неспособны глубоко понять и сделать правильные мировоззренческие выводы из собственных познавательных результатов, а философы без опоры на естествознание не могут развивать свою науку, создавать подлинные философские обобщения о мире и человеке.

 

Исследование  диалектического метода

После революции 1905 года в творчестве В.И. Ленина заметен постоянно растущий интерес к диалектике. В.И. Ленин изучает сочинения Гегеля, Фейербаха, составляет конспекты и набрасывает тезисы собственных представлений о диалектике. Одна из основных областей применения диалектики в творчестве В.И. Ленина – это сфера политики, политического действия. Применительно к политике диалектика, по Ленину, - это искусство «гибкой тактики», умение видеть и анализировать постоянно возникающие социальные изменения, ориентация в возможностях практики. Мысли о диалектике в политической деятельности, столь многочисленные у В.И. Ленина, хорошо выражены в одном из фрагментов работы «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). В.И. Ленин анализирует ошибки К. Каутского, О. Бауэра - «высоко ученых марксистов», «преданных социализму вождей II Интернационала», которые «учились и других учили марксовской диалектике... но они в применении этой диалектики... оказались людьми... не сумевшими учесть быстрой перемены форм и быстрого наполнения старых форм новым содержанием... они «загляделись» на одну определенную форму роста рабочего движения и социализма, забыли про ее односторонность, побоялись увидеть ту крутую ломку, которая в силу объективных условий стала неизбежной, и продолжали твердить простые, заученные, на первый взгляд бесспорные истины...»4.

Особое значение диалектика, учащая политической гибкости, тонкому  и многостороннему анализу действительности, по Ленину, приобретает в исторические периоды крупных социальных изменений, революций. Далее, именно диалектика учит антидогматизму, умению быть самокритичным, признавать и исправлять свои и чужие политические ошибки и просчеты – а без этого, по Ленину, невозможно честное представительство какой-либо партией своего класса5. Одной из наиболее частых ошибок, присущих революционным партиям и теоретикам революционного направления, В.И. Ленин, считал неразличение конкретно-исторического и всемирно-исторического подходов в анализе текущей социальной жизни, в определении политической линии. «...В вопросе практической политики ссылаться на всемирно-исторический масштаб есть теоретическая неверность самая вопиющая»6.

Информация о работе Марксисткая философия в России в ХХ веке